Самоуправление или самоуправство?
Как мы уже сообщали, в минувшую пятницу в Минеральных Водах по решению совета депутатов территориального муниципального образования охранники не пустили в административное здание главу и сотрудников территориальной государственной администрации, а их кабинеты были опечатаны.
ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА УЖЕ В СУДЕ
Прокомментировать действия муниципальных властей мы попросили главу территориальной госадминистрации В. ЗЕЛЕНСКОГО.
- По этому поводу я был в управлении Министерства юстиции по Ставропольскому краю. Начальник управления - один из ведущих юристов Ставрополья - Д. Ковалев прямо мне сказал: "Это махровый беспредел. Исполнять решение суда должны судебные приставы, но никак не совет, а тем более не частная охранная фирма".
Мне известно, что неделю назад глава муниципального образования М. Чукавин приглашал к себе главного судебного пристава по нашему городу и району М. Зурначева. Но тот, ознакомившись с постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа, ответил, что для судебных приставов оно не может служить основанием к действию. Там нет исполнительного листа, ни слова о том, что суд обязывает правительство Ставропольского края передать муниципалитету имущество и недвижимость в такой-то срок, что Минераловодский совет вправе таким варварским способом не допустить госслужащих к исполнению обязанностей в период подготовки к Всероссийской переписи населения. К тому же у нас далеко не лучшим образом обстоят дела с ликвидацией последствий стихийного бедствия. И в этот момент меня, заместителя председателя по ЧС, лишили возможности работать, принимать участие в селекторных совещаниях. Наконец, с первого октября мы должны начать выплату аванса всем бюджетникам.
Если уж муниципалы намерены действовать по закону, то с этим постановлением окружного суда им следовало обратиться в арбитражный суд, чтобы тот принял решение о передаче имущества в такой-то срок, выдал исполнительный лист, обязал муниципалитет предложить МТГА другое помещение, пригодное для исполнения служебных функций. Однако ж совет и глава МТМО предпочли нарушить закон и прибегнуть к услугам частных охранников, хотя и заместитель руководителя аппарата правительства края, и заместитель руководителя администрации КМВ предупреждали М. Чукавина, что так поступать недопустимо.
И главное: не было никакой необходимости таким разрешать конфликтную ситуацию. Наше присутствие в здании нисколько не мешало совету и администрации муниципалитета исполнять свои функции. К тому же они прекрасно знали, что на выходе закон о разграничении полномочий между муниципальными и государственными органами власти. Его проект, который есть и в администрации МТМО, предусматривает значительное сужение сферы деятельности муниципальных властей. За ними остаются только внешкольная работа с детьми, коммунальные сети в жилом и нежилом фонде, благоустройство территории и так далее. Все объекты здравоохранения, образования, в том числе и дошкольного, культуры и многое-многое другое будет подконтрольно только госадминистрациям. Кроме того, в проекте закона четко прописано, что города федерального, краевого и областного значения, независимо от количества жителей, являются муниципалитетами с правами муниципальных округов и, следовательно, в будущем не могут объединять муниципалитеты города и района в округе. Таким образом Минераловодское территориальное муниципальное образование не будет соответствовать законодательству. Его придется реформировать, придется проводить новые выборы...
Ну а пока правительство и губернатор Ставропольского края намерены обжаловать решение суда Северо-Кавказского округа в Высшем арбитражном суде, а городской суд г. Минеральные Воды в ближайшие дни рассмотрит протест заместителя Минераловодского межрайонного прокурора А. Кальнина на незаконное решение Минераловодского совета о приостановке допуска в здание сотрудников МТГА.
ПО ЗАКОНУ, А НЕ ПО УКАЗКЕ СВЫШЕ
Чем вызвано столь радикальное решение муниципальных властей и насколько они обоснованы? Об этом наш корреспондент беседует с первым заместителем главы администрации г. Минеральные Воды и Минераловодского района А. НАУМЕНКО.
- Представьте, что вы приходите домой, а там на диване развалился посторонний. На все ваши просьбы покинуть помещение он только ухмыляется и дерзит. Что остается делать? Только взять за шиворот и выставить за дверь.
- Из этого вашего иносказания следует, что, во-первых, территориальная госадминистрация не имела права располагаться в этом здании и, во-вторых, что муниципальные власти предлагали уладить дело по-хорошему, но получили отказ?
- Да, именно так. Еще 17 сентября 2001 года Минераловодский совет принял решение о возвращении в муниципальную собственность предприятий и учреждений, которые ранее были незаконно переданы в ведение территориальной госадминистрации. Министерство имущественных отношений края и МТГА неоднократно пытались оспорить это решение в судебном порядке, но без особого успеха. И вот 12 сентября 2002 года федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа поставил точку в затянувшейся тяжбе: за исключением одного пункта, касающегося СШ N 20, он полностью оставил в силе решение суда первой инстанции, по которому многие предприятия и учреждения, в том числе здание администрации, являются собственностью муниципалитета.
Мы не раз предлагали руководству МТГА переехать в достаточно просторное здание управления сельского хозяйства. Более того: депутаты даже соглашались предоставить тергосадминистрации несколько кабинетов в здании администрации, но, разумеется, на правах аренды. Однако в ответ слышали лишь категорический отказ идти на компромисс. А отдельные ответственные работники госадминистрации даже допускали оскорбительные выпады в адрес депутатов - мол, у них не хватит мозгов выселить нас из этого здания. Как вы понимаете, всякому терпению когда-то приходит конец... Что касается законности действий Минераловодского совета, то постановление федерального арбитражного суда вступает в силу с момента его принятия, то есть с 12 сентября.
- Вы упомянули, что ранее собственность муниципалитета была незаконно передана в ведение госструктур. Когда и как это произошло?
- Постановление главы Минераловодской территориальной государственной администрации от 17 января 1997 года и постановление губернатора края от второго июня того же года "О передаче в государственную собственность Ставропольского края объектов муниципальной собственности г. Минеральные Воды и Минераловодского района" неправомерны, поскольку согласно закону РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления" и аналогичному закону Ставропольского края распоряжаться муниципальной собственностью могут только представительные органы местного самоуправления. А депутаты не давали согласия на передачу муниципального имущества государству.
- Но тогда возникает вопрос: каким образом оспариваемые предприятия и учреждения культуры, образования, здравоохранения и здание администрации стали муниципальными?
- Верховный Совет Российской Федерации 27 декабря 1991 года издал постановление о разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик, краев, областей и муниципальную собственность. Согласно этому постановлению и соответствующему распоряжению президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года, собственность, которая находилась в ведении Минераловодского районного совета народных депутатов определена как муниципальная. Третьего марта 1993 года малый совет Минераловодского совета народных депутатов вынес решение "Об утверждении перечня предприятий, имущества, передаваемых в муниципальную собственность города Минеральные Воды и Минераловодского района". В этот перечень вошли все те объекты, на которые сейчас претендует госвласть.
- Кстати, о власти на местах. Она столько раз преобразовывалась, что люди просто запутались. Например, в чем разница между администрацией города Минеральные Воды и Минераловодского района, которую возглавлял С. Шиянов, и сменившей ее территориальной госадминистрацией во главе с В. Катренко?
- Указом президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что главы местных администраций, назначенные или избранные до вступления в силу указа, автоматически становятся главами местного самоуправления. Таким образом, С. Шиянов был хоть и назначенным, но главой муниципалитета. В нарушение всех норм действующего законодательства второго августа 1996 года тогдашний глава администрации Ставропольского края П. Марченко упразднил муниципальную администрацию города Минеральные Воды и Минераловодского района и утвердил вместо нее территориальную госадминистрацию, которая входит в систему исполнительных органов государственной власти Ставропольского края. Поэтому хотя, на первый взгляд, ничего существенного не произошло - одна администрация сменила другую - на самом же деле в городе Минеральные Воды и Минераловодском районе было грубо попрано право граждан на местное самоуправление.
- Но с тех пор минераловодцы уже дважды участвовали в муниципальных выборах: в апреле 1997 и в апреле 2001 годов. Однако неразберихи в управлении городом и районом от этого ничуть не убавилось, а борьба между государственной и муниципальной ветвями власти только обострилась...
- Муниципалитеты образца 1997 года и нынешний - это две большие разницы. Тогда у нас было 15 муниципальных образований, каждое из которых имело право на собственный бюджет, органы управления, коммунальные службы и так далее. Особенно жаждали "самостийности" амбициозные руководители городской Думы, поскольку Минеральные Воды - город-донор. А что будет с сельскими муниципалитетами, их мало волновало. Поэтому-то В. Катренко и сменивший его на посту главы территориальной госадминистрации М. Чукавин всеми силами стремились сохранить в городе и районе единый бюджет, единую систему управления, единую инфраструктуру. И порой им приходилось действовать не совсем законными методами административного давления.
Но все понимали: рано или поздно придется войти в рамки правового поля. Сделать это и сохранить единство территории можно было только одним способом: создать муниципалитет не на поселенческом уровне, как в других районах края, а пойти по пути краснодарцев, ростовчан, подавляющего большинства других регионов России, где бывшие районы и их райцентры стали едиными территориальными муниципальными образованиями.
Никаких иных органов власти, кроме муниципальных, там не существует. У нас же, вопреки ожиданиям, после создания в 2001 году единого территориального муниципального образования, госадминистрацию не упразднили, а напротив - стали укреплять. А поскольку в законе о местном самоуправлении разграничение полномочий на местах между государственными и муниципальными органами управления прописаны невнятно, возникло двоевластие.
- Да уж, как житель Минеральных Вод, могу засвидетельствовать, что подавляющему большинству минераловодцев без разницы какая власть: государственная или муниципальная. Но двоевластие допекло всех.
- Муниципалитет действует в рамках закона. Правительство края вправе передать в ведение местного самоуправления часть своих полномочий, и на этом конфликт будет исчерпан, прекратится двоевластие. Но поскольку этого пока нет, Минераловодский совет вынужден идти другим путем: забирать через суды свою законную собственность, а с ней и реальную власть. Причем, сделать это необходимо до конца октября, иначе финансирование не перерегистрировавших свои уставы школ, клубов, больниц, не включат в бюджет 2003 года, а это обернется для них настоящей бедой.
- И, наконец, позвольте задать вопрос, который крутится на языке с самого начала нашей беседы: уверены ли вы, что постановление федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа окончательно?
- Отменить его может только пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Но поскольку судьи Е. Афонина, С. Ветрова и И. Назаренко в своих выводах опирались на постановления именно этого органа правосудия, отменить их постановление для пленума Высшего арбитражного суда равносильно, что самому себя высечь. То есть это практически невозможно.
1 октября 2002 года