06:00, 25 сентября 2002 года

Плохая хорошая Лиса

,

В рамках проекта "Русская народная сказка" Ставропольский краевой театр кукол поставил новый спектакль.

...Медведь наловил рыбы, а хитрюга Лиса ее украла и съела. Потом он набрал в лесу малины, но корзина с ягодами обманом перекочевала в лисью избушку. А еще лиса стащила у хозяйственного Мишки сковороду с блинами... Драматург М. Супонин в пьесе "Лиса и Медведь" обыгрывает мотивы русских народных сказок о животных. Мы все их читали и знаем: Медведь-простак и добряк, а Лисица - хитрая и коварная.

В новой премьере Ставропольского краевого театра кукол, однако, разыгрывается несколько иная история. А может, и совсем другая.

Сцена поделена на две части. Слева - двор и летняя кухня Медведя. Здесь все прочно, сделано на совесть и служит исключительно насущной потребе: занавески ситцевые, "практичного" цвета, мебель дубовая. Варенья и соленья; ягоды и травы сушатся: "от сердца и почек дарю вам цветочек".

Справа - лисичкина часть: занавески на окнах тюлевые, легкие, того и гляди в небо улетят, столик во дворе хрупкий, кокетливый, ножки бантиками перевязаны... И стоят эти два мирка под углом друг к другу, асимметрично.

Режиссер Григорий Гольдман, он же главный режиссер театра, поставил спектакль про эту асимметрию. Очень разные миры рядом, как им соприкасаться, и возможно ли?

В данном контексте разборки с малиной и блинами, как ни странно, и есть попытка двух разных существ общаться друг с другом.

Это и играют артисты Татьяна Стукачева и Александр Ефремов, причем в трех разных ипостасях: когда выходят как актеры, с минимумом грима, когда облачаются в медвежью и лисью "шкуры" и когда работают с куклами.

Лиса в спектакле не столько хитрая, сколько одинокая, нуждающаяся в опеке и внимании. Только как это все получать, она не знает. Если просто взять у Медведя рыбку или ягоду (он, добряк, угоститься все время предлагает), то на этом общение, возможно, и закончится. А вот если украсть, разгневать, то сам к ней прибежит... Так ребенок у не слишком внимательной мамаши все время что-то наперекор делает, чтобы она хоть взглянула в его сторону. Так и взрослые люди часто живут, и отсюда случаи демонстративного битья тарелок в семейной жизни.

Больно уж этот Медведь погружен в хозяйство, в колку дров и вяленье рыбы. Иногда соседкиному уму подивится - и снова в лес.

Так они друг друга и не могут понять. Лиса - что манипуляциями и злостью любви не заслужишь. Медведь - что, кроме блинов, есть еще иные ценности.

Финал грустный: кукла-Лиса притворяется мертвой, но и здесь Мишка не смягчается. Актриса-Лиса снимает оранжевую шапочку, отлепляет длинный носик и медленно уходит в глубь сцены.

Детский ли это спектакль? Абсолютно. Малыши включаются в игру сразу же: предупреждают Медведя о лисьем воровстве, "караулят" всем залом блины, пока он ходит по лесу, переживают, волнуются.

Более того, может быть, и не умея выразить своих чувств взрослыми словами, они в конце спектакля грустят: была "плохая" Лиса, а стало ее жалко, как будто она "хорошая"... Это чувство называется "эмпатия" - умение сопереживать, и очень важно научиться ему в детстве. Понять, что люди вокруг - просто люди, в которых доброе и злое часто рядом, и нужно уметь не только любить, но и прощать.

Так что общая работа Григория Гольдмана, Татьяны Стукачевой, Александра Ефремова (это первая серьезная роль молодого актера), художницы Л. Борисовской и других получилась.

Здесь бы и поставить точку. Но... Я смотрела спектакль дважды, в двух разных детских аудиториях. Первая, дошкольники, реагировала абсолютно адекватно: смеялась, пугалась, переживала за Мишку, задумывалась, когда Лиса оставалась ни с чем.

На втором спектакле в зале сидели школьники младших классов, и это была изначально очень агрессивная аудитория. Что уж там с ними в школе на уроках делали, не знаю, но актерам выполнить свою задачу было сложней именно в силу отсутствия эмпатии у этих детей. Можно посчитать, что спектакль рассчитан на малышей. А можно и по-другому. Семи-восьмилетние дети заряжаются агрессией дома, в школе, боевиков по телевизору насмотрелись достаточно, что им смерть кукольной лисички?

И если совсем маленьких еще к театральной условности можно приучить, то этих - уже труднее. В ситуации долгого отсутствия в городе стационарного театра кукол в семьях нет традиций совместного посещения детьми театра вместе с родителями (и детсадовцев-то привели воспитатели), нет чего-то важного для растущей души.

Вся надежда на то, что, как обещано, в следующем году краевой кукольный перестанет наконец кочевать (спектакль "Лиса и Медведь" пока идет на сцене Эстетического центра им. Гагарина). Это нужно не только коллективу театра.

«Плохая хорошая Лиса»
Газета «Ставропольская правда»
25 сентября 2002 года