"Какова моя жизнь?"
9 сентября - 174 года со дня рождения Льва Николаевича Толстого
Большинство россиян достаточно хорошо знакомы с художественным наследием великого писателя. Однако его публицистика, письма, дневниковые записи - не менее важная часть творческого наследия.
Читая их, кажется, что писатель обращается к нам, живущим в третьем тысячелетии. Как сложилось, что в этом году ровно через месяц после дня рождения гения мировой литературы, 9 октября, нас всех ждет то, что уже неоднократно и на разных уровнях называли "событием года". Начнется Всероссийская перепись населения. Статистические службы провели огромную работу в поисках переписчиков - людей, которые будут приходить в наши дома за весьма умеренную плату. Должно быть, современные статистики завидовали, и не один раз, своим предшественникам из XIX века, ведь им безвозмездно помогали классики - Чехов и Толстой.
Толстой и перепись. Толстой-переписчик. Надо сказать, что эта тема не должна оставаться без внимания ценителей творчества Толстого не только в связи с днем его рождения и предстоящей всероссийской переписной акцией. Эта тема актуальна вне привязки к датам, актуальна в аспекте рассмотрения Льва Николаевича не только как художника, но и как публициста, просветителя и гражданина.
Пропадай вся перепись, только бы накормить старуху!
Накануне переписи в Москве - 20 января 1882 года - Лев Толстой поместил в газете "Современные известия" статью "О переписи в Москве". Писатель предлагал воспользоваться переписью для того, чтобы узнать истинные масштабы нищеты в Москве, помочь нуждающимся и этим, по возможности, оздоровить общество. "Надо к переписи присоединить дело любовного общения богатых, досужных и просвещенных с нищими, задавленными и темными. "Будем записывать, считать, но не будем забывать, что если нам встретится человек раздетый и голодный, то помочь ему важнее всех возможных исследований, открытий всех возможных наук; что если был бы вопрос в том, заняться ли старухой, которая второй день не ела, или погубить всю работу переписи, то пропадай вся перепись, только бы накормить старуху!" - писал он.
Другой великий современник и друг Толстого - живописец Илья Ефимович Репин - внимательно следил не только за творчеством, но и за общественной деятельностью писателя. В письме к В. В. Стасову Репин рекомендовал прочесть толстовскую статью в "Современных известиях": "...прочтите, очень любопытно, просто и сильно написано; хотя, конечно, останется гласом вопиющего в пустыне или сведется в конце концов на ту же филантропию, которой он не любит". Прочтите и вы, уважаемые читатели.
Живописец и писатель в окружении бомжей
Толстой переписывал "участок Хамовнической части, у Смоленского рынка, по проточному переулку между Береговым проездом и Никольским переулком". Мало кому из современных москвичей эти названия говорят что-нибудь, кроме определения местности, но москвичам конца XIX века эти места были известны как Ржановская крепость - притон самой страшной нищеты и разврата... Толстой просил учредителей переписи назначить его счетчиком именно сюда.
По сведениям искусствоведа, старшего научного сотрудника музея-усадьбы И. Е. Репина "Пенаты" Людмилы Андрущенко, гений литературы привел на это социальное дно и гения живописи. Лев Николаевич Толстой и Илья Ефимович Репин обходили ночлежников вместе. Под впечатлением от увиденного и почувствованного художник сделал пять рисунков (один из них - "У костра" - хранится в музее Толстого на Пречистенке). Позже из-под кисти Репина вышла картина маслом - "Московская перепись". А Толстого ужасы городской нищеты так поразили, что он уехал в Ясную поляну, где написал трактат "Так что же нам делать?". Трактат носил резко оппозиционный характер и был запрещен цензурой. В России его напечатали только в 1906 году. А за границей - в Женеве - в 1886-м. Авторское название было изменено. "Какова моя жизнь?" - так был озаглавлен толстовский текст, проиллюстрирован рисунками И. Е. Репина.
Не лгать, покаяться, трудиться
Усилиями Толстого-переписчика чиновники городских департаментов получили точные статистические данные, а мы, современные читатели, - представление о жизни низов того времени. Сам же писатель получил от переписи ответ на давно волновавшие его вопросы. Можно сказать, нашел выход из своих духовных исканий.
"Так вот какие ответы нашел я для себя на вопрос, что нам делать. Первое: не лгать перед самим собой, как бы ни далек был мой путь жизни от того истинного пути, который открывает мне разум. Второе: отречься от сознания своей правоты, своих преимуществ, особенностей перед другими людьми и признать себя виноватым. Третье: исполнять тот вечный, несомненный закон человека - трудом всего существа своего, не стыдясь никакого труда, бороться с природою для поддержания жизни своей и других людей", - пишет Толстой в своем знаменитом трактате.
Писатель стал совмещать крестьянский и писательский труд, вести спартанский образ жизни, обходясь самой простой едой и одеждой.
Результаты увиденного и записанного Львом Николаевичем во время переписи 1882 года при всех ее недостатках дали возможность получить представление о численности и составе населения Москвы. Эти сведения представляют непреходящую ценность. Впрочем, как и формула Толстого: "Цель переписи научная. Перепись есть социологическое исследование. Цель же науки социологии - счастье людей". Сегодня переписи населения как в России, так и за рубежом проводятся с той же целью, что и 100 лет назад - "учредить лучше жизнь людей".
7 сентября 2002 года