Сертификат сегодня является своего рода паролем для того, чтобы попасть на рынок товаров или услуг. В последнее время от обязательной сертификации перешли к добровольной. Что же в итоге вышло, не снизило ли это дисциплинированность производителей и не отразится ли это новшество в конечном итоге на качестве продукции и услуг?

Такие вопросы поступают и на телефон доверия Ставропольского центра стандартизации, метрологии и сертификации, и к нам в редакцию. Ответить на них мы попросили генерального директора ФГУ «Ставропольский ЦСМ» Валерия Зеренкова: – Действительно, одним из приоритетных направлений нашей работы является сертификация продукции и услуг. Актуальность этой сферы деятельности особенно почувствовалась при формировании единого Европейского рынка. Страны Европейского сообщества уже выработали единую стандартную систему оценок и требований к продукции и услугам. Сертификат представляет собой документ, подтверждающий качество товара или услуги и, следовательно, их безопасность. Сразу хочу успокоить всех читателей «Ставропольской правды» и в то же время потребителей. Переход на добровольную сертификацию ни коим образом не отражается на снижении качества продукции. Подтверждением тому опыт перевода сертификации санаторных услуг в систему добровольной сертификации. Если в первом полугодии 2001 г. был отмечен небольшой спад желающих пройти эту процедуру, то со второй половины ситуация резко изменилась. Прежде всего потому, что этот документ стали требовать московские туристические фирмы, занимающиеся лечебным туризмом, и фонды социального страхования. Фирмы отказываются покупать «кота в мешке», если сертификат соответствия на услуги проживания не гарантирует соблюдение санаторием всех требований стандартов. И санатории стали активно сертифицироваться прежде всего ради престижа. Таким образом, они выигрывают дважды. Нет сомнений, что в условиях жесткой конкуренции выигрывает тот, кто прошел сертификацию. Достаточно сказать, что загрузка этих учреждений с такими документами значительно выше. В числе первых, получивших добровольные сертификаты, – «Джинал» (г. Кисловодск), им. Павлова (г. Ессентуки), «Кавказ» (г. Железноводск), «Мечта», «Пикет» (г. Кисловодск) и многие другие. Судя по всему, еще более важную роль сертификат соответствия будет играть для предприятий розничной торговли. Интересно, что предприниматели, пришедшие по собственной инициативе в ЦСМ для оформления услуг розничной торговли, основными мотивами назвали создание позитивного имиджа своего предприятия и доверия к их работе, повышение конкурентоспособности. Одним из первых предприятий, изъявивших желание получить сертификат в новой системе, стал магазин «Парижская коммуна». Что особенно важно, сертификация далека от формальности. И при ее проведении эксперты ФГУ «Ставропольский ЦСМ» не только «условно» проверяют документы и фактическое состояние номерного фонда. Они проводят занятия с предприятиями и учреждениями, консультации, способствуют повышению качества продукции и услуг. На базе ЦСМ открыто представительство Академии Госстандарта, которое тоже оказывает неоценимую помощь. Сертификат выдается на три года. Но на этом отношения между предпринимателем и ЦСМ не заканчиваются. Проверка оказываемых услуг проводится ежегодно. Наиболее активно добровольная сертификация проводится в Александровском, Изобильненском районах, Ставрополе и Невинномысске, где большое внимание уделяют защите прав потребителей, а также контролю безопасности продукции.

Татьяна СЛИПЧЕНКО