06:00, 7 июня 2002 года

Здесь дышит природа

В выставочном зале Ставропольского Союза художников в эти дни работает городская выставка "Пейзаж. Натюрморт". Как рассказали организаторы, заранее она не планировалась, родилась спонтанно. Намечалась совсем другая экспозиция – скульптора Александра Сухорукова, который, увы, неожиданно заболел. Однако "внеплановость" обернулась успехом.

На выставке "Пейзаж. Натюрморт" выставлены работы мастеров разных лет – это, как и следует из незамысловатого названия, пейзажи и натюрморты, которые популярны во все времена.

Старшее поколение представляет Петр Рева, один из самых известных пейзажистов нашего края. В "разделе патриархов" привлекают работы Г. Киракозова, А. Роженкова, А. Лога-чева. Здесь и картины, написанные совсем недавно, и те, которым уже много лет "от роду", но все они остаются актуальными и интересными зрителю до сих пор. Например, полотно В. Шегедина "Яркий день", созданное в 1988 году, конечно, и сегодня продолжает выделяться эмоциональностью и буйством красок. И это при том, что художник изображает зимний день, предполагающий, как правило, весьма спокойную, умеренную цветовую гамму. "Холодная" по теме картина оставляет, однако, очень теплое, какое-то "домашнее" впечатление.

Принадлежащие к среднему поколению, поколению "шестидесятников", художники В. Грибачев, Н. Алмосова отличаются каждый своей - индивидуальной – манерой и традициями. Искусствоведами было отмечено, что старшие ставропольские художники, такие, как В. Шегедин, А. Роженков, писали в стилистике, которую специалистами принято называть "суровой" живописью. Они выработали свой почерк, в коем явно доминирует лаконичность письма. Особую роль в формировании ставропольской школы живописи сыграл Виктор Чемсо, чьи работы на выставке, к сожалению, на сей раз почему-то не представлены. Но зато есть здесь образцы академической школы. Картины В. Диброва, например, полные экспрессии и выразительности.

"Не дремлет" и молодежь, заняв свою, самостоятельную нишу. Как это бывает обычно с молодыми, их поколение тяготеет к новым тенденциям и пытается найти в мире, в данном случае - художественном, что-то по-настоящему близкое себе, своему времени. Ирина Чин пишет акварелью, и ее картины – единственные на выставке, представляющие этот жанр, а вот Владимир Орлов построил свои работы на цветовом контрасте.

В натюрмортах и пейзажах художник любуется предметом и природой и посредством кистей, красок и, безусловно, своего таланта старается передать ощущения и эмоции зрителю. А уж зритель решит, удалось ли это мастеру или нет.

* * *

Если вы захотите оценить работы местных художников, то не откладывайте – выставки для того и открываются, чтобы как можно больше глаз увидело их, чтобы как можно больше сердец задело "за живое". А непритязательность жанра – ну что ж, это далеко не самое главное в искусстве. Сколько разных мастеров из века в век писало Природу, и никогда нам не надоест открывать в ней все новые оттенки цвета и чувств.

Анастасия МОНАКОВА
«Здесь дышит природа»
Газета «Ставропольская правда»
7 июня 2002 года