06:00, 26 июня 2002 года

Кто-то теряет, кто-то находит...

19 июня состоялось расширенное заседание правительства края, в работе которого приняли участие губернатор А. Черногоров и председатель ГДСК Ю. Гонтарь. Среди многих вопросов, обсуждавшихся на нем, одним из ключевых было предстоящее изменение юридического статуса ОАО "Электросвязь". Наверное, мало кто из ставропольцев обратил внимание на эту проблему в коротких отчетах средств массовой информации. А между тем то, как она будет решаться, самым непосредственным образом коснется каждого из нас. Ведь недаром злые языки утверждают, что телефон – третья беда России после классических "дураков" и "дорог".

Пятого декабря минувшего года прошло собрание акционеров ОАО "Электросвязь", где 92,5 процента участников проголосовали за вхождение с января 2003 года на правах филиала в Южную телекоммуникационную компанию (ЮТК), имеющую головной офис в Краснодаре. ЮТК создается на базе ОАО "Кубань-электросвязь" за счет "добровольного присоединения" к нему операторов связи всего Южного федерального округа.

Как отразится это на налоговых поступлениях в краевой бюджет? На качестве предоставляемых потребителям услуг? На телефонизации городов и районов? Точные ответы сейчас дать сложно. Но тщательный анализ позволяет с большой долей уверенности сделать ряд весьма печальных для Ставрополья предположений. Однако обо всем по порядку.

Появившийся на свет в незапамятном 1920 году краевой оператор телефонной связи почти три четверти века – до 1993 года - развивался и преобразовывался как чисто государственное предприятие, жестко подчиненное органам федеральной и местной власти. В его становление вкладывались колоссальные бюджетные средства. В том числе, что очень важно подчеркнуть, и краевые. Региональное руководство имело реальную возможность контролировать процесс развития сетей связи и управлять им в интересах населения.

При акционировании государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" в 1993 году краевой комитет государственного имущества акций ОАО "Электросвязь" не получил. Хотя средства в развитие местных телекоммуникаций Ставрополье вкладывать продолжало. А теперь с прибылью от этих вложений придется распрощаться?

В ходе реорганизации имущество компании отнесли к федеральной собственности, и кон-трольный пакет голосующих акций принадлежит с тех пор ОАО "Связьинвест" – управляющей структуре от Минимущества Российской Федерации. Конкретно руководят деятельностью связистов и определяют их перспективы совет директоров и собрание акционеров.

В силу различных причин акции "Связьинвеста" оказались гораздо дешевле по сравнению с акциями аналогичных зарубежных телекоммуникационных компаний. Поэтому постепенно доля иностранных фирм в капитале ОАО превысила 25 процентов. И теперь они добиваются повышения прибыли через укрупнение российских региональных компаний до границ федеральных округов.

Для истинных хозяев, особенно зарубежных, это, безусловно, выгодно. Ведь, по прогнозам Министерства связи РФ, Госкомстата и Международной академии связи, доля телекоммуникационных услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) России в ближайшее время будет стремительно расти. В 2000 году она составляла два процента ВВП. В 2005-м возрастет до четырех, в 2010-м – до восьми, а в 2015-м – до шестнадцати процентов отечественного ВВП.

Расчеты небезосновательные. Базируются они на том, что тринадцать лет спустя количество пользователей проводной телефонной связи в России должно увеличиться минимум втрое. Обладателей "мобильников" станет больше в десять раз. Пользователей "Интернета" - в семь-восемь. Немало прибавится также телевизионных и радиоприемников.

Однако у "медали" есть и оборотная сторона. С преобразованием ОАО "Электросвязь" в филиал ЮТК другие местные компании связи окажутся лицом к лицу с монополистом в проводной связи, противопоставить которому, по сути, нечего. Конечно, федеральный закон "О связи" декларирует равенство прав всех компаний (статья 5) и ответственность монополистов за злоупотребление своим положением, препятствующим конкуренции или ограничивающим ее (статья 20). Но на практике защитить собственные права (и наши с вами) "малыши" фактически не способны. Да и заинтересован ли монополист в скорейшем и выгодном для потребителя решении проблемы, улучшении качества связи и расширении ассортимента услуг? Не говоря уже о снижении тарифов, больно бьющих по кошельку рядовых ставропольцев. Или ему проще поднимать цены на установку и пользование уже действующими телефонными аппаратами?

В развитых странах услугами телефонной связи пользуются 60-70 процентов населения, мобильной радиотелефонной – 25, Интернетом - около 20, телевизионным вещанием – более 60 процентов населения. Чтобы достичь таких показателей в Ставропольском крае, необходимо увеличить число телефонных аппаратов на 1,1 миллиона, "сотовых" - на 500 тысяч, компьютеров – на 400 тысяч, телевизионных приемников - на 1,5 миллиона. Для создания цифровых телекоммуникационных сетей такой емкости потребуется почти миллиард долларов! Одной компании, какой бы крупной она ни была, с подобной задачей и за полвека не справиться! Нужны несколько альтернативных операторов связи, мощные инвестиции, чтобы создать современный телекоммуникационный рынок хотя бы за 7-8 лет.

Необходимость в нем существует острейшая. Для всех отраслей народного хозяйства и социальной сферы. Достаточно сказать, что оперативная телефонная и радиотелефонная связь в аграрном секторе позволяет на 20-30 процентов увеличить производительность труда и на 20-25 процентов снизить расход ГСМ. Без современных средств связи не обойтись ни муниципальным органам, ни промышленным предприятиям, ни коммерческим фирмам, ни рядовым гражданам.

При вхождении в ЮТК ОАО "Электросвязь" потеряет статус юридического лица, что может не только негативно сказаться на поступлении налогов в краевой бюджет, но и привести к значительному сокращению структурных подразделений. Проще говоря, к увольнению многих сотрудников. Это чревато ростом социальной напряженности и немалыми бюджетными расходами на переобучение и трудоустройство ставших "ненужными" специалистов.

Существует ли выход из сложившейся ситуации? Хочется верить, да. Сначала необходимо провести полную инвентаризацию объектов краевой, муниципальной и частной собственности (здания, сооружения, оборудование связи и т.д., и т.п.), переданных в коммерческую деятельность ОАО "Электросвязь". Отдадим должное краевой власти - этот вопрос четко и ясно был поставлен губернатором края А. Черногоровым и полностью поддержан председателем ГДСК Ю. Гонтарем на упомянутом выше заседании правительства.

Следующий шаг – создание краевого государственного унитарного предприятия связи, которое будет координировать и контролировать работу коммерческих операторов связи, привлекать инвестиции в развитие телекоммуникационных сетей и, главное, защищать интересы пользователей от произвола в области тарифов на услуги. Создание ГУП ускорит и рост числа телефонных аппаратов в крае. Их у нас сейчас 540 тысяч. А реальная потребность – 1 миллион 620 тысяч. Учитывая, что отрасль высокорентабельна и динамично развивается, такое предприятие принесет значительную прибыль в краевой бюджет, поможет решить проблему трудоустройства сотен и тысяч людей.

Впрочем, конкретные пути решения проблемы просчитают специалисты. Не будем вторгаться в сферу их деятельности. Важно, что дело, наконец-то, сдвигается с мертвой точки.

Виктор ШАРОВ
«Кто-то теряет, кто-то находит...»
Газета «Ставропольская правда»
26 июня 2002 года