"Металлисты" уходят в тень
После ужесточения требований к бизнесу, связанному с оборотом лома цветных и черных металлов, количество легально работающих фирм сократилось почти наполовину.
А точнее – на 46 процентов. Это официальные данные комитета Ставропольского края по лицензированию отдельных видов деятельности, который в конце марта проводил проверку "металлистов". В настоящее время в крае работают на законных основаниях (во всяком случае, имеют лицензии) 60 хозяйствующих субъектов, заготавливающих, перерабатывающих и реализующих лом черных и цветных металлов, они имеют 171 приемный пункт.
Проверка проводилась по поручению правительств России и Ставропольского края. Почему – ясно: кража металла приняла масштабы национального бедствия и наносит колоссальный экономический ущерб стране. Исчезают электрические кабели, ограды, в т. ч. кладбищенские, памятники, "раскулачиваются" дачи, железнодорожные пути, техника – в общем, все, что плохо (или даже хорошо) лежит, оказывается в приемных пунктах. Например, в Ставрополе увели сотни металлических урн, а в районе Ташлы украли почти все коммуникационные люки; городу пришлось разоряться на новые. А на площадке одного из приемных пунктов были обнаружены фрагменты... самолета, оцениваемые в несколько десятков тысяч долларов. Но самое страшное – в погоне за легкой наживой гибнут люди, в том числе подростки, пытающиеся срезать линии электропередачи...
Надо сказать, что федеральные власти основательно запоздали в борьбе с "ломовой анархией", введя государственное регулирование на вторичном рынке металла лишь в конце 1998 года. Теперь эта самая борьба идет по нарастающей, однако даже десятки уголовных дел, возбужденных на Ставрополье за последние годы, конфискации, штрафы не останавливают не только сдатчиков, но и приемщиков ворованного лома.
Как решить проблему? Рецепты предлагаются разные, самый радикальный – вообще закрыть приемные пункты, но это, конечно, из области фантастики. Государство пошло по пути ужесточения лицензионных требований. Так, в соответствии с постановлениями правительства РФ, принятыми в мае прошлого года, "цветные металлисты" обязаны иметь лабораторию для определения химического состава лома, которая, между прочим, стоит порядка 100 тысяч долларов. Не менее дорогостоящим оборудованием должны обзавестись и фирмы, занимающиеся черным металлом (это прессы, грузоподъемные механизмы и т. д.). Именно после предъявления этих новых требований количество "металлических" фирм резко сократилось по всей России. И как уже говорилось, в два раза на Ставрополье.
Как сообщил нам начальник отдела комитета СК по лицензированию А. Попов, проверкой было охвачено 93% организаций и предприятий, имеющих лицензии, остальных "не было дома" либо они заявили, что не осуществляют деятельность. В ходе проверок выявлено 81 нарушение, в том числе связанные с отсутствием заявлений от сдатчиков, приемосдаточных актов, приемом лома от несовершеннолетних. На многих пунктах обнаружено несоответствие оборудования требованиям лицензирования, нарушались условия обеспечения контроля радиационной безопасности и взрывоопасности, встречались и объекты, работающие нелегально. Всего не перечесть. После анализа итогов проверок к злостным нарушителям будут применены разного рода карающие санкции.
– Больше всего нас поразила, – говорит А. Попов, – "работа" приемного пункта в Георгиевске, находящегося, кстати, недалеко от отдела милиции. Это полузаброшенное здание без всяких опознавательных знаков, где принимают лом от кого угодно. Бланков строгой отчетности нет, лицензии – тоже. Пункт организовала одна кабардино-балкарская фирма. Там нашли много явно ворованного добра, например, 26 тормозных "башмаков". Дошло до того, что стали разбирать железнодорожные пути...
Похоже, воровать меньше не стали, но, по данным комитета СК по лицензированию, объемы заготавливаемого лома в крае стали снижаться. На это жалуются и легально работающие фирмы. Тут, конечно, нужно анализировать, за счет чего произошел "спад" официально заготавливаемого лома. Но, с другой стороны, а кто считал тонны металла, незаконно принятого и вывозимого за пределы края? Каков размах этого криминального высокодоходного бизнеса?
Получается любопытная вещь: ужесточая лицензионные требования (а 100 тысяч долларов за химлабораторию – это очень большие деньги), государство отсекло от участия во вторичном рынке металлов мелкие и даже средние фирмы, облегчив себе контроль за оставшимися. Однако куда уйдут эти мелкие и средние? Скорее всего в "тень", пополнив ряды нелегальных приемных пунктов, которые платят за "крышу" государевым людям из числа коррумпированных и спокойно принимают наравне с алюминиевыми кастрюльками ворованные провода с линий электропередачи.
Нелегальный бизнес "убивает" легальный. По прогнозам специалистов, в нынешнем году количество "металлических" фирм, имеющих лицензию, может сократиться до 12-15, соответственно будут падать и объемы официально заготавливаемого лома. Это серьезный повод для тревоги, ведь легально работающие предприятия платят налоги в бюджет – некоторые приемные пункты до 100 тысяч рублей ежемесячно. Готовы ли мы терять такие деньги?
* * *
Думается, что властям нужно не только ужесточать контроль за фирмами, являющимися законопослушными, но и стимулировать эту сферу бизнеса, убеждая, что легально работать выгодно. Но убедить их в этом можно лишь при условии, что рядом с милицией не будет работать "теневик", скупающий ворованные тормозные "башмаки"...
16 апреля 2002 года