06:00, 4 мая 2002 года

Иноки, молящие за нас

Величественный Бешту, как называли его полтораста лет назад, воспет многими поэтами, писателями, художниками. Он – непременный символ города-курорта Пятигорска. Его вершины уже издали привлекают взгляд каждого путника, служа естественным природным ориентиром и дорожным "указателем": вот показался Бешту, значит, недолго осталось ехать до знаменитых Кавминвод... Но не только этим он, оказывается, славен. Если отсчитать вспять истории восемь десятилетий, можно "разглядеть" на его склонах места воистину примечательные: там и сям в тиши вековых лесов затаились скиты монахов-отшельников, от коих незримые нити тянутся к стенам обители - Второафонского Святоуспенского мужского монастыря. И это было на самом деле.

Извилистой лентой обвивает Бешту узкая, в одну колею, дорога, на которой, если встречный транспорт идет, кому-то одному приходится жаться к отвесу скалы и пережидать, пока не разъедутся. Рытвины и колдобины то и дело подбрасывают машину, она натужно-обиженно пыхтит, вздрагивает, переваливается, а слева – такая крутизна внизу, что невольно радуешься густому туману, скрывшему ее. Дорога сейчас в стадии строительства, подъезжают грузовики с гравием, экскаватор возится на одном участке, выравнивая сей действительно тернистый путь. До асфальта тут еще очень далеко, почему – чуть позже. И подумалось: а ведь сто лет тому и такой дороги не было, каково было тогда всходящим на Бешту? (Очень нравится мне именно это – "усеченное" – имя, стариной пахнет, а место тут такое, что только о старине и говорить.) Но шли и шли сюда в основном пешие иноки и прочий люд, преодолевая это почти десятикилометровое восхождение кто настойчиво и торопливо, кто – медленной раздумчивой поступью. В наш совсем недавно народившийся век древняя тропа "протаптывается" заново.

Здесь, на Бештау, возрождается полузабытая обитель молитвенников и печальников, возрождаются давно выведенные обычаи монастырского существования, возрождается южнорусское православное монашество как таковое. Ибо только в монастыре, по-моему, оно и возможно, вдали от суеты городов. Впрочем, наши нынешние представления о монашестве чрезвычайно литературны и схематичны, при одном упоминании монаха воображаешь себе эдакого старца с длинной белой бородой, занятого чтением толстого фолианта или свитка при слабом огоньке свечи в узкой и мрачной келье. А кто такие монахи вообще? Словарь подсказывает: "монах" в переводе с греческого означает "одинокий", а монастырь с того же греческого – производное от "кельи отшельника". Для нас, окруженных ежедневной "цивилизованной" суетой, эти понятия, согласитесь, звучат весьма и весьма отвлеченно, абстрактно. И тем не менее в то же самое – наше с вами - время не так уж далеко от мирской жизни вдруг появилась группа людей, решивших последовать традициям почти вековой давности. Зачем? Почему? Для них эти вопросы – все та же мирская суета, от которой стремятся укрыться их души среди молитвенной тиши.

Кавказ. Бештау. Пятигорск. Согласитесь, здесь неизбежна ассоциация с именем поэта Лермонтова. А там – рукой подать до его печальной и удивительно красивой поэмы "Мцыри", где всего в нескольких строчках звучит такое точное, ясное, выразительно-поэтичное описание старинного полуразрушенного монастыря, что после Михаила Юрьевича ничего лучше не придумаешь.

...Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас...

Скажу сразу: на месте прежней обители на Бештау, в отличие от описанной Лермонтовым, не осталось практически ни камня. И все же не зря именно такая картина возникает перед мысленным взором, когда приближаешься к святому для многих верующих людей месту. Как правило, каждое подобное место имеет хотя бы одну свою легенду, живущую в народе. Есть такая и о Бештаугорских христианских, если можно выразиться, достопримечательностях. Рассказывают, что однажды, где-то на стыке двух столетий – ХlХ и ХХ, – две девчушки из местных встретили на горе старца, приветливо пригласившего их в свою одинокую пещерку, беседовавшего с ними и даже угостившего детей медом. Казалось, всего час-другой погостили они у доброго отшельника, а когда вернулись домой, выяснилось, что их не было... трое суток. Факт этот не мог не заинтересовать жителей села, которые решили своими глазами посмотреть на необычайного старца. Но сколько ни пытались найти указываемую детьми пещеру, ничего не обнаружили. А место, однако же, запомнили. И вскоре же появились в этих краях монахи, прибывшие с самого Афона, чтобы возвести на Бештау обитель. Еще рассказывают, что задолго до того, в Хlll – ХlV веках, здесь уже стоял первохристианский монастырь, уничтоженный во времена татаро-монгольского нашествия. Если так, сегодняшнее восстановление Бештаугорского монастыря – третья страница в его истории. Страница, переживаемая уже на наших глазах.

Нарядно-веселый, даже несмотря на пасмурную погоду, красного кирпича храм встречает путника в конце извилистой горной дороги. Всего за год выросла эта небольшая, но такая славная, уютная как снаружи, так и внутри церковь, получившая имя Святого Георгия Победоносца, где с конца прошлого года ведутся все полагаемые службы, где немало времени проводят в молитве монашествующие и иноки, где каждого встретят доброжелательно, для каждого найдут слово утешения и поддержки. Нельзя не упомянуть первостроителя этого храма: вырос он трудами отца Вадима Цаликова, настоятеля Никольского собора Пятигорска, заложившего основу всем нынешним и грядущим работам. Вот только колокольня еще не достроена, а потому четыре колокола пока приспособлены прямо на ветке рядом стоящего дерева, и выглядит это как-то особенно трогательно...

О жизни храма начал рассказ встретивший нас послушник Роман, юноша лет двадцати, и по тому, как плавно и ровно строил он фразы, легко угадывалось, что рассказывает он это не впервые. Действительно, ему часто доводится выступать в роли "экскурсовода", утоляя интерес приезжающих сюда, коих деликатно называет паломниками. Вряд ли все гости монастыря сегодня соответствуют этому определению, думаю, немало таких, кому просто любопытно глянуть на диковину – сколько лет тут ничего такого не видели и вдруг – монастырь. Но, конечно, приходят и настоящие паломники, прослышавшие про возрождаемую обитель. Они присутствуют на богослужениях, молятся у икон храма, ведут беседы с монахами, делят с ними и простую здешнюю трапезу.

Пока мы рассматриваем интерьер храма, все это время стоящий у кафедры батюшка читает вслух: идет непрерывное, неусыпаемое чтение Псалтыри, на которое благословил обитель ее настоятель – митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон. Чтение круглосуточное (монахи и послушники по очереди сменяют друг друга), и это – первая из увиденных примет чисто монастырского уклада. Послушник Роман показывает уже имеющиеся в церкви святыни: привезенную с Афона икону трех святых – Анны Пророчицы, Иоанна Богослова и преподобной Параскевы, ковчежцы с частицами мощей Киево-Печерских святых, а также святителя Дмитрия Ростовского, автора знаменитого труда "Жития святых", главную икону храма – Святого Георгия Победоносца... Почти все это – дары, с почитания которых, верят монахи, продолжится прерванная было духовная связь поколений. Ведь многие ныне чтимые святые в свое время были иноками Киево-Печерскими, положившими начало монашеству российскому. И еще живущие в обители верят в то, что здесь сохранился намоленный дух, и в этом видят залог грядущего успеха в достижении своей цели - восстановлении монастыря в полном его величии. "Мы есть соль земли и свет миру" – словами самого Христа говорят о себе, и нет в том ни грана заносчивого противопоставления мирянам, а одно лишь желание своей искренней молитвой привлечь последних к духовному очищению. Уже приходят к ним с просьбой о помощи духовной, приходят на исповедь – ведь все девять монахов Второафонской обители имеют сан священников. А всего здесь сейчас живут 22 человека, то есть почти половина – послушники и трудники.

Как приходят в монашество? По-разному, конечно. У каждого свой путь, чаще это путь либо страданий, либо сомнений, как скажет мне затем наместник монастыря отец Силуан, сюда приходят в основном те, кто уже разочаровался в мирских ценностях, кого жизнь "била", у кого осталась надежда лишь на церковь и Бога. Есть и бегущие от пороков и соблазнов, не в силах бороться с таковыми в обыденной суете: монастырь своей удаленностью и строгостью способствует укреплению сил души. Были и такие, кто просто не до конца понял суть монашеского бытия, имея вышеупомянутые книжные о нем представления, а тут ведь не внешняя "святость", а глубинная, достигаемая трудами, в том числе – трудами и физическими, кто как не сами братья должен устроить быт и необходимые хозяйственные заботы исполнить? Тут от человека требуется и смирение, наверное, не всем в миру понятное, и строгое подчинение старшему, и неуклонное соблюдение довольно жесткого распорядка с ранними подъемами на молитву, с долгими службами в храме... Не каждый выдержит, кто-то ушел сам, с некоторыми пришлось расстаться. Но в целом братия живет единой семьей, где вопросы жизни решаются всеми вместе.

Наш "гид" Роман, например, пришел в монастырь отчасти из интереса, что это вообще такое, ну и потому, что хотелось узнать самого себя: смогу ли? В беседе с ним ощущалось, что не жалеет, более того – занят очень нужным и важным делом, что "пригодился" он здесь. Как дальше сложится его судьба, послушник (еще не монах) не загадывает, он рад сегодняшнему дню за возможность участия в этом важном и нужном. Хотя, наверное, многие сверстники его просто не поймут: как это, взять и добровольно заточить себя в глуши, вдали от стольких радостей и удовольствий? Однако не будем спешить с оценками, помня старую проверенную истину: каждому – свое.

Другой собеседник иеромонах Никодим немногим старше, но его выбор глубже и определеннее, за плечами – годы учебы в Ставропольской духовной семинарии, раннее – с детских лет - приобщение к церковной жизни и, что особенно он сам подчеркивает, близкое общение с владыкой Гедеоном, сначала в родном селе в Ростовской области, куда приезжал архиерей поклониться могилам своих близких, а потом – в Ставрополе, в период служения на архиерейском подворье. Митрополит внимательно наблюдал за ним, был одновременно и строгим учителем, и добрым наставником. Решение молодого человека последовать примеру своего духовника владыка встретил с осторожным пониманием, веля прежде всего обратиться за благословением к матери. Так и поступил тогда его ученик: долго вместе с мамой и сестрой обсуждали, в конце концов самые близкие люди его поддержали, видя, что желание это осмысленное и искреннее. И только после этого владыка совершил постриг монаха Никодима, сегодня – иеромонаха, чье служение проходит здесь, причем в весьма непростой и ответственный период восстановления обители. А может, в этом есть особая мудрость -чтобы трудное дело брали на себя люди именно молодые, сильные, подчеркну, грамотные и, значит, способные осуществить начатое?

Кстати, Пасхальные дни для отца Никодима навсегда останутся особенными, ведь как раз первая в его жизни Пасхальная служба в церкви зародила в сердце двенадцатилетнего мальчика ростки веры. Пошел как будто случайно, не планируя, на задумываясь, а получилось - судьбу себе избрал той удивительной Пасхальной ночью в скромном сельском храме. С того дня стал все чаще наведываться, вскоре батюшка его заметил, привлек к пению в хоре на клиросе, приучил к чтению богослужебных книг, которые и сейчас остаются главными для него, теперь еще и студента духовной академии при Киево-Печерской лавре. Зачем, скажете, монаху образование? Но стоит оглянуться в историю и увидишь, что наиболее яркие представители монашества являли собой образцы просвещенности, оставив богатое духовное литературно-богословское наследие. И кто знает, может, наш сегодняшний собеседник когда-нибудь тоже внесет свою лепту в эту бесценную кладезь высокой мудрости, нравственности, самопожертвования...

Много, очень много еще впереди созидательной работы у братии и всех добровольных помощников монастыря. В дни Великого поста велась расчистка площадки, на которой, Бог даст, совсем скоро развернется строительство главного храма обители – во имя Успения Божией Матери, причем точно на его историческом месте. Будет этот собор больше своего предшественника, рассчитан примерно на 800 молящихся, то есть почти как нынешний кафедральный Андреевский в Ставрополе. Почти сразу вслед за тем будет заложен и новый келейный корпус, нынешний – двухэтажный – уже тесен, потому что в нем же разместились кухня, трапезная, здесь временно живут не только монахи, но и послушники – больше просто негде; стоит рядом вагончик, но в нем зимовать было невозможно, это сейчас к монастырю проведено электричество, решившее проблемы отопления и освещения. В будущем ожидается увеличение числа братии до полутора сотен человек, для них и понадобится большее помещение. Не останутся забыты и паломники: в проекте – здание современной гостиницы, а к ней потребуются и все сопутствующие службы. Все это, как вы понимаете, потребует немалых затрат, о чем я не могла не спросить отца наместника.

– Рассчитываем на то, что жители Кавминвод и всего Ставрополья не останутся безучастны к делу возрождения духовной обители, - говорит отец Силуан. – Недавно сформирован Попечительский совет монастыря, возглавляемый владыкой Гедеоном. В него вошли многие уважаемые и влиятельные люди, выразившие поддержку нашему начинанию. Но еще ранее нам не раз оказывали помощь добровольными пожертвованиями и конкретными делами. Например, вы видели, как идет строительство подъездной дороги, осуществляемое службами Предгорного ДРСУ краевого дорожного управления. Пока – гравийной, чтобы можно было подвозить необходимые стройматериалы, со временем сделаем асфальтовую. Помогали монастырю и с подключением к электросети, и с приобретением разного инвентаря. Благодарны мы коллективам "Ставропольэнерго", "Кавминводыавиа", "Кавказтрансгаза", пятигорским ООО "Бетон", Водоканал, Теплосеть, минераловодским электросетям... А прежде всего уповаем на Богородицу, на то, что не оставит нас своим покровительством. Верим, уже через три-четыре года монастырь заживет еще более полной жизнью. Помогает и само это святое место, хранящее истинно православный намоленный дух, который ощущает каждый верующий человек.

Наша беседа с отцом Силуаном проходила на монастырском подворье, расположенном на территории Лазаревской церкви Пятигорска. Кстати, и сам этот храм тоже придан монастырю, монахи ведут здесь все службы и требы, отсюда же тянутся связующие ниточки к миру. Ибо монастырь не отгорожен от людей непреодолимым забором. Наоборот, он примет всякого в любое время и в радости, и в печали.

Помимо главного – строительства – понемногу создается и традиционно монастырское "подсобное хозяйство". Уже есть небольшой птичник, недавно появилась первая козочка, вот-вот подвезут несколько пчелиных ульев, хоть завтра готовы привести лошадку из ближайшего села, только содержать все это пока негде. Земли, принадлежавшие монастырю в минувшем веке, давным-давно стали государственной собственностью, имеют своих пользователей. Еще один больной вопрос, требующий решения уже местных властей. Как вспоминает отец Силуан, некогда продукция, например, молочная из монастыря была чрезвычайно популярна среди населения Пятигорска, причем продавалась в самом центре города, у Цветника. Почему бы не возродить и это доброе и полезное? А к нему прибавить и новое, современное: речь о предполагаемом открытии в Пятигорске торгово-выставочного павильона, где будут демонстрироваться художественные и ремесленные изделия религиозной тематики. Вообще же близкое присутствие монастыря уже начинает дополнять жизнь региона новыми красками, новым содержанием. Так, в воскресной школе при Лазаревской церкви батюшки-монахи ведут с детьми занятия по истории православия. Постоянно исполняются требы и службы в особо почитаемом месте – часовне у могилы святого старца Феодосия, а сюда едут буквально со всей России. Воссоздается также прежде много сделавшее сестричество. А в канун Пасхи совместно с Кисловодской филармонией готовился праздничный концерт. С помощью профессиональных музыкантов планируется создать православный хор мальчиков. Словом, круг забот широк и разнообразен. Вот вам и "монах" – "одинокий", вот вам и "келья отшельника"...

День за днем мы живем своими заботами, радостями и печалями и, конечно, не задумываемся, а то и не знаем, что есть не так далеко от нас место, где помнят и молятся за наши грешные души. И это уже само по себе чудо, по-моему. Вы только представьте: делаем мы благое дело или, увы, не всегда благое, спешим, толкаемся, суетимся, а там, на склоне древнего Бешту, маленькая горстка людей неустанно вспоминает нас – всех! – пред алтарем, да еще при том не покладая рук трудится, поднимая ( нет, не из руин, тут и руин никаких не осталось) святую обитель. Обновленную эту святыню когда-нибудь, уверена, вновь нарекут оплотом православия на Кавказе, давайте же каждый, как можем, тому посодействуем.

Завтра, в день Воскресения Христова, в Бештаугорской обители, как и по всей Руси, пройдет особая праздничная служба, пропоют свою нежную песню молодые колокола на ветке могучего дерева, возглашая торжество православия, торжество жизни. И иноки помолятся за нас...

«Иноки, молящие за нас»
Газета «Ставропольская правда»
4 мая 2002 года