06:00, 6 июля 2002 года

Паспорт плавать не умеет

Но сотрудники паспортно-визовой службы ГУВД края в кратчайшие сроки меняют документы пострадавшим от стихии

Эту историю рассказали нашему собственному корреспонденту Валерию Серебрянскому в станице Барсуковской. Местному пенсионеру Ивану Мериуцу все было недосуг получить паспорт и вид на жительство иностранного гражданина. А тут стихия захлестнула Барсуковскую. Вытащил старик намокший скарб из дома и поехал в Ставрополь в паспортно-визовую службу. Побился на прием к начальнику. Его внимательно выслушали, отвезли в лагерь временного пребывания для потерпевших от наводнения, накормили, а спустя некоторое время вручили документы и отвезли домой в станицу.

С этого эпизода и начался наш разговор с исполняющим обязанности начальника паспортно-визовой службы ГУВД СК полковником Александром Решетниковым.

– Александр Андреевич, много ли было таких, как пенсионер Мериуца, которым пришлось за новыми документами ехать в Ставрополь?

– Пожалуй, такой беспокойный пенсионер был один, вероятно, не дошла до него информация, что все вопросы по выдаче новых паспортов взамен утраченных решались и решаются на местах. В условиях ЧП наша служба работала без сбоев. Мы же серьезная организация, работающая в системе формате Министерства внутренних дел. И, значит, есть штатный план действий в условиях чрезвычайных ситуаций. В нем четко определено, кто и что должен делать. Паспортно-визовая служба должна решать три задачи. Это регистрация населения, эвакуированного их зоны ЧП, в местах временного размещения. Это адресно-справочная работа в лагерях временного размещения. И организация паспортного режима для установления личностей тех людей, которые не имеют документов. По всем этим направлениям мы и работали под руководством оперативного штаба ГУВД СК, который был создан в первые часы после трагедии. Одни наши сотрудники занимались эвакуированными из Барсуков в Ставрополь, а их было 850 человек. Другие выехали в станицу, третьи работали в других местах стихийного бедствия.

– Давайте все по порядку. Итак, в Ставрополе оказались 850 человек. Они жили в гостиницах "Кавказ", "Эльбрус", в двух военных училищах, в пионерлагере "Лесная поляна", в профилактории завода люминофоров. Практически все районы города...

– Нужно еще учесть, что 450 из них разместились у родственников и знакомых. А работа была организована так. Пять наших сотрудников плюс по три из ПВС каждого района города составили списки всех прибывших. Кстати, не могу не отметить, что начальники РОВД краевого центра выделили автобусы, которые возили пострадавших от стихии, чтобы у них было как можно меньше сложностей и неудобств. И уже через сутки были восстановлены многие утраченные документы. Сейчас новые паспорта получили все 86 человек.

Одновременно велась и работа по документированию в самой Барсуковской. Возглавил ее начальник отделения ПВС Кочубеевского РОВД подполковник Николай Веприцкий и организовал ее хорошо и эффективно. Здесь выдано 260 паспортов.

– Так мало, казалось, что должно быть больше...

– Это уже другой разговор. Можно считать, что положение спасла случайность, я же скажу, что помогла наша предыдущая работа. Мы тоже прогнозировали, что за документами обратятся около двух тысяч человек. Но перед самой стихией основная масса их них уже обратилась в ПВС Кочубеевского района для того, чтобы обменять старые паспорта на новые, уже были подготовлены все документы, оставалось только их выдать. Так что времени на подготовку практически не понадобилось.

– А какова обстановка в других регионах, пострадавших от стихии?

– В Невинномысске обратились 14 человек, 12 из них уже получили документы, в Минеральных Водах – тоже немного. Больше всего людей утратили документы в Ессентуках – полторы тысячи человек, хотя обратились еще не все.

– Но замена паспортов – это еще и денежные затраты. А у пострадавших людей их не хватает даже на питание. Как решается эта проблема?

– Скажу так, общими усилиями. Сотрудники паспортно-визовой службы, как никто иной, понимают, что вопрос этот нужно решать незамедлительно. Мы собрали свой однодневный заработок – 40 тысяч рублей – и оплачиваем бланки паспортов из этой суммы. Оплату фотографий взяли на себя две ставропольские организации - общественный фонд "Стандарт" (руководитель Вячеслав Шишаков) и "Ставропользнак" (руководитель И. Рева). В Ессентуках пять частных фотоателье делают фотографии бесплатно. Так что мир не без добрых людей.

К сожалению, есть проблемы, которые так быстро не решишь. Например, при наводнении пострадали 36 человек из других регионов. Десять из них – жители других государств. По существующему положению, мы не можем выдать им новые документы до тех пор, пока не будет или их паспортов с гражданством той страны, откуда они прибыли, или консульского документа, что такое гражданство не оформлено. Получается, что нужно их отправлять в Москву или на место постоянного проживания за бумагами. У людей же нет ни времени, ни денег, ни сил. Мы надеемся разрешить и эту проблему. Уже обратились в МИД РФ с ходатайством разрешить в качестве исключения оформить им документы по упрощенной схеме.

– И последний вопрос. По нашим данным, в Барсуковской много цыган.

– Что есть, то есть. Коренных, скажем так, кочубеевских, до беды там жили 215. Уже сейчас требуют регистрации, ссылаясь на конституционное право свободы передвижения, еще 58 человек, прибывших из Пензенской области. Более того, требуют регистрации на постоянное место жительства. Пока это невозможно, ведь живут они в палаточном лагере, а зарегистрироваться хотят у родственников, дома которых пострадали от наводнения.

«Паспорт плавать не умеет»
Газета «Ставропольская правда»
6 июля 2002 года