Депутаты вызывают огонь на себя
Сегодня Госдума края рассмотрит законопроект о пресечении незаконной миграции. Документ заведомо скандальный. Но ставропольских законодателей не пугает возможная реакция оппонентов.
Об этом, по сути, заявил в интервью корреспонденту "СП" председатель ГДСК Ю. Гонтарь по окончании депутатских слушаний в Новопавловске в минувший вторник. Более того, по словам Ю. Гонтаря, закон, несмотря на все споры, имеет шансы быть принятым уже сегодня. В крайнем случае, он пройдет первое чтение и, если в ходе заседания появятся предложения по его совершенствованию, будет доработан в самые короткие сроки. У подобной уверенности есть свои причины.
Первая и, пожалуй, самая главная – практически безоговорочная поддержка закона со стороны основной массы ставропольцев и политической элиты края. Как говорилось на слушаниях, необходимость закона прояви-лась на Ставрополье давно и однозначно. И в многочисленных попытках, начиная с 90-х годов, принять на краевом уровне документы по регулированию миграции, и в бесконечных обращениях в адрес федерального центра сделать это самостоятельно после того, как региональные законы отменялись из-за несоответствия российским. И, наконец, в реально возросшей степени социальной напряженности, подтверждаемой данными научных исследований: население не просто предлагает властям предпринять жесткие меры, но готово в случае их бездействия взять инициативу в свои руки. Что, кстати, уже и происходит в участившихся межнациональных разборках. Естественно, как ответ на общественные ожидания такой закон просто не мог не появиться.
Но так получается, что основной его оппонент – это федеральный центр. Оставляя прерогативу регулирования миграционных процессов за собой, он жестко пресекает самовольство регионов. Но, не двигаясь дальше и не решая проблему самостоятельно, Москва невольно подстегивает инициативу с мест. Уже на новом этапе первым отважился ее проявить Краснодарский край, принявший не так давно законопроект о пресечении незаконной миграции. Несмотря на разгоревшиеся на российском уровне обвинения в межнациональной неприязни и чуть ли не расизме кубанских властей, на Ставрополье тем временем за развернувшейся перепалкой наблюдали с явным соучастием. И... молча готовили свой аналог законопроекта. По словам заместителя председателя ГДСК И. Прокопенко, возглавлявшего рабочую группу по изучению опыта соседей, ставропольский закон хоть во многом и похож на краснодарский, но в нем учтены все ошибки кубанцев. И прежде всего основная, так сказать, идеологического плана. Краевые законодатели намерены убедить всех оппонентов, в том числе федеральный центр, в том, что закон направлен только на пресечение незаконной стороны миграционных процессов. Он ни в коем случае не затрагивает интересы уже находящихся на территории края беженцев и вынужденных переселенцев, всех российских граждан. Напротив, предусматривает меры по поддержке мигрантов, живущих в крае на законных основаниях. Одновременно он позволяет сосредоточить усилия властей на ликвидации деструктивных последствий миграции, дает механизмы защиты интересов ставропольцев. Право на свободу передвижения не должно ущемлять другие конституционные права граждан – на жизнь, получение образования, медицинское обслуживание. Таков принципиальный подход ставропольских депутатов при разработке законопроекта.
И все же, несмотря на оптимизм думцев, судьба документа не так уж безоблачна. Его подстерегает главная и самая серьезная опасность - проверка на соответствие федеральному законодательству. Как утверждают юристы – их точку зрения изложил на слушаниях представитель управления юстиции по Ставропольскому краю, - законопроект в этом смысле весьма уязвим. В частности, несколько основных его положений об установлении правительством Ставропольского края ежегодной максимально возможной численности переселенцев, определяемых на постоянное место жительства; создании краевой и территориальных комиссий миграционного контроля (положение о них утверждает губернатор); введении механизма ответственности должностных лиц за нарушение закона и, так сказать, содействие незаконной миграции, в том числе прием на работу без регистрации по месту пребывания. По закону, создается специальный депортационный фонд, который позволит выдворять за пределы края нарушителей. Кстати, согласно документу, приобретение жилья и недвижимости на территории края не является достаточным основанием для признания законности проживания гражданина на Ставрополье... Практически все эти нормы могут быть опротестованы и отменены. А в лучшем случае – просто не смогут работать. Так что эффективность закона оказывается под большим вопросом, что позволяет сторонникам этой точки зрения называть его не юридическим актом, а политическим жестом, популистским документом.
Что касается популизма, то независимо от дальнейшей судьбы закона, он, вне сомнений, добавит ставропольским депутатам популярности и поддержки населения. На юге хорошо знают цену даже такой эфемерной субстанции, как политическая воля властей, порой она одна решает многое. Именно из этой области – единодушная поддержка закона о пресечении незаконной миграции в крае. Кстати, как и политическая воля президента, а не столько результативность контртеррористической операции в Чечне, которая принесла ему высокие рейтинги среди россиян. Решение миграционных проблем - такой же значимости государственная задача, считают на Ставрополье. Речь не просто о социальной стабильности отдельного субъекта федерации, но и межнациональной устойчивости всего взрывоопасного Северо-Кавказского региона, безопасности и целостности государства. К сожалению, оно самоустранилось от решения этой проблемы. В стране нет даже точных цифр незаконной миграции. Между тем они гораздо выше, чем принято об этом думать. Например, по данным, приводившимся на депутатских слушаниях, только на Ставрополье могут находиться до 200 тысяч незаконных мигрантов. У нас любят оглядываться на Запад, но как раз там очень жесткое миграционное законодательство. В такой ситуации разработка местных нормативных актов – вынужденный шаг в защиту государственных интересов. И он не может быть наказуем. Кстати, субъекты федерации до сих пор ждут соответствующего закона на российском уровне, по слухам, он может появиться даже нынешней осенью. Стоит ли говорить, какие надежды возлагают на него и на Ставрополье, и на всем Северном Кавказе. Но пока его нет, считают в крае, в вопросах безопасности не может быть вакуума, и берут инициативу на себя.
6 июня 2002 года