Человек, заглянувший в себя
Ставропольские психологи - народ интересный. Их профессия предполагает глубокое проникновение в человеческий внутренний мир, но вместе с тем люди они отнюдь не кабинетные и прекрасно обживают мир внешний. Достаточно сказать, что в Ставрополе активно работают уже две краевые психоаналитические ассоциации - то есть две общественные некоммерческие организации, созданные снизу, самими специалистами, под собственные запросы и цели. И связи этих ассоциаций с внешним миром простираются далеко за пределы края: Ростов, Краснодар, Санкт-Петербург, Москва, Париж, Осло, Нью-Йорк. Неслабо для провинциалов, начинавших на пустом месте, имея, в сущности, лишь одно - желание стать настоящими профессионалами.
Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает Виктор ЕНИН, заместитель руководителя Ставропольской ассоциации развития психоанализа и психотерапии.
- Виктор, "Ставропольская правда" рассказывала о первых шагах вашей НКО два года назад. Статья называлась "Нужен ли психологам профсоюз?". Было упомянуто много планов, проектов. Что воплотилось в жизнь, что изменилось?
- Начну с того, что, когда в декабре 1999 года мы основали ассоциацию, нас было семь человек. Сейчас членов АРПП - тридцать (у нас довольно сложная, ступенчатая система приема), а "сочувствующих" - гораздо больше.
Все наши проекты подразумевают две основные цели: оказание психологической и психотерапевтической помощи населению и собственный профессиональный рост для того, чтобы эта помощь была как можно более квалифицированной.
И в том, и в другом направлениях за прошедшее время сделано немало. В АРПП входят психологи и психотерапевты разных направлений, большинство имеют практику, а некоторые сочетают ее с научно-исследовательской работой. В наших рядах доктор и два кандидата психологических наук, семеро являются аспирантами.
Помимо оказания индивидуальной психокоррекционной помощи ставропольчанам, мы участвуем в ряде общественно значимых проектов. Работали (и собираемся развивать это сотрудничество) с УВКБ ООН на Северном Кавказе по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Участвовали в проекте "Жизнь - наш выбор" Ставропольского научного геронтологического общества, в рамках которого наши специалисты организовали и вели постоянные группы психологической поддержки по месту жительства. Их посещали пенсионеры, домохозяйки, просто одинокие люди, испытывающие дефицит общения и имеющие в связи с этим сложные проблемы.
Наконец, совместно со Ставропольским городским домом культуры мы проводим регулярные лекции для населения. Это многое дает не только слушателям, но и нам самим. После лекций обычно проводим анкетирование и таким образом имеем обратную связь.
- И что она показывает?
- В частности, что меняются запросы людей к нам, психологам. Их интерес все больше смещается с социальных проблем (отношения с властью, трудности поиска работы и т.д.) на область человеческих взаимоотношений в семье, внутриличностные проблемы. Отношения с детьми и родителями, супружеские... Человек стал интересоваться собой самим, это сигнал, что значимость психологических служб возрастает.
- В связи с этим вопрос: кто чаще всего обращается за психологической помощью, можно ли нарисовать обобщенный портрет такого человека?
- Можно сказать, что, скорее всего, он принадлежит к интеллигенции, то есть личность думающая и привыкшая рефлексировать.
Отрадно, что нас перестали путать с психиатрами. К психологу идут в двух случаях. Либо есть проблема - в семье, на работе, в интимных отношениях, и человек уже почувствовал, что не в силах сам в ней разобраться. Либо у клиента есть желание личностного роста - психотерапия, особенно аналитически ориентированная, может помочь в этом. Люди с таким запросом тоже уже появляются.
Впрочем, бывают и курьезы. Приходит дама и говорит: у меня есть свой парикмахер, визажист, хочу иметь собственного психоаналитика, как в американском кино...
- Члены АРПП участвуют в международных проектах обучения специалистов под руководством известных ученых из США, Франции, Германии, Австрии, Аргентины... Невольно позавидуешь той поддержке, которую мировое сообщество оказывает развитию современной психологии в России.
- Это так. Но важной стороной нашей деятельности является организация профессиональной учебы здесь, в Ставрополе - собственно, знания для этого мы и черпаем, участвуя в международных проектах, передаем их коллегам по цепочке.
Трехлетняя школа АРПП "Основы теории и практики психоаналитической психотерапии" уже сделала первый выпуск, многие из тех, кто ее закончил, приступили к практической деятельности. Может возникнуть вопрос: зачем все это нужно, если в Ставрополе столько факультетов психологии вузов? Но даже лучшие из них дают в основном теоретическую базу, фундаментальное образование, которое само по себе не в состоянии сделать человека успешным практиком.
Мировой опыт подготовки специалистов иной: практические навыки приобретаются в специальных семинарах и треннинговых программах. Этим целям служит наша трехлетняя школа. Из ее названия ясно, что упор делается на психоаналитическое направление в терапии. Ее закончили (и учатся во втором наборе) многие выпускники и студенты психологических факультетов университетов. Кроме наших преподавателей, к слушателям приглашались и столичные специалисты, например, А. Тхостов, профессор, заведующий кафедрой нейропсихологии и психопатологии МГУ, ученый с международной известностью. Каждый его приезд в Ставрополь - праздник для АРПП: Александр Шамильевич привозит к нам в провинцию последние мировые новости из сферы нашей профессиональной деятельности, новые идеи, литературу...
В ближайшее время мы начнем реализовывать в Ставрополе два образовательных проекта - одним руководить будет А. Тхостов, другой, организуемый Парижским психоаналитическим обществом (ППАО), поведет М. Лукомская - в прошлом наша соотечественница, сейчас она живет и работает в Париже. Обе программы будут длительными, предполагается приезд французских ученых.
А в конце недели в Ставрополе будет работать традиционная Летняя психоаналитическая школа нашей ассоциации, уже четвертая по счету. Это три дня общения с коллегами, совместное профессиональное пространство, где обсуждают самые важные проблемы, делятся опытом, высказывают смелые идеи.
22 августа 2002 года