06:00, 18 октября 2002 года

Пирожок под сонату для скрипки

Я не сразу понял, что случилось, но когда дошло - поежился: на сцене пятигорского театра оперетты один из знаменосцев, парнишка лет 15, рухнул, как подкошенный. И это во время парадного действа, на глазах у мэра города, руководителя администрации КМВ, министров правительства края, на глазах у сотен ребят, собравшихся в театре на свой форум. Однако, похоже, я был единственный, кого случившееся ошарашило. И не только потому, что стоявшие рядом ребята быстро вынесли своего товарища со сцены. Просто в отличие от меня собравшиеся в зале не понаслышке знали, что обмороки школьников стали уже обычным явлением.

Миф о сельском крепыше

- И у нас дети на линейке падают в обморок - полчаса не могут выстоять. Показатели физподготовки очень низкие, почти все ребята больны, - разбивают в прах расхожее представление о юных сельчанах, как об этаких розовощеких крепышах, педагоги Александрийской СШ N 24.

А ведь эта школа - одна из лучших в Георгиевском районе. И по качеству знаний - школьники успешно выступают на предметных олимпиадах, а многие выпускники поступают в вузы. И по дисциплине, порядку - все учащиеся безропотно ходят в белых рубашках, в школьной форме. И по уровню подготовки педколлектива - впервые в истории Георгиевского района здешний педагог - преподаватель черчения из СШ N 24 Е. Железовская - стал призером краевого конкурса "Учитель года".

Вот только здоровьем юные александрийцы, как, впрочем, и подростки из других обнищавших сел и станиц края, похвастаться не могут. А посему когда предложили на базе СШ N 24 организовать краевую экспериментальную площадку по внедрению здоровьесберегающих технологий - единственную на весь Георгиевский район - педагоги согласились, поскольку и сами понимали: нужно срочно что-то предпринимать.

Здоровьесберегающие технологии - на редкость косноязычный термин. Да и, по сути, методику профессора В. Базарного не все приемлют. Но никто не спорит, что следует снять шапку перед столичным ученым за ту страсть и настойчивость, с какой он бьет во все колокола: в России налицо глобальное физическое недоразвитие детей и подростков. Школьная программа перегружена, происходит изначальное угасание стартовых сил организма. Необходимо в корне пересмотреть организацию учебного процесса, особенно в начальных классах. Профессор сумел убедить руководство края, что, используя разработанные им здоровьесберегающие технологии, удастся буквально за несколько лет переломить негативную тенденцию. И вот, как известно, с прошлого года во многих детских садах и школах Ставрополья затеяли масштабный эксперимент. Бравурные реляции из элитных образовательных учреждений мне не внушают доверия - на показухе в городах поднаторели. Другое дело сельская глубинка...

Кавалеры отныне не списывают

Когда станичники проведали, что в александрийской школе на первоклашках собираются опробовать какие-то заумные технологии, многие вознамерились было переждать годик - пусть на других детишках экспериментируют, а мы поглядим, что из этого выйдет. Пришлось педагогам ходить по дворам, уламывать родителей, иначе был бы недобор.

Из трех сформированных классов один оставили как контрольный и разместили на втором этаже, а два экспериментальных - на первом, в отдельной рекреации. Когда мальчиков и девочек, согласно методе профессора В. Базарного, развели по разным классам, вспыхнул едва ли не бунт: родители мальчиков возмущались, писали жалобы. Педагоги их всячески успокаивали, хотя самих терзали сомнения.

- Первые два месяца был какой-то кошмар, - признается Т. Шиянова, учительница класса мальчиков. - Шумоватые, разношерстные дети, не поймешь что творится, - какая-то каша. Я буквально падала от усталости. Но уже со второй четверти наметились сдвиги к лучшему, а к концу учебного года по сравнению с тем, что было вначале, - небо и земля.

Сейчас уже не только Татьяна Николаевна и другие педагоги, но и родители уверовали, что раздельное обучение - не блажь столичного профессора, а разумный учет различий в психологии и физиологии мальчиков и девочек.

- У нас ведь село, дети здесь более стеснительные, - говорит завуч по начальным классам Г. Железовская (мама уже упомянутого призера краевого конкурса). - Поэтому в смешанной аудитории учителю весьма сложно. А когда мальчики и девочки по разным классам, можно спокойно, не задевая их психику, говорить о том, что касается особенностей мужского и женского организма.

Как это ни странно, но раздельное обучение благотворно повлияло на взаимоотношения мальчиков и девочек. Встречаясь на переменках, а тем более на утренниках, они с интересом разглядывают друг друга, стараются держаться с достоинством, следят за своим внешним видом. Да и со взрослыми детишки из "мальчукового" и "девчачьего" классов ведут себя более воспитанно, адаптируются быстрее, чем дети из обычного "смешанного". Когда я предположил - а не в том ли разгадка, что в экспериментальные классы, как это обычно бывает, отобрали лучших, Т. Шиянова аж руками всплеснула:

- Да из моих мальчишек после обследования медиков двоих направили во вспомогательную школу, четверых - в классы коррекции. Не из кого выбирать. Делили детей, не глядя.

Рассказали мне и забавный эпизод. Когда только начали раздельно заниматься, повадился в "экспериментальную" рекреацию один старшеклассник: заглянет в класс, головой покачает и уйдет. Наконец, не выдержал, подошел на переменке к мальчишкам-первоклашкам:

- Ничего не понимаю: у кого же вы списывать будете?

Смех - смехом, но за ним кроется еще один аргумент в пользу раздельного обучения. Мальчики развиваются значительно медленнее девочек, как правило, они менее внимательны, с ленцой. При совместном обучении страдает психика и тех, и других. Списывание становится своеобразной формой адаптации. А в раздельных классах мальчишки рассчитывают только на самих себя, у них не развивается чувство неполноценности, иждивенчества.

...Когда в нынешнем году набирали первоклашек в "мальчуковый" класс, никаких проблем в станице Александрийской не возникало.

Пуговички на коврике

На каждом столе в классе мальчиков и в классе девочек конторка, а на полу - матерчатый коврик, к которому пришиты пуговицы всех мыслимых и немыслимых цветов, форм и размеров. Они в сельской школе заменяют предусмотренные методикой профессора Базарного массажные коврики - голь на выдумку хитра. Каждые 8-12 минут по команде учителя ребята меняются местами: тот, кто сидел, становится босыми ногами на "массажный" коврик, серединкой груди - к конторке. А другой садится на его место.

- Представляю, какой бедлам в эти минуты в классе...

- Ничего подобного, - возражают мне педагоги александрийской школы. - Ребята быстро привыкли, местами меняются без всякого шума, суеты.

Почти у всех первоклашек, что в прошлом году пришли в класс мальчиков Т. Шияновой и в класс девочек, который ведет Т. Шульга, был искривлен позвоночник, нарушена осанка. К концу учебного года дети стали намного стройнее. Учителя убеждены - это благодаря конторкам.

- Сидя за столом, ребенок обязательно куда-то "съедет", изогнется. А стоя за конторкой, он волей-неволей вытягивается, расправляет плечи.

Потолок класса разрисован разноцветными кругами, "восьмерками". Когда, задрав головы, ребята следят за лучом, который по мановению руки учительницы бегает по этим "восьмеркам", они развивают подвижность шеи, тренируют вестибулярный аппарат. А тут еще подвешенные к потолку вертушки с учебными заданиями, всевозможные плакаты на разной высоте - только успевай крутить головой да шарить глазенками. Перед каждым учителем памятка: в какой момент какого урока какие упражнения делать с ребятишками. В рекреации тоже полы и стены расписаны всевозможными кругами, треугольниками, домиками: прыгай, бегай, разглядывай. А утомится ребенок - в классе позади столов большой коврик, на котором можно полежать, отдохнуть. И все это помимо обычных трех уроков физкультуры. Право, вспоминаю свои начальные классы - "положите руку на руку, не крутите головой" - и завидую белой завистью.

Правда, в то время в школе не знали, что такое голодные дети. Теперь знают, и очень даже хорошо. На питание каждого ребенка в бюджете александрийской школы заложено два рубля 50 копеек в день. Возьмите два-три рубля и зайдите в любую столовую или кафе - здорово наедитесь? А ведь в станице, где большинство семей живут за чертой бедности, дети зачастую приходят в школу натощак. Краевые законодатели денег для этих детей не находят в бюджете, а богатых спонсоров у сельской школы нет. Остается одно:

- Директор школы давит на нас, а мы - на родителей: доплачивайте, чтобы на каждого школьника приходилось по четыре рубля, а на малышей - даже по пять, - признаются учителя. - Ведь стоит ребенку съесть хоть какой-то пирожок, и он сразу преображается: скачет, как козленок.

На прогулку - в "Сад здоровья"

Но, оказывается, пирожок принесет еще больше пользы, если ребенок будет его жевать под сонату для скрипки Тартини или под концерт N 2 Листа. Это уже не от профессора Базарного, а изыскания психолога и завуча школы. Поверили они в эффективность звукотерапии, в то, что кантата N 2 Баха уменьшает раздражение, а третья часть шестой симфонии Чайковского тонизирует, что "Дон Жуан" Моцарта снимает головную боль, а "Свет луны" Дебюсси успокаивает. Увлеклись сами, увлекли учителей, "раскрутили" директора на магнитофон для экспериментальных классов.

Вот и много зелени в рекреации - это по Базарному, а "сад здоровья" - уже свое, александрийское. Его разместят на пришкольном участке: уже разметили дорожки, сектора, определили, где какие растения посадят. В одном секторе цвет, форма, запах, фитонциды цветов, кустарников, деревьев - все будет способствовать нормализации сердечной деятельности, в другом - успокоит нервы, в третьем - стимулирует мышление и так далее. Кое-что посадят осенью, но основные работы по разбивке "сада здоровья" предусмотрены весной.

Дневник уровня физической подготовленности школьника разработал преподаватель В. Стрельченко из другой сельской школы Георгиевского района - Нижне-Зольской. Но и александрийцы за него ухватились. В простой и ясной форме он отражает динамику физического развития ребенка по нескольким показателям: бег на 30 метров, подтягивание, челночный бег и так далее. Причем успеваемость определяется не в баллах, а в оценках "супер", "отлично", "хорошо", "удовлетворительно". А какому ребенку не хочется быть "супер"! Да и родителям неприятно, когда им колют в глаза, что сын или дочь - всего лишь "уд". Значит, надо срочно подтренироваться.

- Раньше такого не было, - говорит завуч Г. Железовская - А сейчас идешь по станице - глядь, в одном дворе мальчонка бегает, в другом подтягивается: стараются выполнить нормативы.

А энтузиазм, как обычно, голый

Краевая экспериментальная площадка - звучит гордо. Жаль только, что этот звук не материализуется во что-то осязаемое. Второй год в станице Александрийской идет эксперимент, но за это время только и получили из края - два десятка конторок. Причем сделанных топорно: сколотили четыре куска ДСП, сверху крышку примастырили - и все. Никаких регуляторов высоты, некуда ребенку даже карандаш или ручку положить. Вот и приспосаблиются учителя и родители как могут - приколачивают к конторкам всевозможные ножки, подставки, брусочки с дырочками под карандаши. Это в тех классах, что второй год оздоравливают по системе Базарного. А нынешним первоклашкам, которые вот уже полтора месяца участвуют в краевом эксперименте по внедрению здоровьесберегающих технологий, до сих пор даже таких убогих конторок не дали.

Согласно программе детишкам в экспериментальных классах должны систематически замерять давление. Полгода назад завуча заверили в Ставрополе, что специальные детские манжеты для тонометров уже выслали в станицу - в александрийской школе их до сих пор ждут. Крайне необходим предусмотренный здоровьесберегающими технологиями спортинвентарь, специальные тренажеры. Соответствующее технико-экономическое обоснование для проведения эксперимента администрация школы давным-давно отправила в краевой центр, но в ответ ни гу-гу.

До сих пор не выделили школе и обещанную ставку врача, хотя мониторинг здоровья детей - краеугольный камень эксперимента. Каких только измерений и обследований не приходится делать педиатру из станичной поликлиники Н. Притворовой! Спасибо, она человек безотказный. А ведь на некоторых других экспериментальных площадках, которым также не выделили ставок врача, вынуждены были отказаться от детального медицинского обследования детей. То есть эксперимент потерял смысл.

Почти все имеющееся в классах оборудование для здоровьесберегающих технологий учителя изготовили сами. Нагрузка на преподавателя при работе по методике Базарного колоссальная. Буквально ни на минуту нельзя расслабиться, присесть. Уже к концу четвертого урока каждый учитель как выжатый лимон. А еще необходимо проводить вычисление физических параметров детей по сложнейшим формулам, заполнять множество справок, отчетов. И за все это 10-процентная надбавка к скудной зарплате. Завучу, которая тоже света белого не видит с этими экспериментальными классами, надбавка и вовсе полагается из... внебюджетных средств. То есть, если школа где-то что-то подзаработает, то может быть...

- Да Бог с ними, с этими деньгами, - отмахивается Г. Железовская. - Просто мы здесь все загорелись: хочется детям помочь, хочется добиться результата. И уже есть подвижки.

«Пирожок под сонату для скрипки»
Газета «Ставропольская правда»
18 октября 2002 года