Совет Федерации: палата регионов или бизнес-лобби?
Сенатор от Ставрополья Анатолий Коробейников считает, что пока верхняя палата парламента не оправдывает статуса представителя регионов.
В минувший четверг А. Коробейников был гостем пресс-клуба "Ставропольской правды". В качестве сенатора верхней палаты парламента он отработал год. Столько же исполнилось и обновленному Совету Федерации, который теперь формируется не из первых лиц исполнительной и законодательной власти региона, а из назначенных ими представителей. Каковы плюсы и минусы нового Совета Федерации, чего ждать россиянам от теперешних сенаторов?
Как это ни парадоксально, но даже через год работы однозначных выводов, считает А. Коробейников (а он весьма искушенный в большой политике человек), сделать нельзя. То, что в прессе верхнюю палату называют неработоспособной – почти правда. Но она, по сути, и не начинала еще работать. Лишь совсем недавно были заполнены все вакансии – назначили своих представителей законодательные органы регионов, в том числе Госдума Ставропольского края, делегировавшая около месяца назад А. Лысякова. Сенат только приступает к работе в полном составе.
Формально он остается палатой регионов. Но по сути это далеко не так. 62 процента сенаторов, представляющих субъекты Федерации, - люди "из Садового кольца", мало общего имеющие с теми или иными территориями. В основном это бизнес-элита, которую законотворческий процесс если и интересует, то только с точки зрения корпоративных, а не общегосударственных интересов. Впрочем, по словам Коробейникова, можно понять председателя Совета Федерации С. Миронова, который восхищается нынешним составом сенаторов. Остатки прежнего Совета Федерации в лице бывших губернаторов на фоне вновь пришедших персон явно проигрывают в квалификации и уровне мышления. Но будет ли эта смелость и широта мышления направлена на интересы государства в конечном итоге – в этом тревога А. Коробейникова.
Не лучше ли в таком случае членов Совета Федерации избирать, а не назначать? А. Коробейников признался, что поначалу также поддерживал эту идею. Кстати, по его информации, законопроект о выборах в верхнюю палату уже есть и у председателя палаты С. Миронова. Но приведет ли это к улучшению состава Совета Федерации и новому качеству работы? Это еще нужно хорошо просчитать. В условиях, когда выборы превратились в фарс, игру денег, можно не сомневаться, что в сенат придут уже не на 60, а на 100 процентов представители бизнеса, которые за счет финансового ресурса легко обыграют любого стороннего кандидата.
Как складываются отношения сенатора А. Коробейникова, представляющего в Совете Федерации губернатора, с другим ставропольским сенатором, представителем Госдумы края А. Лысяковым, которого по всем статьям можно отнести именно к бизнес-элите? Какова вообще система взаимоотношений представителей края в Москве с властями Ставрополья? Как выяснилось, пока не все получается гладко, в том числе и во взаимоотношениях представителя Думы и губернатора. Но однозначная позиция А. Коробейникова – нужно сотрудничать.
А. Лысяков представляет крупный капитал. Группа МДМ, совет директоров которой он возглавлял, теперь новый хозяин в числе прочих и ставропольского гиганта "Невинномысский Азот". И возможности этого капитала нужно использовать по максимуму, в том числе для привлечения инвестиций в край.
Чем озабочен сам А. Коробейников? По его словам, он отказался от руководящих постов в комитетах и комиссиях Совета Федерации с одним лишь умыслом: реализовать несколько законопроектов, которые он обещал своим землякам. Это прежде всего закон о государственном статусе учителя – от дошкольных учреждений до университетов. А. Коробейников предлагает приравнять преподавательскую деятельность к госслужбе, как во многих странах мира и как это было в царской России. Впрочем, признает он, закон очень затратный, что обещает немало трудностей даже на стадии разработки. Еще одна тревога сенатора – здоровье нации. Уже проходят юридическую экспертизу изменения и дополнения в закон об образовании, которые он предлагает. Поправки предусматривают обязательные замеры здоровья детей и подростков в течение года и ответственность, вплоть до уголовной, за состояние здоровья подрастающего поколения. Законопроект тоже способен вызвать бурю эмоций в политическом плане, поэтому, признался сенатор, работа над ним идет почти в полулегальном режиме. И третий закон, который хочет реализовать А. Коробейников как член комитета по международным делам, – о механизмах разработки, принятия и реализации внешнеполитических решений. Пора, считает он, нанести удар по отсебятине во внешней политике России.
Есть у сенатора законотворческие интересы и в области экономики: это идея подсчета национальных богатств страны и законопроект о концессионной деятельности, который смог бы вытащить страну из экономической трясины и привел бы в Россию иностранный капитал.
А. Коробейников проинформировал, что довольно долго занимался проблемой возвращения международного статуса аэропорту Ставрополя. Но безуспешно. На сегодняшний день аэропорт краевого центра - дочернее предприятие "Кавминводыавиа", которое не проявляет заинтересованности в том, чтобы Ставрополь также стал осуществлять международные перевозки.
В настоящий момент сенатор взялся помочь краю с проблемами беженцев и вынужденных переселенцев. Он сообщил, что в ближайшее время проведет ряд встреч с соответствующими федеральными чиновниками.
И все же главная забота члена Совета Федерации – это общегосударственные интересы. Можно стараться отремонтировать одну крышу, но задача сенатора, говорит он, прежде всего принять такой закон, чтобы все крыши в государстве были отремонтированы. Пока до этого еще далеко. И не только потому, что на финансирование законотворчества Совет Федерации получает всего миллион рублей в год (при том, что только один закон "под ключ" в США стоит, например, миллион долларов). Тревогу ставропольскому сенатору внушает в целом нынешняя политическая ситуация в стране.
Ее А. Коробейников характеризует одним словом: разорванность. И по горизонтали – по-серьезному нет экономических взаимосвязей между регионами, и по вертикали – президент бьется над восстановлением вертикали власти, но до сих пор от федерального центра и до муниципалитета никакого устойчивого управления нет. Разорванность внутри гражданского общества: противоречия между общественными потребностями и корпоративным эгоизмом, не только олигархов, но и группировок поменьше. Наряду с серьезной материально-технической ситуацией в стране углубляется кризис духа, разорванность поколений, разорванность интересов. Элита страны, властные органы слишком по-разному видят государство и себя в нем. Примером тому - недавний скандал в Госдуме России, связанный с переделом комитетов. А. Коробейников назвал его закономерным: фракция КПРФ слаба и неэффективна, лидер партии Г. Зюганов не отвечает запросам времени. Довольно странным выглядит и поведение другого коммуниста, спикера Госдумы РФ Г. Селезнева. По словам А. Коробейникова, конфликта, разгоревшегося поначалу вокруг руководителя аппарата Думы, а это вакансия КПРФ, могло и не быть. Н. Трошкин на самом деле довольно слабый специалист (мнению Коробейникова можно доверять, он несколько лет проработал в аппарате ГДРФ), его справедливо критиковали все думцы. Почему коммунисты и Селезнев решили сохранить эту фигуру – не вполне понятно.
При этом действия прочих партий, которые Коробейников называет партийно-коммерческими предприятиями по завоеванию власти, тоже не вызывают восторга. Идея центристов совместить президентские и парламентские выборы под предлогом экономии средств – всего лишь попытка, на его взгляд, вновь пробиться к власти на рейтинге президента В. Путина.
Положение самого президента также весьма непростое: вопрос, кто вы, мистер Путин, продолжает висеть и через два года его работы, что, конечно, ненормально. Но А. Коробейников сохраняет надежду и веру в президента и заявляет о том, что хочет помочь ему всем, чем может. По его словам, это не помешало бы сделать каждому, кто сегодня обрушивается на Путина с нападками. Россия у нас одна, и мы все – в одной упряжке, подчеркивает ставропольский сенатор.
6 апреля 2002 года