Комитет "закручивает гайки"
Многие считают, что комитет Ставропольского края по лицензированию отдельных видов деятельности – это весьма "хлебное место". Ведь предприниматель, решивший заняться, например, водочным или "металлическим" бизнесом, не минует чиновника комитета, от которого во многом зависит: казнить или миловать. И вдруг с удивлением узнаю, что из этого ведомства стали увольняться сотрудники. Новый председатель комитета С. Харитонов стал "закручивать гайки"?
– Сергей Алексеевич, вы руководите комитетом по лицензированию уже полгода. Хоть теперь откройте тайну: почему губернатор края А. Черногоров назначил на эту должность именно вас, человека известного ранее как президент "Союза предпринимателей Ставропольского края"?
– Наверное, логика в том, что нужды предпринимателей, их проблемы лучше понимает тот чиновник, который раньше тесно был связан с бизнесом, имел свое дело. Впрочем, до назначения на новую должность я имел и опыт работы в органах власти – возглавлял муниципальную инспекцию Ставрополя. А еще – по сей день читаю курс истории российского предпринимательства в Ставропольском кооперативном институте.
Я согласился с предложением губернатора еще и потому, что показалось – новая работа будет интересной. Дело в том, что в августе 2001 г. вышел федеральный закон N134 "О защите юридических и физических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора). Он напрямую касается деятельности в т.ч. и лицензионного комитета. Суть – в уменьшении административных барьеров для бизнесменов, начиная от регистрации предприятия до, так скажем, упорядочивания процедуры проверок, контроля за деятельностью предприятий. Главное – бизнесмен получил возможность защищать свои права, вступать в диалог с властью, участвуя в деятельности саморегулируемых организаций предпринимателей. Кстати, яркий тому пример – функционирование сравнительно молодого "Союза предпринимателей Ставропольского края".
– Хорошо, будем надеяться, что люди бизнеса получили в вашем лице надежного защитника их прав... Закон о котором вы говорили, вышел в блоке с другими, в т.ч. – о лицензировании, – в соответствии с которым перечень лицензируемых видов деятельности сократился примерно на треть – с 300 до 100. Это хорошо или плохо?
– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Конечно, что-то "сократили" вполне оправданно. Но есть те сферы предпринимательской деятельности, которые, на мой взгляд, непременно нуждаются в лицензировании и госконтроле. Например, из списка лицензируемых "выпала" риэлторская деятельность, т.е. торговля недвижимостью. Значит сегодня любой человек, не имея необходимых знаний, образования и, не дай бог, – нечистый на руку может открыть свою контору? Совсем другое дело, когда выдается лицензия - удостоверяющая, что специалист именно тот человек, за которого себя выдает. Может быть, вы удивитесь, но профессиональные риэлторы сегодня крайне недовольны, что на их вид деятельности отменили лицензии – слишком много жуликов расплодилось...
А возьмите ритуальные услуги, проведение ремонтных работ. Мне кажется, и здесь нужны лицензии. Потому что слишком велик риск нарваться при ремонте, например канализации, на пьянчугу дядю Ваню, давшего объявление в газете, который так "сделает" кран, что он опять потечет через пару дней.
– Что же делать?
– Сейчас мы с коллегами из других регионов готовим документы для законодателей о возможности введения так называемого "добровольного сертифицирования". То есть, если кто-то осуществляет нелицензируемую деятельность, но хочет добровольно пройти сертификацию – выглядеть более выигрышно в глазах потребителей - милости просим.
– Сергей Алексеевич, давайте проясним вот какую ситуацию. Насколько известно, с 27 июня ваш комитет прекратил выдавать лицензии на осуществление пассажирских перевозок. А положение дел в этой сфере и ранее было далеко от благополучного: по данным вашего же комитета, ГИБДД и транспортной инспекции сегодня 12% водителей маршруток работает без лицензии и примерно половина – таксистов. Это, как вы понимаете, серьезный удар по казне. Куда сегодня идти за лицензией водителю?
– Никуда... Не буду оригинальным и брошу камень в адрес центра, высокого московского начальства, у которого после выхода закона о лицензировании было предостаточно времени, чтобы подготовить подзаконные акты, положения, регламентирующие выдачу лицензий теми или иными ведомствами и контролирующими органами.
В частности, о лицензировании пассажирских перевозок. По закону этим должна заниматься транспортная инспекция, которая, увы, не располагает для этого условиями. Да и вообще положение составлено так, что Минавтотранс может делегировать полномочия по выдаче лицензии правительству региона. Может делегировать, понимаете? Но до сих пор Минавтотранс не определился, делегировать или нет. Похоже, и краевое правительство не определилось, надо ли ему это. А между тем ущемляются права предпринимателей. Я им говорю: обращайтесь к губернатору, жалуйтесь президенту.
Сходная ситуация и по вопросу лицензирования АЗС. Опять же по закону лицензии должна выдавать нефтеинспекция. Но нет – до сих пор! – соответствующего положения, которое должно выпустить Минэнерго.
Совершенно не ясно, кто будет осуществлять контроль за деятельностью фирм, у которых "старые" лицензии.
Подобных примеров "хромающих" законов, которые можно применять и так и этак – великое множество. Чему же удивляться, если чиновники с пользой для себя их "тракуют".
– Возможно, тема не самая приятная, но во времена вашего предшественника в комитете по лицензированию хорошо поработала прокуратура. Из чего можно сделать вывод, что некоторые сотрудники комитета весьма любили это дело – "трактовать". Если не секрет, какие претензии предъявлены?
– Не секрет. Прокуратура отмечала ряд грубых нарушений... Например, неоправданно затягивались сроки выдачи лицензий. Создавались дополнительные препятствия: выдвигались требования, не предусмотренные законом. В частности, водителям маршрутных такси надо было представить для получения лицензии 9 документов, а требовали – 11. Иногда было все наоборот. Ущемлялись права предпринимателей. Например, кто-то просил лицензию на три года, а получал на год.
Много жалоб губернатору поступало не только от бизнесменов, но и администраций городов и районов: без учета мнения этих властей (а их согласие по закону необходимо) выдавались лицензии предпринимателям.
– Как я понимаю, губернатор попросил вас навести порядок?
– В общем-то – да.
– Понимаю, прошло всего полгода, но что-то удалось сделать?
– Мы постарались в максимальной степени упростить и сделать более оптимальной процедуру оформления лицензий. Были пересмотрены некоторые служебные инструкции и порядок прохождения документов.
Если говорить образно, комитет стал "ближе к народу": в состав комиссии по приостановлению и возобновлению лицензионной деятельности теперь в обязательном порядке входят представители "Союза предпринимателей СК" и "Государственного фонда поддержки предпринимательства в СК", приглашаем представителем районных и городских властей. Кстати, раньше – и на это тоже указала прокуратура – работа комиссии носила формальный характер. Представьте, за год – всего 14 заседаний! Теперь они проходят еженедельно. И работа идет вполне конструктивная. Без оснований никого не "защищают" и не "обижают". Виноват – отвечай. Например, на одном из последних заседаний комиссии – 27 июня – было рассмотрено 49 случаев нарушений лицензионных требований по розничной продаже алкоголя. Комиссия рекомендовала, а председатель комитета приостановил действие 14 лицензий. В отношении трех предпринимателей принято решение о передаче исков в суд об аннулировании лицензий. Разумеется, только "карательными" мерами положение не поправить, необходимо налаживать большую профилактическую работу, мероприятия по "ликбезу" предпринимателей.
– Сергей Алексеевич, скажите, жалоб от предпринимателей стало больше или меньше? И каким собственно образом можно пожаловаться председателю комитета?
– Есть не только жалобы, поток которых, к слову, теперь гораздо меньший, чем полгода назад, но и предложения, порой очень конструктивные. Если кто-то бывал у нас в комитете – на Ленина, 251, – то наверняка заметил у входа ящик – для обращений к председателю. А еще я установил телефон доверия, его номер 94-15-02.
– Как вы реагируете на обращения "пострадавших"?
– Все жалобы на неправомерные действия работников комитета проверяем. Если факты подтверждаются – принимаем меры. Вплоть до увольнения. Кстати, я уволил уже шесть человек. Не исключено, что в ближайшее время мною будет инициировано возбуждение уголовного дела. Кто-то очень "умный" заметает следы: в мусорном ящике обнаружены листки из лицензионных дел – с визами работников комитета, на основании заключения которых принимается решение о выдаче или невыдаче лицензии.
– Похоже, у вас будут проблемы...
– Они будут у тех, кто не желает работать профессионально и честно.
16 июля 2002 года