Солдат с "уткой", или Опыт из Германии
Жителям нашего края пока еще трудно представить солдата-"альтернативщика", выносящего "утку" в военном госпитале или инфекционной больнице, тушащего лесные пожары или разбирающего завалы после техногенной или иной катастрофы. Но дискуссия об альтернативной службе идет, и скоро Госдума РФ, видимо, примет соответствующий закон. А пока в некоторых областях идут эксперименты, хотя и не без проблем. В Нижнем Новгороде, например, "альтернатива" была признана правоохранительными органами незаконной...
Мы мало что знаем об альтернативной службе в других странах: сухие цифры, казенные фразы... Наверняка нашим читателям, которые не желают брать в руки оружие, хотелось бы узнать мнение человека, который сам прошел через "альтернативу". Сегодня мы имеем такую возможность и предоставляем слово Уве КРЮГЕРУ, студенту факультета журналистики и политологии Лейпцигского университета.
В Германии, гражданином которой я являюсь, альтернативная служба существует уже полвека. После второй мировой войны "отцы" конституции ФРГ решили, что такая служба должна быть основным правом гражданина: "Нельзя принуждать никого идти на военную службу с оружием против его совести", эти строки вписали они в основной закон в 1949-м.
Поначалу совсем немного юношей пользовались этим конституционным правом: нужно было написать пространное заявление, указать перечень причин, по которым не собираешься брать в руки винтовку или автомат. А потом строгая комиссия приглашала на своеобразный допрос. Кто "неправильно" отвечал на вопросы (типа "Вы взяли бы оружие в руки, если бы враг угрожал вашей маме?"), тому приходилось идти в армию.
Сейчас стало легче: стоит написать "типовое" заявление, чтобы комиссия пригласила тебя на дополнительный разговор, который длится недолго, и просьбу об альтернативной службе, как правило, удовлетворяют.
Я тоже решил не идти в армию. Не люблю войну, и моему отечеству не угрожает реальная опасность. Кроме того, не нравится выполнять приказы и команды.
В 1996-м, когда мне исполнилось 18 лет, написал заявление, используя как шпаргалку заявление друга (несколько лет спустя сам дал "черновик" заявления знакомому, который был младше меня). Я указал все причины, почему мне нельзя трогать оружие. Самая надежная причина, что родители меня воспитывали по-христиански: библия, церковь и т.д. Немножко нечестно, но все у нас в стране знают: если слово "церковь" написано на бумаге, тебя почти наверняка не возьмут в армию. Мне позволили проходить альтернативную службу еще и потому, что в то время правили канцлер Коль и его партия "Христианско-Демократический Союз".
В итоге я служил тринадцать месяцев. Это было на два месяца больше, чем военная служба (сейчас сроки уже сокращены: армия девять месяцев, альтернативная служба – одиннадцать). Каждый должен сам найти себе место – в больницах, домах престарелых, в детских садах. Мне повезло, я устроился разнорабочим на турбазе для молодежи, в тридцати километрах от дома. Помогал на кухне готовить завтрак и ужин, мыл посуду, выносил мусор. Зимой, когда не было туристов, делал ремонт в номерах, белил стены. У меня была довольно веселая компания – нас было несколько таких служащих. Короче говоря, я довольно приятно провел время альтернативной службы.
Принес ли я реальную пользу собственной стране? Думаю, да. Ведь я поддерживал социальный сектор Германии. Как тысячи моих коллег, был дешевой рабочей силой для организации, не имеющей больших денег, но работающей на пользу общества.
Подчеркну, не всем парням везет так, как повезло мне. Некоторым приходится и "утки" за больными выносить, и более трудную и неприятную работу выполнять. Но тут уж ничего не попишешь: тем, кто служит с оружием в руках, еще тяжелее.
22 мая 2002 года