Счастливое число
Колхоз имени Николенко одним из первых в Арзгирском районе завершил жатву. По его инициативе было развернуто районное соревнование по организованному проведению уборочной, которое затем переросло в краевое. "Застрельщики" показали вполне достойный пример, в очередной раз подтвердив почетное звание хозяйства высокой культуры земледелия: с трех тысяч гектаров получили 14 тысяч тонн зерна при средней урожайности 40 центнеров с гектара. Это один из высочайших результатов за всю 73-летнюю историю колхоза.
И ею по народному веленью в селе Родниковском стал ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный агроном России Федор Акимович Иващенко. 33 года проработал он главным агрономом в хозяйстве. Сейчас – на заслуженном отдыхе. Официально. На самом же деле, как говорят земляки, денно и нощно пропадает в колхозе, особенно в эти горячие деньки. Руководство сельхозпредприятия считает за должное лишний раз посоветоваться с Федором Акимовичем по тому или иному вопросу, ведь он как живая энциклопедия: знает буквально все о сельскохозяйственных премудростях, опыт у него богатейший.
Для самого же ветерана дело всей его жизни – система сухого земледелия. Он был одним из первых, кто в конце 60-х осваивал ее не только в Арзгирском районе, но и на Ставрополье.
– Для наших засушливых степей она самая что ни на есть подходящая. А иначе как накопить влагу, которая в наших краях на вес золота. Но это приходилось доказывать, – вспоминает Ф.Иващенко. - Раньше как было? Любая инициатива проходила вначале через райком партии. Даст тот добро, значит, будет дело, а нет – забудь. Много пришлось пообивать нам партийных порогов. Все спрашивали, надо ли это вообще, есть же традиционная технология обработки почвы. Но в конце концов дали нам шанс попробовать свои силы в новом деле, правда, с одной оговоркой: "Если что, партбилетами ответите". А мы были в самом начале уверены, что все у нас получится. Так оно и вышло...
На Федора Акимовича посыпался, можно сказать, дождь высоких государственных наград: ордена Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", медаль "За трудовую доблесть". Он был также удостоен звания лауреата премии Совета министров СССР. Ну а самой главной наградой для себя ветеран считает народное признание: сегодня в Арзгирском районе методом сухого земледелия обрабатывается 75 процентов всей посевной пашни.
Так уж совпало, что в момент нашего приезда в Родниковском был двойной праздник: торжественное подведение итогов жатвы и день рождения "старейшины", которому в этот день исполнилось 77 лет. Праздники отметили достойно...
У руководителя колхоза имени Николенко Владимира Ковалева они, в общем-то, сейчас об одном – как выгоднее сбыть выращенный урожай. Хотя особо торопиться не собираются: за тонну зерна третьего класса дагестанцы дают немногим более двух тысяч рублей, четвертого - 1800. В прошлом году было на 600-700 рублей больше. Вообще же, в хозяйстве из всех полученных нынче 14 тысяч тонн зерна 8 тысяч товарного. Остальное пойдет на оплату колхозникам, а также долгов различным коммерческим структурам. Вся надежда на то, что зернопродукция поднимется в цене. А иначе как оправдать затраты хотя бы на непомерно дорогие горючесмазочные материалы, которые в общем объеме себестоимости продукции занимают до семидесяти процентов. И это с учетом того, что цены на них постоянно растут, а на зерно, наоборот, падают.
Кстати, в этом году качество зерна, как никогда, высоко. Большая часть – продовольственного. Многое здесь, как считают специалисты, зависит и от подбора семян, в основном ростовских сортов. В хозяйстве есть специальный сортовой участок. "Донской маяк" дал здесь по 52 ц с га.
В этом сезоне прибавилась уборочная площадь. 240 гектаров вновь вернулись в колхоз вместе с четырьмя фермерами, которые несколько лет назад вышли из него со своими наделами. Но в одиночку, без собственной техники, очень трудно выжить, не говоря уже о прибыли. Кстати, в сельхозпредприятии решили избавиться от стареньких "Нив" - продать их местным фермерам, которые давно просят об этом, а на вырученные деньги купить "Доны".
С уборкой справились за девять дней, сняв урожай с трех тысяч гектаров, хотя планировали за десять. Работали 24 комбайна, несколько из них – в рамках договора с одной из волго-градских фирм.
– За свои услуги они получили 18 процентов от собранного урожая, - поясняет главный агроном Юрий Ковалев. – Мы отдали то, что все равно потеряли бы. Даже, как мы подсчитали, еще остались в выигрыше.
Есть у председателя Владимира Ковалева и еще одна задумка - сформировать специальное механизированное звено по подобию передвижных транспортных отрядов, которое оказывало бы помощь в уборке как своим арзгирским хозяйствам, так и сельхозпред-приятиям других районов края. Ведь зарабатывают на этом, и причем немало, заезжие коммерсанты. Так почему же эти деньги не брать самим? Опыт в этом деле у николенцев есть. Ежегодно они помогают своими комбайнами соседям. В прошлые годы зарабатывали таким образом по 700 тонн зерна. А если все это поставить, как говорится, на широкую ногу, сделать определенной системой?
Задумка, конечно, хорошая, но для этого нужны новые высокопроизводительные комбайны, которые одним махом приобрести не так-то легко. В хозяйстве это тоже прекрасно понимают и, к чести сказать, уверенно идут по намеченному пути. Стараются ежегодно обновлять уборочный парк. В этом сезоне купили один "Дон". Активно работают и по лизинговым операциям. Как ни крути, а технику обновлять надо. Ведь недаром в народе говорят: "В карете прошлого далеко не уедешь".
Так считает комбайнер Н. Самоносов. Два года Николай Васильевич на пенсии и тем не менее вот уже какое десятилетие, как лето – на уборку, на свою старенькую любимую "Ниву" под N13.
– Уж сколько раз хлопцы пытались ее у меня "отвоевать", все просят: "Васильич, ну пересядь ты на другой комбайн хотя бы на один сезон, и мы хотим испытать твое "счастье".
А счастье это в том, что вот уже несколько лет подряд Самоносов ходит в лучших комбайнерах. На этот раз работал на пару со своим внуком – Сергеем Жихаревым, который вернулся из армии накануне страды и толком, как говорится, не успел расслабиться после солдатского житья-бытья. "С одной службы да на другую", – шутит дед.
Ну, а если серьезно, самое большое счастье в жизни у Николая Васильевича – его дети: дочь и три сына, двое из которых работают рядом с отцом, в том числе и на жатве, да еще как! Уборочный экипаж Николая и Александра Самоносовых признан лучшим не только в колхозе и районе, но даже (на сегодня) и в крае – среди молодежных составов. Правда, "заправлял" младший Николай, а в штурвальных ходил старший Александр, который живет и работает в Арзгире, а по предложению брата пошел на уборку, причем впервые.
Достался братьям новый комбайн. Никто особо не рвался на него, мол, новая техника, еще не объезженная, не известно, как себя поведет. С некоторой опаской садились на нее и Самоносовы. Но в результате не прогадали, а, наоборот, оказались впереди всех.
Семейная преемственность на жатве у николенцев стала доброй традицией. Не первый год ударно трудятся братья Сергей и Андрей Федоренко, отец с сыном Виктор и Михаил Андрющенко и другие.
Барон – кличка доберман-пинчера, которого на торжественном подведении итогов жатвы назвали почетным ее участником, а во время праздничного обеда не пожалели для него самой вкусной косточки. Каждый старался побаловать собаку. За время жатвы многие к ней сильно привязались.
Хозяин Барона – Николай Меркотун. Как-то однажды увязался доберман за ним из дома, да так и заехал в поле. На удивление всех, запрыгнул в кабину комбайна, и ни в какую его оттуда не выгонишь. "Пусть побудет часок-другой, – посоветовали мужики, – надоест, он сам вон попросится". Однако до обеда своего хозяина, который, кстати, работал штурвальным, пес из кабины машины ни лапой. Все внимательно вглядывался в даль волнующейся нивы, словно оценивал выращенный урожай.
На другой день картина повторилась. Так к собаке и привыкли, веселее даже как-то стало. Бывало, поломается в поле комбайн, остановится. Барон прыг из него и давай лаять на железного великана, мол, время такое горячее, а ты надумал ломаться. И пока механизаторы ремонтируют машину, он все носится вокруг, явно нервничая, словно подгоняет ремонтников. А случись побывать ему на току, как только завидит, что воробьи или вороны клюют зерно, тут же бросается на расхитителей народного добра с грозным лаем. Словом, во время уборки был незаменимым помощником повсюду.
В обычное же, свободное от работы время Барон само спокойствие, его, что называется, не видно и не слышно. В этом смогли убедиться и мы, побывав на празднике в честь завершения жатвы. Когда отличившимся вручали грамоты и конверты, пес мирно лежал на земле. Правда, едва назвали фамилию его хозяина, а за ней и кличку его самого, подскочил, радостно лизнув руку своего "наставника", а потом опять застыл в молчаливой неподвижности.
Как только жатва в колхозе имени Николенко завершилась, уборочные комплексы были приглашены в близлежащие сельхозпредприятия. "Вы только своего знаменитого Барона не забудьте" – было первое пожелание соседей...
22 июля 2002 года