Всего лишь пестрая масса?
Заметки по материалам конференций предпринимателей края, прошедших с начала года
Слушая выступления участников конференций, невольно приходишь к выводу, что предприниматели по-разному подходят к сути социального движения, двигателями которого они сами и являются. В большинстве своем речь шла о налогах и чиновниках, но мало кто решался проанализировать предпринимательство как общественный феномен со всеми вытекающими отсюда выводами.
Доля малого бизнеса (здесь и далее цифровые показатели не абсолютны, поскольку разные источники используют разные критерии подсчета) во внутреннем валовом продукте (ВВП) развитых стран составляет около 50%, здесь на предприятиях в ряде стран работает до 70% трудоспособного населения. Тогда как в России в малом бизнесе занято всего около 8 миллионов человек, которые приносят налогов в казну государства 8-9%. Доля малого предпринимательства в ВВП оценивается с разбросом от 1% до 2%. Если на Западе на тысячу человек приходится 45-50 предприятий, в США – 79, то в среднем по России – 6,9, а для Ставропольского края этот показатель составляет 3. Причем количество малых предприятий имеет тенденцию к снижению.
Уже отсюда видно: до того времени, когда предпринимательство сможет занять в экономике приличную долю, ему придется пройти немалый путь. Почему же "медленно поспешаем"?
Нельзя "докопаться" до сути вещей в рассматриваемой общественной проблеме, не замечая объективных причин. Главные из них названы на конференциях. Например, тема взаимодействия власти и предпринимательства звучала как наиболее острая.
Разумеется, в разговоре о взаимодействии власти и предпринимательства однозначных суждений просто не может быть. Уже потому хотя бы, что внешне, по форме, она на всех уровнях вроде и не обходит вниманием проблемы малого и среднего предпринимательства. Другое дело, что цель этого внимания иной раз трудно понять даже на уровне простого здравого смысла. К примеру, на одной из конференций приводились такие любопытные цифры: за годы реформ российской властью по предпринимательству издано более 2800 нормативно-правовых и прочих документов. Если бумаги сложить, то высота этих "трудов" превысит 2 метра 30 сантиметров. На "изготовление" их потрачены астрономические суммы. Или вот такое: чтобы поднять свое дело, например, от получения хотя бы в пользование земли до реализации урожая, надо отработать до 900 согласований с чиновниками разного уровня и разных ведомств, которых становится все больше и больше. И все "озабочены" судьбой предпринимательской идеи...
То, что любая бюрократическая машина любых исторических эпох всегда противостояла инновационным процессам в обществе – это аксиома. Но вот с предпринимательством особая статья: на смену одному документу приходит другой, куда более изощренный, а вместе с ним к одним проверяющим добавляются другие... Конца бумажной круговерти не видно. И делается это смело до глупости. Вот последний пример. После выступления самого президента России перед страной в поддержку предпринимательства, обсуждения этой проблемы с положительными выводами на Госсовете вдруг принимается решение о социальном налоге, пускающем цивилизованный малый и средний бизнес под откос. Об этом говорили почти все выступающие на конференциях.
Так кто же губит и без того трудно идущее дело предпринимательства? Выходит, тот, кто по долгу службы должен поддерживать его развитие. Разговор потому получался на конференциях непростой. Правда, и сводить его к "плохим" или "хорошим" чиновникам – это тоже крайность. Суть проблемы, повторюсь, в характере тех общественных отношений, которые сложились в нашей стране за прошедшие годы, чиновники являются всего лишь "колесиками и винтиками" системы этих отношений. Это особенно затрудняет работу региональных структур власти, оказавшихся между молотом и наковальней, то есть между необходимостью выполнять федеральные законы и постановления и решать кричащие проблемы малого и среднего бизнеса своих территорий.
Надо признать честно: в стране сложилась неблагоприятная среда для развития малого и среднего бизнеса в целом. Однако это не значит, что сами предприниматели не должны делать попыток изменить отношение к этой экономической нише в корне. Да, они не сидят сложа руки. Об этом, в частности, шел разговор и на конференциях. Работают в поте лица, борясь с трудностями каждый в своем собственном маленьком деле. Но... более десяти лет им понадобилось, чтобы заявить о создании краевого Союза предпринимателей, таких же городских организаций. Более того, если внимательно присмотреться к характеру объединительного процесса, то станет ясно – это результат не всеобщего волеизъявления предпринимателей, а плод немалых усилий все того же инициативного ядра СПСК.
В чем же дело? Неужели трудно понять, что совместно проще преодолевать трудности на пути собственного самоутверждения? На наш взгляд, это происходит по многим причинам. Прежде всего потому, что сами предприниматели как-то мало осознают (а кто и не хочет этого делать) огромную социально-экономическую значимость своего труда. Сегодня многие лавочники (в самом положительном смысле этого слова) заняты бизнесом как средством простейшего выживания – надо кормить, одевать, учить детей и т. п., а не как средством расширения экономического и жизненного пространства, профессионального творческого роста. А тем, кто хотел бы развернуться, расширить свое дело до производственного процесса при налоговой системе, не стимулирующей реальное производство, при отсутствии реальных возможностей на порядочный (с точки зрения процентных ставок) кредит, – вряд ли хочется рисковать. Среди них есть, конечно же, и рисковые, но это те, кто имеет отлаженные связи прежде всего с властью и ее структурами или солидными партнерами, в количественном отношении таких не так много. В основном предпринимательство – это пестрая масса, очень разноликая по своим устремлениям и интересам. Как и весь наш рынок: хаотичный и непоследовательный, без достаточно определенных принципов и целей. Что, кстати говоря, облегчает недобросовестным чиновникам возможность навязывать "свои" правила игры как в локальных ситуациях, так и при разработке программных документов.
Все это говорит о том, что предпринимателям пора осознать себя с точки зрения определения их места и роли в социально ориентированном развитии России и края. Пора уже. Однако, слушая эмоциональные речи выступающих на конференциях, не сомневаясь в справедливости их претензий, в то же время отчетливо понимаешь: ораторы говорят больше о самих себе, о своем личном деле, но не о предпринимательстве как таковом. А хотелось бы слышать речи о культуре, честности в бизнесе, профессионализме в управлении фирмами и предприятиями, о положительных примерах взаимодействия власти и бизнеса, разработанных инновациях, позволяющих повысить прибыль при снижении цен на товары и услуги...
Конечно, оценить происходящие изменения в предпринимательстве может только время. Всем нам не безразлично, когда придет нормальный рынок.
6 июня 2002 года