06:00, 14 сентября 2002 года

"Я полюбил этот город заново"

Я шла по улицам его картин, в листву одетым. Старинные здания, хаос крыш, дворы и улочки... Все было узнаваемо в настойчивом ритме города, но не было равнодушного подобия. Всякий ракурс был индивидуален и полон - тайн. Мягкий, ясный свет сообщал полотнам неуловимый подвижный объем.

Было это год назад на выставке "Архитектурно-художественный облик Ставрополя", развернутой в музее изобразительных искусств в канун празднования Дня города. Именно тогда на импровизированном "бульваре" состоялась моя первая встреча с творчеством ставропольского художника Владимира Орлова.

Помнится, заглянула в "Книгу отзывов" и прочла первые записи: "Очарованы работами В. Орлова". "Пришла, увидела и сделала открытие: оказывается, он так красив, наш Ставрополь. А в суете буден этого не замечаешь".

А потом была встреча в мастерской художника.

В. Орлов о себе:

- В детстве художником быть не хотел. Меня влекла музыка. Закончил Ставропольскую музыкальную школу по классу баяна, пел в хоре мальчиков "Гренада". А потом, наверное, сработали гены, рос-то в семье художника, учился живописи 11 лет. Выставляться начал еще студентом.

Мое нормальное состояние - действо. Почти не скучаю с собой. Если есть задумки картин, могу затворничать подолгу. Исследую новые живописные пространства, осваиваю новые территории. Для меня важен непосредственный визуальный контакт с природой. Много работаю на пленере: Стрижамент, Архыз, Сенгилеевское... Пейзаж доступен. Он рядом. Работай. Природа потрясает. Там такая музыка! Даже тишина поет. Надуманность, конструирование картины, когда ее сначала "обмозговывают", а потом переносят на полотно, - это не мое. Чувство, эмоция - вот что, на мой взгляд, является поводом для искусства и главным его содержанием. Их я "выплескиваю" на холст...

Надо добавить, что Владимир Орлов - консультант по детскому изобразительному творчеству в Ставропольском филиале Фонда мира. Ответственность огромная, особенно когда отбираются работы юных художников на международные конкурсы, выставки. По этому поводу он вспоминает слова Эль Греко: "Я каждый день просыпаюсь ребенком". Если с годами детское ощущение чуда белого света не покидает человека - значит, дано ему понять радость и боль птицы и листа...

Его картины экспонируются в постоянно действующей галерее "Целительная кисть", в московском Выставочном центре. Это не случайно. Пейзажи Орлова ослепительно красивы. Он - мастер метафоры, дивных цветовых симфоний. Энергетика, внутренний свет его пейзажей открыты для каждой внимательной души. И вот мы уже на живую природу смотрим как на бесконечный океан откровений.

Одна восточная притча рассказывает: когда художнику Бай Лю исполнилось семьдесят лет, он собрал у себя в мастерской ближайших друзей. На мольберте стояла картина: луг, тропинка, храм на холме. Друзья молча смотрели, а художник Бай Лю встал на нарисованную им тропу, пересек нарисованный луг, вошел в храм на холме, в последний раз поклонился друзьям и затворил за собой дверь... О чем это я? Об умении художника воссоединиться с изображаемым миром, естественно раствориться в нем и повести зрителя за собой.

Зажмурившись на мгновенье, представляю, как вхожу в открытые "двери" картин Орлова. Мир художественных образов материализуется. Знакомлюсь с хитрющим мужиком из села Надежда Иваном Никифоровичем, с не по годам серьезным чеченским мальчиком ("Ичкерия"), наблюдаю сценки из жизни берез, пытаюсь разгадать, о чем задумался одинокий дуб ("Дорога к морю"), прочесть иероглифы сосен. Танцую вместе с птицами в ковыльной степи, собираю цветы луговые, чтобы составить букет ("Летний ковер"), рассыпаю их ("Клумба"), слушаю песню воды ("Стремнина"), ловлю форель в реке Архыз...

Часть картин художника строится на сочетании архитектурных сооружений, пейзажных видов и людских фигур. Деревья, здания, ограды, лица словно всплывают в памяти, а грань между реальным и воображаемым становится зыбкой. Его полотна "После службы. Выход из Успенской церкви", "Аптека Байгера", "Шпиль", "Усадьба на проспекте", "Центр", "Мой белый город" и многие другие сохраняют для нас историю, помогая справиться с неуловимым временем.

Сорок лет - возраст творческого расцвета, возраст зрелости. Сделано немало. Работы Владимира известны и на родине, и за границей. Прошли персональные и групповые выставки во многих выставочных залах: в Испании, Германии, США, Омане, Москве, Ростове, Краснодаре, Черкесске и, конечно же, в Ставрополе. Его живопись представлена в десятках музеев, галерей и частных коллекций.

Недавно В. Орлов стал членом художественного объединения "Сарматы", творческого содружества, призванного популяризировать современное искусство Ставрополья и Юга России.

На мой традиционный вопрос о творческих планах Владимир ответил кратко: у него все расписано до декабря. Намечаются поездки в Москву и Элисту. Приходили издатели Блохины. Обсуждали макет будущей книги "Ермоловский бульвар: вчера, сегодня, завтра". Отбирали иллюстрации из прежних работ Орлова.

Художник активно готовится к очередной выставке:

- Я отсутствовал 14 лет. Два года назад приехал и открыл мой родной город заново. Я увидел по-новому его мир. Он был само жизнелюбие и доброта. Природа Ставрополья взяла меня в плен. И с той поры его пейзажи для меня - неиссякаемый источник вдохновения. Новая серия полотен - это не официальный, репортажный город, а нечто камерное, венок сонетов, признание в любви. Хочется, чтобы дома звенели счастьем и смехом и улыбались деревья и цветы в моем старом и вечно юном городе.

Алла МОЩЕНКО
«"Я полюбил этот город заново"»
Газета «Ставропольская правда»
14 сентября 2002 года