06:00, 1 октября 2002 года

Самоуправление или самоуправство?

Как мы уже сообщали, в минувшую пятницу в Минеральных Водах по решению совета депутатов территориального муниципального образования охранники не пустили в административное здание главу и сотрудников территориальной государственной администрации, а их кабинеты были опечатаны.

ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА УЖЕ В СУДЕ

Прокомментировать действия муниципальных властей мы попросили главу территориальной госадминистрации В. ЗЕЛЕНСКОГО.

- По этому поводу я был в управлении Министерства юстиции по Ставропольскому краю. Начальник управления - один из ведущих юристов Ставрополья - Д. Ковалев прямо мне сказал: "Это махровый беспредел. Исполнять решение суда должны судебные приставы, но никак не совет, а тем более не частная охранная фирма".

Мне известно, что неделю назад глава муниципального образования М. Чукавин приглашал к себе главного судебного пристава по нашему городу и району М. Зурначева. Но тот, ознакомившись с постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа, ответил, что для судебных приставов оно не может служить основанием к действию. Там нет исполнительного листа, ни слова о том, что суд обязывает правительство Ставропольского края передать муниципалитету имущество и недвижимость в такой-то срок, что Минераловодский совет вправе таким варварским способом не допустить госслужащих к исполнению обязанностей в период подготовки к Всероссийской переписи населения. К тому же у нас далеко не лучшим образом обстоят дела с ликвидацией последствий стихийного бедствия. И в этот момент меня, заместителя председателя по ЧС, лишили возможности работать, принимать участие в селекторных совещаниях. Наконец, с первого октября мы должны начать выплату аванса всем бюджетникам.

Если уж муниципалы намерены действовать по закону, то с этим постановлением окружного суда им следовало обратиться в арбитражный суд, чтобы тот принял решение о передаче имущества в такой-то срок, выдал исполнительный лист, обязал муниципалитет предложить МТГА другое помещение, пригодное для исполнения служебных функций. Однако ж совет и глава МТМО предпочли нарушить закон и прибегнуть к услугам частных охранников, хотя и заместитель руководителя аппарата правительства края, и заместитель руководителя администрации КМВ предупреждали М. Чукавина, что так поступать недопустимо.

И главное: не было никакой необходимости таким разрешать конфликтную ситуацию. Наше присутствие в здании нисколько не мешало совету и администрации муниципалитета исполнять свои функции. К тому же они прекрасно знали, что на выходе закон о разграничении полномочий между муниципальными и государственными органами власти. Его проект, который есть и в администрации МТМО, предусматривает значительное сужение сферы деятельности муниципальных властей. За ними остаются только внешкольная работа с детьми, коммунальные сети в жилом и нежилом фонде, благоустройство территории и так далее. Все объекты здравоохранения, образования, в том числе и дошкольного, культуры и многое-многое другое будет подконтрольно только госадминистрациям. Кроме того, в проекте закона четко прописано, что города федерального, краевого и областного значения, независимо от количества жителей, являются муниципалитетами с правами муниципальных округов и, следовательно, в будущем не могут объединять муниципалитеты города и района в округе. Таким образом Минераловодское территориальное муниципальное образование не будет соответствовать законодательству. Его придется реформировать, придется проводить новые выборы...

Ну а пока правительство и губернатор Ставропольского края намерены обжаловать решение суда Северо-Кавказского округа в Высшем арбитражном суде, а городской суд г. Минеральные Воды в ближайшие дни рассмотрит протест заместителя Минераловодского межрайонного прокурора А. Кальнина на незаконное решение Минераловодского совета о приостановке допуска в здание сотрудников МТГА.

ПО ЗАКОНУ, А НЕ ПО УКАЗКЕ СВЫШЕ

Чем вызвано столь радикальное решение муниципальных властей и насколько они обоснованы? Об этом наш корреспондент беседует с первым заместителем главы администрации г. Минеральные Воды и Минераловодского района А. НАУМЕНКО.

- Представьте, что вы приходите домой, а там на диване развалился посторонний. На все ваши просьбы покинуть помещение он только ухмыляется и дерзит. Что остается делать? Только взять за шиворот и выставить за дверь.

- Из этого вашего иносказания следует, что, во-первых, территориальная госадминистрация не имела права располагаться в этом здании и, во-вторых, что муниципальные власти предлагали уладить дело по-хорошему, но получили отказ?

- Да, именно так. Еще 17 сентября 2001 года Минераловодский совет принял решение о возвращении в муниципальную собственность предприятий и учреждений, которые ранее были незаконно переданы в ведение территориальной госадминистрации. Министерство имущественных отношений края и МТГА неоднократно пытались оспорить это решение в судебном порядке, но без особого успеха. И вот 12 сентября 2002 года федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа поставил точку в затянувшейся тяжбе: за исключением одного пункта, касающегося СШ N 20, он полностью оставил в силе решение суда первой инстанции, по которому многие предприятия и учреждения, в том числе здание администрации, являются собственностью муниципалитета.

Мы не раз предлагали руководству МТГА переехать в достаточно просторное здание управления сельского хозяйства. Более того: депутаты даже соглашались предоставить тергосадминистрации несколько кабинетов в здании администрации, но, разумеется, на правах аренды. Однако в ответ слышали лишь категорический отказ идти на компромисс. А отдельные ответственные работники госадминистрации даже допускали оскорбительные выпады в адрес депутатов - мол, у них не хватит мозгов выселить нас из этого здания. Как вы понимаете, всякому терпению когда-то приходит конец... Что касается законности действий Минераловодского совета, то постановление федерального арбитражного суда вступает в силу с момента его принятия, то есть с 12 сентября.

- Вы упомянули, что ранее собственность муниципалитета была незаконно передана в ведение госструктур. Когда и как это произошло?

- Постановление главы Минераловодской территориальной государственной администрации от 17 января 1997 года и постановление губернатора края от второго июня того же года "О передаче в государственную собственность Ставропольского края объектов муниципальной собственности г. Минеральные Воды и Минераловодского района" неправомерны, поскольку согласно закону РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" и аналогичному закону Ставропольского края распоряжаться муниципальной собственностью могут только представительные органы местного самоуправления. А депутаты не давали согласия на передачу муниципального имущества государству.

- Но тогда возникает вопрос: каким образом оспариваемые предприятия и учреждения культуры, образования, здравоохранения и здание администрации стали муниципальными?

- Верховный Совет Российской Федерации 27 декабря 1991 года издал постановление о разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик, краев, областей и муниципальную собственность. Согласно этому постановлению и соответствующему распоряжению президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года, собственность, которая находилась в ведении Минераловодского районного совета народных депутатов определена как муниципальная. Третьего марта 1993 года малый совет Минераловодского совета народных депутатов вынес решение "Об утверждении перечня предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность города Минеральные Воды и Минераловодского района". В этот перечень вошли все те объекты, на которые сейчас претендует госвласть.

- Кстати, о власти на местах. Она столько раз преобразовывалась, что люди просто запутались. Например, в чем разница между администрацией города Минеральные Воды и Минераловодского района, которую возглавлял С. Шиянов, и сменившей ее территориальной госадминистрацией во главе с В. Катренко?

- Указом президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что главы местных администраций, назначенные или избранные до вступления в силу указа, автоматически становятся главами местного самоуправления. Таким образом, С. Шиянов был хоть и назначенным, но главой муниципалитета. В нарушение всех норм действующего законодательства второго августа 1996 года тогдашний глава администрации Ставропольского края П. Марченко упразднил муниципальную администрацию города Минеральные Воды и Минераловодского района и утвердил вместо нее территориальную госадминистрацию, которая входит в систему исполнительных органов государственной власти Ставропольского края. Поэтому хотя, на первый взгляд, ничего существенного не произошло - одна администрация сменила другую - на самом же деле в городе Минеральные Воды и Минераловодском районе было грубо попрано право граждан на местное самоуправление.

- Но с тех пор минераловодцы уже дважды участвовали в муниципальных выборах: в апреле 1997 и в апреле 2001 годов. Однако неразберихи в управлении городом и районом от этого ничуть не убавилось, а борьба между государственной и муниципальной ветвями власти только обострилась...

- Муниципалитеты образца 1997 года и нынешний - это две большие разницы. Тогда у нас было 15 муниципальных образований, каждое из которых имело право на собственный бюджет, органы управления, коммунальные службы и так далее. Особенно жаждали "самостийности" амбициозные руководители городской Думы, поскольку Минеральные Воды - город-донор. А что будет с сельскими муниципалитетами, их мало волновало. Поэтому-то В. Катренко и сменивший его на посту главы территориальной госадминистрации М. Чукавин всеми силами стремились сохранить в городе и районе единый бюджет, единую систему управления, единую инфраструктуру. И порой им приходилось действовать не совсем законными методами административного давления.

Но все понимали: рано или поздно придется войти в рамки правового поля. Сделать это и сохранить единство территории можно было только одним способом: создать муниципалитет не на поселенческом уровне, как в других районах края, а пойти по пути краснодарцев, ростовчан, подавляющего большинства других регионов России, где бывшие районы и их райцентры стали едиными территориальными муниципальными образованиями.

Никаких иных органов власти, кроме муниципальных, там не существует. У нас же, вопреки ожиданиям, после создания в 2001 году единого территориального муниципального образования, госадминистрацию не упразднили, а напротив - стали укреплять. А поскольку в законе о местном самоуправлении разграничение полномочий на местах между государственными и муниципальными органами управления прописаны невнятно, возникло двоевластие.

- Да уж, как житель Минеральных Вод, могу засвидетельствовать, что подавляющему большинству минераловодцев без разницы какая власть: государственная или муниципальная. Но двоевластие допекло всех.

- Муниципалитет действует в рамках закона. Правительство края вправе передать в ведение местного самоуправления часть своих полномочий, и на этом конфликт будет исчерпан, прекратится двоевластие. Но поскольку этого пока нет, Минераловодский совет вынужден идти другим путем: забирать через суды свою законную собственность, а с ней и реальную власть. Причем, сделать это необходимо до конца октября, иначе финансирование не перерегистрировавших свои уставы школ, клубов, больниц, не включат в бюджет 2003 года, а это обернется для них настоящей бедой.

- И, наконец, позвольте задать вопрос, который крутится на языке с самого начала нашей беседы: уверены ли вы, что постановление федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа окончательно?

- Отменить его может только пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Но поскольку судьи Е. Афонина, С. Ветрова и И. Назаренко в своих выводах опирались на постановления именно этого органа правосудия, отменить их постановление для пленума Высшего арбитражного суда равносильно, что самому себя высечь. То есть это практически невозможно.

«Самоуправление или самоуправство?»
Газета «Ставропольская правда»
1 октября 2002 года