СУДные времена
22 мая Государственная Дума России приняла новую редакцию закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", одобрил ее и Совет Федерации РФ.
О новшествах, которые привнесет закон в избирательный процесс, корреспондент "СП" беседует с председателем избирательной комиссии Ставропольского края Виктором ЛИМАНОВЫМ.
– Виктор Иванович, что нового по сравнению с прежним законодательством несет этот закон?
– Следует иметь в виду, что принятый закон еще должен быть подписан президентом РФ. Только после этого он вступит в силу. Главной причиной его появления стали случаи нарушения при проведении прошедших избирательных кампаний, использование правовых предписаний вопреки их смыслу и содержанию, что порождало неверие в действенность норм законодательства о выборах. Это стало вызовом законодателям, поставив перед ними задачу четче формулировать нормы и в необходимых случаях предусматривать меры ответственности за нарушения.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подвергся переработке, в нем устранены повторы, внутренние противоречия. В новой редакции закона предпринята попытка приблизиться к более четкому и краткому стилю изложения законодательного материала. Объем закона не уменьшился, ведь он дополнен нормами, направленными на усовершенствование правового регулирования отдельных институтов избирательного права, например, предвыборной агитации. И, пожалуй, главная его задача – разрешение коллизий в избирательном праве.
– Принятый закон во многом дает послабления для кандидатов на выборные должности. Сократилось число оснований для снятия претендента с предвыборной гонки, решение об отмене регистрации в качестве кандидата может принять только суд. С чем связаны столь лояльные нововведения, ведь нечестная борьба сегодня скорее норма, нежели исключение, а теперь таких претендентов "отсеять" будет еще сложнее?
– Вряд ли можно ожидать каких-либо послаблений. Закон гарантирует права как избирателей, так и кандидатов. Недостоверность представленных сведений может служить основанием для отказа в регистрации кандидату, отмены его регистрации или даже целого списка кандидатов. Такие нормы прописаны и в ныне действующем законодательстве. Практически все снятые с дистанции кандидаты или же претенденты на выборную должность, которым было отказано в регистрации в качестве кандидата, отстаивали свои интересы в суде. Теперь отказ в регистрации или ее отмена стали прерогативой судебных органов только при наличии в законе перечня признаков, позволяющих установить, что недостоверность сведений носит существенный характер.
– Виктор Иванович, в законе впервые расшифровывается понятие "фальсификация результатов голосования" и говорится об уголовной ответственности за это. Станет ли эта мера реальным заслоном для нечистых на руку кандидатов?
– Уголовным кодексом РФ (ст. 142) с 1996 года предусматривалась ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума или результатов предварительного подсчета голосов. Но очевидно, что необходимо дополнительное обеспечение новых запретов и установлений мерами государственного принуждения. Нужна дифференциация санкций за нарушение избирательного законодательства и, самое главное, обеспечение неотвратимости их применения.
– Теперь значительно сокращены сроки избирательных кампаний. С чем это связано?
– Сокращение сроков связано скорее всего с практикой назначения выборов. Практика диктует новые подходы.
– Новый закон предполагает существенное усиление роли партий в выборном процессе. Каким именно образом это будет сделано?
– Первоочередной задачей в обновлении действующего законодательства было принятие федерального закона "О политических партиях", где подробно прописаны их права. Этот закон и новая редакция закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" содержат нормы, стимулирующие партии к участию в выборах. К примеру, одно из новшеств. Результаты предыдущих выборов могут учитываться при определении объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого избирательным объединениям, избирательным блокам на каналах государственного и муниципального телерадиовещания. В отличие от других участников предвыборной агитации избирательным объединениям и блокам, кандидаты которых выиграли гонку или списки которых приняли участие в распределении депутатских мандатов, может быть предоставлен дополнительный как платный, так и бесплатный эфир, газетная площадь.
– Виктор Иванович, повлияет ли новый закон на общую картину выборов, можно ли говорить, что избиратель теперь защищен от "грязных технологий"?
– Как показывает мировая практика проведения выборов, избавиться от "грязных технологий" полностью невозможно. И новая редакция федерального закона – это скорее очередной, но не последний шаг на пути становления стабильного избирательного законодательства России.
– На федеральном уровне высказывается мнение о том, что выборы в региональные законодательные органы должны проводиться в том числе и по партийным спискам, чтобы народными избранниками становились не только "тугие кошельки", как это зачастую происходит, но и люди, отстаивающие идею. Насколько, по вашему мнению, перспективно внесение такого рода поправок в наше краевое выборное законодательство?
– Активизация партий и движений создает предпосылки для более широкого применения смешанной избирательной системы при проведении выборов, в том числе и в субъектах РФ. Закон оговаривает общие "правила игры" при выборах в законодательные (представительные) органы власти. Местным законодательством может быть установлен минимальный процент голосов избирателей, поданных за список, который необходим, чтобы он принял участие в распределении мандатов. Но в распределении должно участвовать не менее двух списков кандидатов, которые в совокупности получили бы не менее половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Внесение поправок в краевое законодательство ограничивается, на мой взгляд, количеством депутатских мандатов. Их всего 25. Есть ли смысл их делить еще на две части?
6 июня 2002 года