И назвали театр "Веселый..."
Небывало щедрая на впечатления осень нагрянула к ставропольским театралам - еще зритель всматривается и вслушивается в идущие сейчас на сцене Ставропольской драмы спектакли Академического Русского театра Республики Северная Осетия-Алания, воздавая должное талантливым гостям из Владикавказа, а уже новые афиши привлекают взоры - следом за владикавказцами к нам грядет оперетта из Пятигорска. Обменные гастроли сразу трех театров - это, несомненно, событие в культурной жизни наших регионов. Мы и само-то слово "гастроли" уже почти успели позабыть, а тут...
Хотя слово "оперетта" все же звучало в Ставрополе три года назад, когда Пятигорский театр отмечал 60-летний юбилей и по такому случаю показал несколько работ в краевом центре. Но для поклонников жанра музыкального представления этого оказалось недостаточно, а потому многие жители Ставрополя с интересом ожидают новой встречи с веселыми героями жизнерадостных феерий. Между прочим, исторический предтеча Пятигорской оперетты так и назывался - "Веселый театр художественных эскизов". Было это в начале минувшего, ХХ века, когда у подножия горы Горячей в Пятигорске выросло здание клуба, как тогда говорили, в котором имелись театральный зал, библиотека, ресторан. На его сцене в ту пору охотно гастролировали самые яркие столичные звезды, потому и был "Веселый..." с первых лет популярен среди отдыхающих курортников и местных жителей.
Своя труппа появилась позже, с переводом сюда в 1939 году Грозненской музкомедии, ряды которой вскоре после Великой Отечественной дополнила Ставропольская оперетта, несколько лет действовавшая в краевом центре. Так что оперетта городу Ставрополю не чужая! Здешние старожилы еще помнят блистательных примадонн и красавцев-героев, даривших публике минуты душевного отдыха в лихие военные и тяжкие послевоенные годы, о чем недавно рассказывалось в одной из публикаций "СП". Но даже если б не было этого исторического "родства", есть еще традиционная всенародная любовь к оперетте вообще: этот "легкий" жанр всегда был популярен благодаря яркости выразительных средств, заразительному оптимизму, удивительно органичному сочетанию музыкального, вокального и хореографического начал.
Нынешний творческий состав Пятигорского театра оперетты - достойные продолжатели славных ее традиций. Доказательством чего может служить, например, звание лауреата конкурса "Окно в Россию" газеты "Культура" и Института Открытое общество, назвавших наших зем-ляков "Музыкальным театром года-2001". В апреле того же 2001-го театр участвовал в lll Фестивале театров России в Москве и был тепло принят столичной публикой, после чего снискал аплодисменты на гастролях в Сочи и Ростове. Как видим, для пятигорчан понятие "гастроли" не столь забытое, как у многих других отечественных театров. Тем не менее, выступление на сцене краевого академического театра - дело весьма ответственное, именно так относятся к этому в коллективе: как к серьезному экзамену на творческую зрелость.
Впрочем, у Пятигорской оперетты - надежный творческий багаж, основу которого составляет, конечно, проверенный десятилетиями классический репертуар. Визитной карточкой театра в последние полтора года - со времени премьеры - называют "Летучую мышь" И. Штрауса. Спектакль действительно вошел в число безусловных удач театра, неизменно собирая аншлаги. Казалось бы, вещь эта столь хорошо известна, а сюжет ее столь непритязателен... Но ведь это - Штраус! Разве может когда-нибудь надоесть волшебная музыка этого поистине чародея звука? Она вдохновила в разные времена и в разных странах немало дирижеров и исполнителей, ряды которых с успехом пополнили и главный дирижер театра, заслуженный артист Грузии Лев Шабанов, и музыканты, и вокалисты Пятигорской оперетты. Музыка И. Штрауса звучит и в другой вершине его творчества - "Цыганском бароне". Спектакле, ставшем, по определению членов коллектива, поворотным в судьбе театра: как раз в пору работы над ним театр стал называться театром оперетты, а не музкомедии, как прежде. Специалисты улавливают разницу в названиях, широкой публике стоит пояснить: статус театра оперетты заметно раздвигает творческие рамки и возможности.
Обе эти работы вскоре сможет увидеть и услышать ставропольский зритель. Как и пронизанную безграничной лирикой "Веселую вдову" Ф. Легара, в которой нас ждет встреча с народной артисткой России Ольгой Мещеряковой, признанной примадонной театра и любимицей публики.
Неотъемлемая черта истинно творческого коллектива - поиск новых постановочных форм. Его выразительным результатом в театре стал мюзикл Дж. Бока "Скрипач на крыше" по мотивам произведений Шолом-Алейхема. В репертуарной афише этот спектакль выделяется ярко обозначенной национальной окраской мелодий и танцев, сочетающейся с высоким исполнительским мастерством артистов и музыкантов. Еще один мюзикл, взятый пятигорчанами на творческое вооружение, - "Красавец-мужчина" современного композитора И. Левина. Украшением этого спектакля стал молодой балет театра - воспитанники главного балетмейстера Татьяны Шабановой, только что окончившие хореографическое отделение Ставропольского училища искусств. Кордебалет в театре, кажется, пережил годы возрастного кризиса, и новое пополнение обещает придать и нынешним, и будущим постановкам свежий колорит и темперамент, без чего, согласитесь, оперетта не оперетта.
Наконец, настоящим подарком обещает стать одна из последних премьер пятигорчан - знаменитая "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу, в основе сюжета которой - "Пигмалион" Б. Шоу. Все мы помним эту трогательную историю о бедной цветочнице, превратившейся из Золушки в Принцессу стараниями профессора Хигинса... Ну а самых маленьких зрителей в рамках гастролей ждут не нуждающиеся в представлении "Приключения Буратино" - чудесная музыкальная сказка А. Рыбникова, чьи мелодии мы все знаем и любим по одноименному фильму.
Остается лишь добавить к уже названным имена ведущих исполнителей: заслуженные артисты России Ирина Комленко, Алим Абалмасов, Светлана Молчанова, Наталья Таланова, Николай Смирнов, Сергей Динейкин, артисты Зинаида Зайцева, Галина Перерва и многие другие выйдут 22 сентября на сцену Ставропольского театра драмы порадовать нас своим волшебным искусством. И мы вновь с радостью убедимся в неувядаемом очаровании оперетты. Как и в том, что Пятигорский театр недаром ведет свою историю от "Веселого театра...". • Программа гастролей Ставропольского государственного краевого театра оперетты (22 - 29 сентября)
18 сентября 2002 года