Телефон со счетчиком
В последнее время в российской прессе все чаще стали появляться материалы о переводе абонентов того или другого города на повременный учет стоимости местных телефонных соединений. Нет-нет да и обмолвятся о "повременке" как о недалекой перспективе и ставропольские связисты – то с экрана телевизора, то по радио. А что знаем мы, жители края, об этом способе расчетов за привычную услугу, которая у нас испокон веков оплачивалась по абонентскому принципу? Либо ничего, либо мало. Публикуемая ниже информация имеет целью пролить свет на эту тему, вокруг которой в иных регионах кипят нешуточные страсти.
"Повременку" придумали в Европе, когда не хватало соединительных линий между телефонными станциями. То есть в то время, когда одни абоненты долго говорили, другие не могли никуда дозвониться. Получалось так называемое затыкание сети.
Первопричиной введения повременной оплаты, таким образом, явилось увеличение доступности соединения за счет сокращения продолжительности одного разговора. В Европе после введения повременной оплаты коэффициент доступности увеличился примерно с 30% до 40%. Соответственно из 100 наборов соединиться с нужным абонентом можно было не 30 раз, а 40.
В нашей стране идея перехода к повременному учету стоимости разговоров на местных сетях связи начала активно обсуждаться более четверти века назад. В 1976 году вышло постановление Совета Министров СССР "О мерах по ускорению развития телефонной связи страны". В соответствии с ним министерство связи должно было внедрить систему повременного учета соединений (СПУС).
Однако в силу различных причин технического, экономического и политического характера документ был отложен в долгий ящик, а потом и вовсе снят с повестки дня.
С переходом российской экономики на рыночные рельсы жизнь заставила вернуться к забытой теме. Главных причин две: первая - новые условия хозяйствования заставили всех считать деньги, в том числе и связистов; вторая – за последние годы разговорная активность некоторых категорий абонентов увеличилась на 30-50 процентов и более – до 10 раз – по сравнению со средней нагрузкой сети.
Столь резкая интенсификация телефонного общения объясняется целым рядом причин. Это использование квартирных телефонов в качестве инструмента ведения бизнеса (благодаря телефону зарабатывают свои деньги, например, рекламные агенты, частные нотариусы и прочие предприниматели). Это и бурное развитие пришедшей на смену фондам и лимитам маркетинговой деятельности, требующей несравнимо более активного общения партнеров по бизнесу с помощью средств связи. Это и стремительный рост популярности и соответственно числа пользователей Интернета, других телематических, справочно-информационных служб, доступ к которым осуществляется по телефонной сети.
В то же время количество пользователей, создающих нагрузку существенно выше средней (в два и более раза), как правило, составляет не более 3-5 процентов абонентов квартирного сектора. А примерно 30 процентов абонентов пользуются телефонной связью в два и более раз меньше средних величин. Но платят-то все одинаково, хотя совершенно очевидно, что абонент, занимающий телефонную линию 10-15 минут в день, не должен платить за телефонные услуги столько же, сколько хозяин квартиры, сдающий ее под офис или же работающий диспетчером на телефоне.
К этому надо добавить еще одну немаловажную проблему российских связистов – проблему перекрестного субсидирования. Это означает, что прибылью от междугородных и международных телефонных разговоров, некоторых других дорогостоящих услуг покрываются убытки городской и сельской телефонной связи, где тарифы отстают от реальной себестоимости услуг. Значительный недобор средств на услугах местной телефонной связи тормозит ее развитие, особенно в сельской местности.
Один из выходов – существенное повышение абонентской платы. Но это будет означать, что люди, которые не относятся к любителям "висеть на телефоне", станут платить за себя и частично за особо разговорчивых. Справедливо? Конечно, нет. Очевидно, что каждый должен отвечать за себя, оплачивать фактический объем полученных услуг. И если говорить о социальной справедливости, то этот второй вариант к ней гораздо ближе. А реализован он может быть как раз через повременную оплату.
На сегодня система повременного учета стоимости услуг местной телефонной связи действует более чем в 130 населенных пунктах страны, в том числе в таких крупных городах, как Кемерово, Нижний Новгород, Новокузнецк, Пермь, Псков, Саранск, Чебоксары, Ярославль. В ряде городов СПУС стала реальностью с 1993-95 годов.
Повременная оплата состоит из двух частей: постоянной и переменной. Основой для определения как той, так и другой является действующая абонентская плата. При переходе на СПУС оплата услуг связи для абонентов, имеющих среднюю для данной сети продолжительность разговоров в месяц, должна соответствовать размеру оплаты услуг до перевода на повременную систему.
Под постоянной составляющей понимается плата за предоставление абонентской линии в постоянное пользование абоненту. Величина этой составляющей зависит от удельного веса затрат на обслуживание абонентской линии в общих затратах на обслуживание оборудования и сооружений связи, участвующих в предоставлении местных телефонных соединений, и не зависит от количества и продолжительности разговоров.
Переменная составляющая – это плата за предоставление местных телефонных соединений в зависимости от их фактической продолжительности. Переменная составляющая тарифа рассчитывается по остаточному принципу как разница между действующей абонентской платой и постоянной составляющей тарифа. При этом цена одной минуты разговора определяется исходя из переменной составляющей и среднемесячной продолжительности разговоров, приходящейся на одного абонента.
Анализ средней продолжительности разговоров, проводимый Минсвязи России в течение двух лет, показал, что средняя суточная нагрузка, создаваемая одним квартирным абонентом, составила в большинстве городов России порядка 10-12 минут (300-360 минут в месяц), достигая примерно 20 минут в сутки в С.-Петербурге (600 минут в месяц) и 25-30 минут в Москве (750-900 минут в месяц).
В разных городах, где "повременка" уже прижилась, постоянная составляющая колеблется от 15 до 60 рублей, а стоимость минуты разговора – от 10 до 20 копеек.
При оценке СПУС как способа учета стоимости услуг телефонной связи обычно подчеркиваются следующие ее принципиальные особенности:
– учитываются и подлежат оплате только исходящие, инициируемые самим пользователем, соединения; если звонят вам, вы ничего не платите;
– "счетчик" запускается в момент ответа вызываемого абонента. Время прослушивания сигналов "занято", "контроль посылки вызова" (до ответа абонента) не тарифицируется;
– не тарифицируются вызовы на специальные, экстренные и аварийные службы ("01", "02", "03" ... "09" и т.п.).
Переход на повременную систему учета, как правило, не становится неожиданностью для абонентов. Ему предшествуют подготовительные, организационные и разъяснительные мероприятия. В течение трех месяцев до перехода на новую систему оплаты абоненты получают так называемые пробные счета на основе повременной тарификации, не требующие оплаты. Это дает людям информацию об их фактической разговорной активности.
Особенно важно подчеркнуть, что при введении системы повременного учета стоимости местных телефонных разговоров сохраняются льготы по оплате для абонентов, которые пользуются ими на основании российских законов.
Бытующее представление о том, что внедрение СПУС автоматически означает повышение расходов на телефонную связь для большинства пользователей, не подтверждается практикой.
Так, например, за период действия СПУС в Ярославле с 1995 года от 50 до 80 процентов квартирных абонентов ежемесячно оплачивают услуги телефонной связи в меньшем размере, чем при абонентской плате, действовавшей до внедрения СПУС. Аналогичная картина наблюдается в Нижнем Новгороде, Перми и других городах. Особенно заметен этот эффект в летние месяцы, в период отпусков или нахождения за городом, когда значительное количество абонентов снижает разговорную активность.
Исследования реальной нагрузки на телефонные сети не подтверждают и тезиса о том, что пользователи, относящиеся к социально незащищенным слоям общества, проявляют разговорную активность выше среднего уровня. Так, например, средняя месячная продолжительность разговоров абонента квартирного сектора города Кемерово составляла 318 минут, а для абонентов, пользующихся льготами при оплате услуг, – 296 минут, по Новокузнецку – 232 и 201 минута, по Пскову – 264 и 219 минут соответственно.
Надо признать, что внедрение "повременки" не всегда проходит гладко. И прежде всего там, где люди плохо осведомлены о смысле и принципах новой системы оплаты. К тому же она зачастую становится разменной монетой в политических играх, особенно накануне выборов в органы власти и местного самоуправления.
Между тем внедрение на местных телефонных сетях повременного учета стоимости соединений позволяет дифференцированно, а главное, справедливо подходить к оплате местной связи, потому что за основу берутся реальные объемы потребления услуг.
30 марта 2002 года