Откуда растут ноги у цен на бензин
Последние недели бензиновая тема не сходит со страниц газет и журналов, ценам на горючее посвящены первые сюжеты в выпусках теленовостей. Между тем за этим криком и ростом тихо и незаметно набирают силу совсем другие процессы. Просто нефтяной бизнес оказался "крайним", а госмонополии свои цены давно уже повысили.
На самом деле цены растут последовательно и неуклонно во всех сферах экономики. Причем, если их рост на нефтепродукты хоть как-то регулируется правительством, находится под пристальным вниманием прессы, то во всех остальных отраслях это происходит иначе. Вспомните, как громогласно и сердито критиковал, находясь в Ставрополе, Владимир Путин желание энергетиков поднять тарифы после наводнения: "Вы самые умные или самые циничные?". Энергетики после окрика тарифы сдержали, а вот ОАО "Газпром", которое с июня 2002 г. (после смещения Рэма Вяхирева с поста председателя Совета директоров) стало куда более подконтрольно президенту России, даже приведенное в пример для подражания слушать главу государства не стало и взвинтило тарифы на газ сразу на 15% в течение трех дней после этого совещания.
По информации, которой мы располагаем, ситуация с ценообразованием поменялась в марте. Правительство РФ потребовало от нефтяников направить по внешним контрактам А-76 в Китай и Индию в весьма крупных объемах. Это вызвало дефицит топлива в разгар весенне-полевых работ и перед самой уборкой. Плюс президент России попросил на встрече с представителями крупного бизнеса увеличить поступления в бюджет в связи с тем, что сниженный до 13% подоходный налог не дает ожидаемого эффекта и доходы бюджета продолжают падать - увеличение зар-плат бюджетникам и военным почти в два раза сделало его совсем пустым. А кто согласится увеличить налоговые поступления без роста цен? Вот они и поползли снова вверх.
Мы проанализировали ситуацию с 31 января 2001 г. по июль 2002 г. и получили следующую любопытную картину.
За эти полтора года рост цен (с учетом сезонных колебаний) на дизельное топливо составил приблизительно 4%; на бензин А-76 - приблизительно 1%; одновременно на электроэнергию – около 60% (и останавливаться энергетики не собираются); на газ – 20% и в начале июля еще на 15%, т. е. всего на 35%. Пшеница между тем подешевела за это время с 2800 руб. до 2200 руб. за тонну. Одновременно рост цен на транспортные тарифы за полтора года составил 53%. Необходимо отметить, что общее повышение цен началось в январе нынешнего года, в то время как цены на бензин и дизтопливо начали расти только в мае.
Обращает на себя внимание и то, что ставропольские антимонопольщики в своих претензиях к нефтяникам явно некорректны. Обвинения в адрес "Лукойла" и "ЮКОСа" выглядят довольно странно, если учесть, что на розничном рынке доминирует частник. В его руках находится около 60% заправок. То есть разбираться с компаниями будут и по вопросу тех цен, за повышение которых они ну никак не могут отвечать.
И последнее. Как заявил в конце июня на интернет-пресс-конференции в Москве, организованной РБК, президент НК "Лукойл" Вагит Алекперов, рост цен на бензин завершился, и осенью нынешнего года они снизятся на 10%. К сожалению, глава "Лукойла" тогда еще не знал, какую "свинью" подложат ему транспортники. С 15 июля тарифы на перевозку нефтепродуктов увеличены на 15%. Так что виноватых в ценовом беспределе надо искать вовсе не среди нефтяников...
17 июля 2002 года