Городской транспорт: час пик
Не так давно некоторые ставропольцы бдительно насторожились: на остановках и в общественном транспорте появились люди, тщательно отмечавшие в бумагах всех входящих и выходящих граждан. Как выяснилось, повода для беспокойства нет: шло обследование пассажиропотока. Эту работу, по договору с администрацией города, выполняли ученые и студенты СевКавГТУ.
Подобный анализ, как считают специалисты, необходимо проводить каждые четыре года, а в Ставрополе такого не делали почти вдвое дольше. В этот раз инициаторами обследования стали депутаты городской Думы, которые предложили упорядочить движение транспорта, дабы улучшить качество обслуживания пассажиров, повысить эффективность использования пассажирского транспорта и сформировать подходы к обновлению подвижного состава в течение 2002-2005 годов. Кстати, за это время планируется поменять почти каждый третий автобус и около сорока процентов троллейбусов. Май же для обследования выбрали по той причине, что именно в этом месяце пассажиропоток бывает самым мощным, а в такой обстановке удобнее выявлять среднее количество пассажиров в течение рабочего дня, выходных, в часы пик, а также определить реальное количество льготников.
Что касается народной приметы: обследовали пассажиропоток – жди удорожания, то она в какой-то мере верна. Но вот что говорит начальник управления транспорта и связи администрации города Ставрополя Владимир Ишков.
– На оптовом рынке топливо подорожало на треть. И цена на него наверняка еще повысится. Мы до последнего держали стоимость проезда в общественном транспорте в два рубля в то время, когда во всех городах она давным-давно была выше. Тем не менее в ближайшем будущем подорожания проезда не ожидается.
Нынче в сфере муниципального пассажирского транспорта остро ощущаются недостаток подвижного состава, дефицит отечественных автобусов и троллейбусов, перебои с запчастями. Одну проблему, как уже говорилось выше, планирует решить городская Дума: за три года приобрести 98 новых машин. Ведь в последние пять лет в городе не прибавилось ни одного автобуса, а троллейбусный парк за этот период получил всего 12 единиц новой техники. Средний "возраст" автобусов 10,8 года, а троллейбусов – 9,5 года, при нормативном сроке эксплуатации 10 лет. Так что если срочно не принять меры по обновлению подвижного состава, то муниципальный пассажирский транспорт города прекратит свое существование.
Сейчас ежедневно на городские маршруты выходят 95 троллейбусов и 60 автобусов, в которых федеральные льготы предоставляются 64 категориям граждан. Выпадающие доходы от перевозки таких пассажиров компенсируются из бюджетов разных уровней, увы, не в полном объеме (менее 30 процентов). Владимир Ишков считает необходимым потребовать у правительства РФ адресной дотации льготников, чтобы проезд в городском пассажирском транспорте оплачивался полностью. Возможно, тогда бы появились средства на более активное приобретение новых машин. Ведь только муниципальный транспорт в состоянии решать основную задачу: доставлять людей туда, куда им надо. Особенно в час пик.
15 июня 2002 года