Партии воскрешают законом
Новый закон "О политических партиях" призван воскресить из небытия успевшие "уснуть" политические организации и заставить их активнее заниматься своими прямыми обязанностями.
Российское выборное законодательство претерпевает существенные изменения. Принят новый закон "О политических партиях", который значительно меняет статус этого института на российской политической арене. Совет Федерации РФ одобрил законодательный акт, согласно которому не менее половины депутатов в региональных представительных органах должны выдвигаться избирательными объединениями. Каким образом может изменится ситуация на российском и региональном уровне, что нового привнесут эти законы в краевую политическую жизнь? Об этом корреспондент "СП" беседует с председателем избирательной комиссии Ставропольского края Виктором ЛИМАНОВЫМ.
– Как повлияет новый закон на формирование нижней палаты российского парламента и законодательных органов субъектов Российской Федерации? Для чего вообще понадобилось принятие закона "О политических партиях"?
– Этот закон призван создать реальные основы для совершенствования политической системы и становления гражданского общества в России. Хотя принцип формирования власти в нашем государстве закреплен в Конституции, жизнь показала: общественно-политические объединения, получив возможность участвовать в избирательной кампании, проявили себя не в полной мере. Это привело к дроблению политических сил, искусственному созданию мелких партий, движений, участвующих в выборах, но не играющих большой роли.
Казалось бы, что еще надо, ведь сегодня в России действует почти две сотни политических общественных объединений, из них более 50 - политические партии, а остальные – движения и организации. Но минувшее десятилетие показало, что такая многочисленность соревнующихся между собой объединений еще не свидетельствует о наличии в стране настоящей многопартийной системы, а скорее всего разобщает население.
Понятно, что подлинная многопартийность может быть достигается не сразу, это длительный процесс, в результате которого в обществе формируется гражданская культура, происходит организационное и политическое становление партий, реально влияющих на политическую жизнь. Вот это и стало предпосылкой появления нового закона.
– Избирателям подчас непонятно, для чего вообще нужны партии. Виктор Иванович, помогите в этом разобраться.
– Одной из основных целей создания политических партий является их участие в выборах. Причем, обязательное участие. Если прежнее законодательство позволяло политической организации, продекларировав в основных целях и задачах участие в избирательной кампании, фактически ничего не предпринимать в этом плане и лишь рисоваться на политической арене, получая при этом некоторые дивиденды от государства, то сегодня в законе к ней предъявлены более жесткие требования. Партия должна активно включаться в политическую жизнь страны путем обязательного участия в выборах. Пятилетнее неучастие в выборах подразумевает прекращение деятельности такой организации.
– Но ведь участие в выборах не так-то просто реализовать, для этого необходимо, как минимум, хорошо поработать не только в центре, но и на местах.
– Правильно, а иначе зачем тогда идти в политику? Чтобы, оторвавшись от избирателей, появляться время от времени на экранах телевизоров? Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", на днях вступивший в силу, предполагает сохранение смешанной пропорционально-мажоритарной системы избрания депутатов Государственной Думы, а также распространение этой системы на уровень субъектов Российской Федерации для избрания законодательных органов краев, областей, республик. Закон не просто декларирует право партии участвовать в выборах, а обеспечивает реализацию этого права.
– Каким требованиям должна отвечать политическая партия?
– Она должна иметь региональные отделения более, чем в половине субъектов Федерации, в ней должно состоять не менее 10 тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации численность региональных отделений должна составлять не менее 100 членов, а в остальных региональных отделениях – не менее 50. И еще одно требование – руководящие и иные органы партий, а также ее структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
– Могут ли создаваться региональные или межрегиональные партии?
– Нет, пока что партия может быть только общероссийской.
– Могут ли участвовать в выборах какие-либо иные общественные объединения, кроме политических партий?
– Нет, политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов. Однако законом установлен переходный период: в течение двух лет со дня вступления в силу федерального закона "О политических партиях" избирательными объединениями наряду с политическими партиями, будут также признаваться общероссийские политические общественные объединения. После 14 июля 2003 года политические общественные объединения, не преобразовавшиеся в политические партии, утрачивают право участвовать в выборах органов государственной власти.
– Новое выборное законодательство привнесет изменения и в краевые политические реалии. Касается это, прежде всего, Государственной Думы СК. На ваш взгляд, целесообразно ли 25 депутатских мест в краевой Думе делить пополам, как того требует закон?
– А зачем их делить пополам? Можно всех краевых депутатов избирать по партийным спискам. Можно довести состав Думы до 50 человек, половина из которых будет избираться по одномандатным округам, а вторая – по пропорциональной системе. Вариантов очень много. Какой примут наши законодатели, такой и будем применять. Мы готовы к любому из них.
Смешанная система выборов существует в некоторых регионах страны еще с 1998 года. Так, в Калининградской области из 32 депутатов законодательного собрания 5 избраны по общерегиональному округу, то есть по спискам избирательных объединений. В законодательном собрании Свердловской области из 35 законодателей 14 избраны по общеобластным спискам. Смешанная система выборов применяется так же в Красноярском крае и Псковской области.
Так что опыт в стране уже имеется, а применение пропорциональной системы выборов, повысит активность политических партий и их ответственность за результаты деятельности в органах государственной власти.
Сегодня картина выглядит следующим образом. По одномандатным округам проходят, как правило, кандидаты, представляющие экономическую элиту. И, согласитесь, многие из них идут туда решать свои вопросы. А кто будет защищать интересы других слоев населения? Вот поэтому выборы по партийным спискам должны стать тем инструментом, который позволит представлять в органах государственной власти подавляющее число избирателей.
– Повлияет ли новое выборное и правовое поле на работу крайизбиркома?
– С одной стороны, это усложнит нашу жизнь. Придется более тесно взаимодействовать с партиями, представляющими различные оттенки политического спектра. А с другой, самим партиям придется не только выдвигать списки, но и кандидатов в одномандатных округах, что, на мой взгляд, снизит число кандидатов-одномандатников. Поскольку не всякий независимый кандидат рискнет потратить деньги, вступая в борьбу с организованной структурой, каковой является любая, даже самая маленькая партия. В конечном итоге мы придем к двух-трехпартийной системе, цивилизованным методами ведения предвыборной борьбы. Но это в перспективе.
17 июля 2002 года