Солдат по цене пачки "Мальборо"
, Александр ЦВИГУН (фото)
Вчера в пресс-клубе "Ставропольской правды" прошла встреча с депутатом Государственной Думы Российской Федерации, председателем подкомитета по законодательству в сфере борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом комитета по законодательству генералом армии Анатолием Куликовым.
Анатолий Куликов отметил (его приезд на Ставрополье – очередная встреча с избирателями), что за последние месяцы существенно изменился характер обращений к нему жителей края. Одна из причин - последствия законодательных актов по землепользованию. Как оказалось, нынче без земельных паев остались работники социальной сферы, ветераны, люди, просто много лет проработавшие в сельском хозяйстве. Именно решению этой проблемы была посвящена встреча депутата Госдумы РФ с прокурором края Робертом Адельханяном. По словам Куликова, была выработана совместная стратегия, как реагировать на эти нарушения.
Большое внимание на встрече в пресс-клубе было уделено чеченской проблеме. Анатолий Куликов считается одним из специалистов по ней. Именно ему принадлежит инициатива внесения поправок в закон о ветеранах, касающихся признания ветеранами боевых действий военнослужащих Министерства обороны и внутренних войск, проходивших службу в Чеченской Республике. Это один из 11 законопроектов, над которыми ныне работает депутат Куликов. О значении этой поправки говорить не приходится – оно очевидно. Более того, генерал подчеркнул, что если поправка будет принята (первое чтение намечено на 3 апреля), то он будет считать это "большой победой на депутатском поприще".
Суть поправки весьма проста, но затрагивает и политические, и экономические интересы. С ее принятием будут восстановлены интересы 397 тысяч военнослужащих, воевавших в Чечне и не получивших адекватной социальной оценки. По словам Куликова, стоимость законопроекта оценивается в 1,9 млрд. рублей. Сумма огромная, и именно в этом противники поправки черпали аргументы против. Инициаторы же ее предлагают всего 36 миллионов заложить в федеральный бюджет. Всю остальную сумму разделить между субъектами Федерации. Получается, что на каждый регион придется по 21-22 миллиона. Кстати сказать, на запросы, посланные в 50 субъектов Федерации, было получено 38 положительных отзывов. Более того, законодатели Саратовской, Кемеровской и Кировской областей уже сами приняли подобные поправки. Пока они действуют, но, отметим, находятся в противоречии с федеральным законодательством. Анатолий Куликов надеется, что после 3 апреля наступит перелом.
Приграничному Ставрополью проблемы войны и мира в Чеченской Республике видны более отчетливо, чем из московских кабинетов. Большая часть вопросов, прозвучавших на заседании пресс-клуба, касалась оценки ситуации и поисков выхода из сегодняшнего положения. В частности, речь шла о том, что 5-7 лидеров бандформирований, по заверению больших начальников, могут быть задержаны в любое время. Но не задерживаются. Почему? Анатолий Куликов не стал отвечать на прямо поставленный вопрос.
Вместо этого он предложил свою концепцию "разруливания" положения в ЧР. Не секрет, что проблемы взаимодействия между силовиками как были, так и остаются причиной многих осложнений. На взгляд генерала, в каждом административном районе Чеченской Республики должны быть созданы группировки численностью 150-200 человек из военнослужащих Министерства обороны и внутренних войск МВД РФ. Здесь же должны работать 3-5 оперативников федеральной службы безопасности и один сотрудник военной прокуратуры. Оперативники делают свое дело. Военные и внутренние войска – после них – свое. А за соблюдением законности наблюдает военная прокуратура. При этом осуществляется принцип единоначалия.
Разговор шел и о военной реформе вообще. По мнению Куликова, переход к профессиональной армии в России, на котором так настаивают некоторые политики и военные, преждевременен. Эта практика характерна, по его выражению, в островных государствах, которые не намерены (и это не заложено в их военной доктрине) вести крупномасштабные конфликты на своей территории. Территориальные претензии к РФ есть и с севера, и с юга, и с запада, и с востока. Наш "внутренний конфликт" с ЧР вряд ли будет завершен быстро. То есть основания переходить к профессиональной армии у нас просто отсутствуют. И прежде всего по политическим, а отнюдь не по экономическим мотивам. Кстати, напомним, тема докторской диссертации Анатолия Куликова была посвящена именно проблемам подготовки людских ресурсов в интересах обороны страны. Еще несколько лет назад генерал сделал вывод о наиболее приемлемом для России соотношении – 70:30. Здесь 70 процентов – профессионалов, 30 - призывники. В Германии, например, подобные данные – 55:45. К тому же профессиональную армию мы просто не потянем финансово: профессионалам нужно хорошо платить. Пока же российский солдат в месяц получает сумму, равную цене одной пачки сигарет "Мальборо" - 30 рублей, или 1 доллар.
На встрече поднимался и вопрос о взаимоотношениях краевых и федеральных законодателей. Иногда слышны упреки в адрес депутатов ГД РФ от Ставрополья в том, что они принимают недостаточное участие в решении краевых проблем. Анатолий Куликов считает (и он говорил об этом на заседании правительства края), что прошло то время, когда письмо в адрес депутата было гарантией решения того или иного вопроса. Сейчас к письму о строительстве школы или больницы нужно приложить технико-экономическое обоснование, проектно-сметную документацию и массу других документов, "провести" их через все инстанции до российского уровня и только потом апеллировать к депутату. К сожалению, этого не понимают и не умеют делать главы сельских администраций, избранные недавно. Научить их – обязанность правительства края, считает Куликов. Только при этих условиях депутат может решать вопросы на высоком уровне. Это не прихоть, а насущная необходимость.
Не остались без внимания и проблемы борьбы с терроризмом. "Ставропольская правда" уже не раз писала о работе Анатолия Куликова в этом направлении. Как председатель российского оргкомитета Всемирного антикриминального и антитеррористического форума он многое сделал для гармонизации законодательства разных стран. Ведь даже определяют террористов в разных странах по-разному. Именно поэтому для нас Хаттаб – террорист, а для арабов - борец за ислам. Сейчас рабочие группы и Конгресса США, и Госдумы РФ активно работают по проблемам унификации законодательства о терроризме. Более того, Анатолий Куликов считает (и этому было посвящено его выступление в Санкт-Петербурге на парламентской встрече представителей 39 государств), что бороться нужно не только с терроризмом, но, в первую очередь, с криминалом, который и подпитывает экономически террористические организации. На взгляд генерала, делать это нужно не путем создания всемирного антитеррористического центра, о котором нам говорят, а создания антикриминального центра на базе Интерпола.
30 марта 2002 года