Как помочь нашей молодежи уберечься от шквала агрессии и преступности? Узковедомственные усилия милиции и слабые потуги школы на этом поприще ощутимого масштабного эффекта пока не дали. Понятно, что здесь нужно зрить в корень и заниматься воспитанием подрастающего поколения, но... Наверное, и учиться противостоять злу, и уметь его избегать или пресекать, а еще отвечать за свои поступки, не менее важно. А для этого прежде всего нужны знания, которые не исчерпываются одним только школьным курсом безопасности основ жизнедеятельности.

В этом смысле у краевого центра есть шанс вскоре поделиться опытом с другими ставропольскими городами и весями. Речь – о запускающемся проекте краевого отделения Российского фонда милосердия и здоровья "Информационно-образовательная деятельность по профилактике преступности в детской среде в городе Ставрополе".

За подробностями мы обратились к руководителю проекта и председателю правления отделения Надежде СУЧКОВОЙ.

– Положение с подростковой преступностью и правонарушениями ухудшается. По данным правоохранительных органов, в Ставрополе за первое полугодие количество преступлений, связанных с несовершеннолетними, увеличилось на 2,8 процента в сравнении с таким же периодом 2001 года. За пять лет динамика преступлений, совершенных детьми, не меняется, и негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов растет.

– Это, как говорится, выводы милицейской статистки. А помимо этого мы все знаем, что у нас процветает "телефонный терроризм", когда из-за "шалостей" учеников срываются занятия в учебных заведениях, привлекаются к работе специалисты разных ведомств и все это потом влетает в копеечку родителям шутников. Кроме того, на рост подростковой преступности оказывают влияние антиобщественные молодежные группировки. Однако в школах детей видимо не учат тому, как не попасть в такие "тусовки" и, наверное, мало объясняют, что придется отвечать по закону за содеянные преступления.

Другая проблема – дети не владеют информацией, как предостеречься от насилия, к кому им можно обратиться за помощью. Они подвергаются жестокому обращению дома, их избивают на улицах, вовлекают в банды. В Ленинской прокуратуре имеются факты продажи родителями своих детей взрослым для сексуального использования. Младшие и средние школьники – наиболее уязвимые звенья, менее защищенные и поддающиеся влияниям. Поэтому эти возрастные группы из десяти ставропольских школ будут задействованы в проекте.

– В нем участвуют и волонтеры ставропольских вузов, какова их роль?

– Наш проект мы осуществляем совместно с СГУ и городской службой спасения. Поэтому студенты юридического факультета пройдут специальный обучающий теоретический тренинг. После чего в школах проведут практикум и с помощью анкетирования соберут информацию о том, знают ли ребята, какие государственные и общественные структуры могут им помочь, как не стать жертвой насилия, что им известно о своих правах и т.д. В классах пройдут беседы и ролевые игры. Помимо этого будут изготовлены и распространены плакаты на темы: "Что делать, если произошло преступление?", " Как вести себя в случае теракта?", "Как не спровоцировать преступление и насилие?" и другие.

– А сможете ли вы дать детям информацию о том, куда им идти за помощью? Не общую – мол, жалуйтесь в милицию или учителю, а вполне конкретную, даже, возможно, с указанием персоналий?

– Да, служб, которые призваны решать "детские" вопросы, более чем достаточно, и докладов о профилактике правонарушений в подростковой среде ими написано немало. Только вот ребята в большинстве своем и знать не знают, кто их проблемами, оказывается, занимается. Поэтому одна из целей проекта – собрать сведения: фамилии и номера телефонов психологов, социальных педагогов школ, участковых милиционеров, а также телефонов районных управлений внутренних дел и прокуратур, общественных структур, занимающихся проблемами детей. Мы подготовим информационные листки "Кто мне поможет", содержащие эти сведения, и дети наклеят памятки в дневники.

Помимо этого сотрудники фонда подготовят рекомендации для социальных педагогов и социальных работников с практическими советами психологов по предупреждению насилия в детской среде, а так же сведения о госструктурах и общественных организациях, занимающихся вопросами профилактики преступности среди несовершеннолетних.

– Надежда Ивановна, возможно, проектом кроме тех 10 школ, в которые вы пойдете, заинтересуются и другие, как быть?

– Фонд поддержит всех, кто захочет присоединиться к проекту. Мы, как раз, надеемся на то, что наше дело привлечет более пристальное внимание к проблеме и общественности, и госорганов. Ведь рано или поздно проекты завершают, а жизнь – продолжается, и на детские вопросы мы должны дать взрослые ответы.

Ольга БОНДАРЕВА

Взрослые ответы на детские вопросы / Газета «Ставропольская правда» / 19 сентября 2002 г.