Депутаты заманивают инвесторов
Госдума края намерена принять до конца года закон о господдержке инвестиций в Ставропольском крае. Первым этапом станет закон о поддержке иностранных инвестиций, принятый в первом чтении в четверг минувшей недели на заседании ГДСК. На эту тему корреспондент "СП" беседует с руководителем группы, занимающейся разработкой законопроекта, заместителем председателя ГДСК К. ХРАМОВЫМ.
- Константин Константинович, до сегодня считалось, что пока Северный Кавказ остается зоной нестабильности, - об иностранных инвестициях, не случайных, а серьезных вложениях средств, здесь речи быть не может. Об этом, кстати, говорили не раз приезжавшие в край иностранные делегации. Дума и правительство края хотят сказать, что это не так?
- Любые инвестиции, не только иностранные, подразумевают такие понятие, как экономический и политический риск. Безусловно, наш регион - зона определенного политического риска. И на это, к сожалению, власти Ставрополья никак повлиять не могут. Ключи к установлению стабильности на Северном Кавказе в руках федерального руководства.
Свою задачу на Ставрополье поэтому мы видим в том, чтобы создать в крае такие экономические условия, чтобы инвестициям сюда было выгодно прийти. Причем не только иностранным. Закон, который в минувший четверг рассматривала Дума, - лишь первая ступенька в создании системы государственной поддержки инвестиций в крае. Уже два месяца над этим законом работает совместная группа депутатов, представителей министерств и ведомств. Считаю, мы должны создать одинаково равные и привлекательные условия для всех инвесторов и заставить работать в первую очередь наш, отечественный, капитал, которого предостаточно. Сегодня банкиры признают, что в стране сотни миллионов долларов лежат без движения, банки просто не знают куда деть эти деньги. Кстати, давно не секрет, что и так называемые иностранные инвестиции, приходящие в Россию, на 80-90 процентов - с "русскими лицами". То есть, это русский капитал в свое время выведенный из страны, но который теперь возвращается.
- На заседании ГДСК в минувший четверг некоторые депутаты сомневались в том, стоит ли отдавать приоритет иностранным инвесторам и формулировать для них отдельный закон. В чем смысл тогда этого документа?
- Просто мы еще раз прописываем гарантии иностранным инвесторам, которые предоставляются соответствующим федеральным законом, и подтверждаем, что краевые власти будут их неукоснительно соблюдать. Это своего рода демонстрация нашего политического лица и политической воли. Тоже, кстати, немаловажный момент в том, что касается причин появления закона о господдержке инвестиций в Ставропольском крае.
Правительство сегодня предпринимает активные меры по повышению кредитного рейтинга Ставрополья. И как показывают экспертные оценки, он понемногу растет. А чтобы стал еще выше, на территории субъекта Федерации обязательно должно работать законодательство по поддержке инвестиций. Разумеется, не ради самих законов или высокой строчки в рейтингах. По сложившейся мировой практике, процент вложения в ту или иную территорию, который может себе позволить инвестор, напрямую увязан именно с кредитным рейтингом региона. Чем он выше, тем больше инвестиций.
- Такие законы есть в других регионах?
- Да. Мы взяли при разработке своих документов все лучшее, что удалось нашим коллегам. Например, у всех на слуху активность Нижнего Новгорода. Мы проанализировали опыт нижегородцев, Москвы и Московской области, Калининграда, в чем-то даже пошли дальше.
- Считается, что вопреки всем декларациям о поддержке бизнеса, российская налоговая система сегодня не только его не поддерживает, но и лишает всяких стимулов к развитию. Вы хотите сказать, что на фоне общероссийской налоговой политики удастся создать привлекательный инвестиционный климат на Ставрополье?
- Думаю, да. Во-первых, все-таки меняется и само российское законодательство. С будущего года вступает в силу закон о малом предприятии, который значительно облегчает жизнь бизнесу. Свою позитивную роль уже, например, сыграла и плоская 13-процентная шкала подоходного налога. Выросли налоговые поступления, стало выгоднее заплатить, а не придумывать способы укрыть доходы. Кстати, таких возможностей тоже стало значительно меньше.
Во-вторых, что мы предлагаем? Помимо политических и организационных - серьезные меры финансовой поддержки. Это уже работающие и успешно зарекомендовавшие себя субсидирование процентных ставок по банковским кредитам и система лизинга. Предоставление на конкурсной основе кредитов за счет средств бюджета Ставропольского края: как, например, мы кредитуем сейчас сельское хозяйство, так могли бы кредитовать и промышленные объекты. Обсуждается также вариант предоставления на конкурсной основе государственных гарантий Ставропольского края под те или иные проекты. Сегодня это запрещено, но не так давно под гарантии краевого правительства банки давали деньги. Это тоже существенный вид государственной поддержки, которую мы можем оказывать.
Еще один важный инструмент - предоставление льгот по налогам, поступающим в бюджет Ставропольского края, либо отсрочек по ним. Например, в течение пяти лет, пока предприятие не встанет на ноги, оно освобождается от краевой доли налогов. Но через пять лет возвращает их, то есть получает своего рода налоговый кредит. Закладываются в закон и предоставление льгот по аренде на имущество, находящееся в краевой собственности, льготные условия пользования землей, ряд других мер.
- Константин Константинович, предусмотрены ли меры защиты от недобросовестного бизнеса, хитрых способов использования государственных денег, обмана и т.д., о таких фактах пишут едва ли не все СМИ?
- Мы закладываем все возможности, чтобы деньги Ставропольского края находились под полнейшим контролем. Все эти функции будут прописаны самым тщательным образом. В том числе сама процедура отбора проектов, которые могут быть признаны инвестиционно привлекательными и приоритетными для края, а, значит, смогут рассчитывать на господдержку. Предполагаем, что это будет специальный орган из профессионалов, который сможет анализировать и выносить решения.
- Вы просчитываете, какую отдачу даст принятие этого закона, рост деловой активности, приток инвестиций?
- Не хотелось бы сейчас говорить на эту тему. Пока обсуждается концепция документа. Его эффективность будет зависеть от того, что мы получим на выходе - более или менее либеральный документ, на сколько сумеем ограничить вмешательство чиновников в этот процесс. Возможно, некоторые положения закона будут вступать в силу тогда, когда на это появятся в бюджете средства. Но в любом случае мы попытаемся выстроить четкую систему, которая бы работала на долгосрочную перспективу.
- Вы предвидите сложности в прохождении законопроекта?
- Они неизбежны всегда, когда встает вопрос о налоговых льготах. Ведь это выпадающие доходы из бюджета. И сегодняшнему чиновнику доказать, что лучше сейчас немного недополучить, но завтра вдвойне компенсировать такого рода временную потерю - очень трудно. Но, думаю, нам удастся это сделать. Поскольку очевидно: если инвестор не придет - мы не получим никаких налогов. А если он придет, то они появятся, пусть хотя бы и не сейчас, а через пять лет. Главное, создать сегодня для капитала максимально вольготные условия. По-моему, за последние годы уже поняли все: никакие политические заверения, уговоры и призывы, рассказы о том, что "мы хорошие" не заставят работать деньги, если это не выгодно. И удержать их тоже невозможно, если нет экономического интереса. Значит, нам ничего не остается, как реально сформировать такие условия, пробудить к себе интерес.
- Когда, по вашему прогнозу, закон увидит свет?
- Думаю, что до конца этого года.
1 октября 2002 года