06:00, 16 июля 2002 года

Главное оружие – люди

Северо-Кавказскому региональному управлению ФПС РФ - 80!

Биографическая справка

Заместитель начальника Северо-Кавказского регионального управления ФПС РФ генерал-майор Владимир Попов родился в 1956 году. Окончил Тюменское высшее военно-инженерное командное училище. Служил в Восточном пограничном округе. За плечами военная академия имени Куйбышева и академия Генерального штаба. Ветеран войны в Афганистане. Награжден тремя орденами и именным оружием. Женат. Два сына – оба курсанты военного института.

Генерал-майор Владимир Попов:

– Владимир Игоревич, на Северном Кавказе вы не новичок, о "горячих точках" знаете не понаслышке. Скажите, насколько надежно сегодня оборудована южная граница России?

– В инженерном отношении граница оборудована более чем на пятьдесят процентов (построено 70 наблюдательных вышек, 16 постов технического наблюдения, создано около четырех сотен мест несения службы для пограничных нарядов, девять пунктов пропуска через границу). Более ста пограничных застав имеют оборонительные фортификационные сооружения. По побережью Черного, Каспийского и Азовского морей налажено радиолокационное прикрытие границы.

Можно было бы сделать и больше, если бы не недостаток средств. В условиях высокогорья затраты увеличиваются в кратном размере...

– Видимо, и техника в таких условиях быстрее изнашивается. Новую получаете?

В минувшем году на инженерное оборудование границы, ремонт и восстановление вооружения, военной и специальной техники регионального управления выделено более пяти миллионов рублей. Кроме того, централизованно поступило средств инженерного вооружения и имущества на сумму пятнадцать миллионов. На ремонт, восстановление и обслуживание автобронетанковой техники – более четырех миллионов...

Цифры вроде внушительные, тем более что в этом году финансирование вновь заметно улучшилось. Но десять лет до этого погранвойскам перепадали жалкие крохи. Поставок запасных частей практически не было. Вот и получилось, что процентов шестьдесят автомобильной техники требует капитального ремонта, на вооружении у нас минометы, выпущенные еще в самом начале Великой Отечественной... Только благодаря самоотверженному труду личного состава нам удается "реанимировать" машины и агрегаты.

– И света в конце тоннеля не видно?

– Ну почему же. В прошлом году получили около четырехсот машин. Жаль только, что новых – всего сотня. В ближайшие месяцы думаем также пополнить парк. Обнадеживает и то, что именно в наших подразделениях проходят испытания различные технические средства охраны границы, новое вооружение.

В Новороссийском пограничном отряде принят на вооружение новый комплекс РЛС "Полоса", в недалеком прошлом, здесь же, он успешно прошел стендовые и полевые испытания. Недавно из научно-исследовательского центра ФПС России прибыла на испытание зарядная станция, действующая на преобразовании солнечной энергии. Отменно себя зарекомендовали проходящие у нас войсковые испытания 12,7 мм пулеметы "Корд". Как видите, не все так плохо.

– А чем закончился эксперимент по использованию в охране границы мотоциклов? Прижилось?

– Эксперимент прошел достаточно успешно, и в настоящее время мотоциклы используются на пограничных заставах, расположенных на побережье Азовского моря. Доставка пограничных нарядов к местам несения службы, расположенным на значительном удалении от застав, стала намного дешевле, а маневренность и проходимость мотоцикла на тяжелых грунтах выше, чем у автомобиля.

– Владимир Игоревич, давайте сделаем экскурс в прошлое, когда ваши подчиненные выходили на российско-грузинскую границу. Говорят, там особенно трудно пришлось саперам?

-Да, саперам пришлось попотеть. В числе первых они десантировались в Аргунское ущелье, вели инженерную разведку площадок десантирования, маршрутов движения подразделений и пограничных нарядов, прикрывали заграждениями места расположения подразделений, проводили разминирование местности и выполняли наиболее сложные виды работ по фортификационному оборудованию позиций войск, строили мосты и дороги. В общей сложности было обезврежено и уничтожено свыше 3000 мин и взрыво-опасных предметов, устроено 28 км минно-взрывных и невзрывных заграждений, проложено свыше 20 километров дорог, возведены 4 низководных автомобильных моста через реку Аргун. Подчеркну, все это в горных условиях.

За проявленное мужество и высокий профессионализм при выполнении задач инженерного обеспечения в Чеченской Республике 39 саперов награждены орденами и медалями.

– Говорят, техника и вооружение без специалистов – груда железа. Между тем подготовка призывной молодежи оставляет желать лучшего. Успеваете готовить профессионалов?

– Одну из ведущих ролей в становлении пограничников-специалистов играют школы сержантов, где организовано обучение младших специалистов инженерного и технического профиля. Приоритетом является выработка практических навыков и умений. Допуск к самостоятельной работе получают только те, кто полностью освоил программу подготовки, знает правила и нормы техники безопасности. Даже при низком общеобразовательном уровне призывников количество военнослужащих, "заваливших" экзамены, не превышает 10-15 процентов.

В качестве примера можно привести учебную инженерно-саперную часть, дислоцированную в Ипатово. Там офицеры и инструкторы добились того, что отсев сведен к минимуму, составляет всего несколько человек. Так что главным оружием, как вы правильно заметили, были и остаются люди.

– Скажите, а взаимодействие с местным населением ваши подчиненные поддерживают?

– Разумеется. Глядишь, в горах пограничники мост построили, дорогу проложили, то разминировали поле, и теперь на нем вовсю трудятся селяне...

Да зачем далеко за примерами ходить: вспомним недавнее наводнение. В числе первых на помощь пострадавшим от стихии жителям Кавминвод пришли пограничники. Выделили бронетранспортеры для эвакуации людей и растаскивания завалов. В той же Барсуковской хорошо показали себя инструкторы и курсанты Ипатовской школы, полк связи хорошо помогает.

Подавляющее большинство военнослужащих проявили мужество и самоотверженность. Среди особо отличившихся можно назвать майора Андрея Ледовского, лейтенанта Сергея Ставера. Рядовой Виктор Пудовкин, рискуя жизнью, спас парализованного старика. Настоящий профессионализм проявили водители рядовые Владимир Токарев, Дмитрий Петровский, Андрей Назарчук...

– В канун юбилея принято высказывать подчиненным какие-то пожелания...

– Восемьдесят лет – славная дата. Пограничники-северокавказцы многое сделали и делают для того, чтобы южные рубежи России стали границей дружбы, чтобы выстрелы здесь гремели только во время праздничных салютов. Желаю военнослужащим СКРУ крепкого здоровья, благополучия и удачи.

Сергей ЛИВАНЦОВ
«Главное оружие – люди»
Газета «Ставропольская правда»
16 июля 2002 года