Независимый надзор стал объективней
Свои первые годовые итоги подвело вновь образованное управление Ставропольского края по жилищному и архитектурно-строительному контролю. На краевом совещании инспекторов Госархстройнадзора присутствовали заместитель председателя правительства, министр ЖКХ, строительства и архитектуры края Ю. Тыртышов и глава администрации Ставрополя И. Тимошенко.
Прозвучавшие в докладах цифры свидетельствовали о том, что принятое год назад решение было обдуманным. Органы надзора, располагающие реальными рычагами наказания в виде штрафов, после выхода из состава министерств активизировались. Увеличилось количество проведенных проверок, составленных протоколов и выданных предписаний. Возросла на 1 млн. 358 тыс. рублей сумма наложенных штрафов.
Но основная структурная перестройка еще впереди. На Ставрополье, как и в большинстве российских регионов, пока сохраняется парадокс, когда государственные функции контроля осуществляют подразделения муниципальных образований, включенные в состав поднадзорных органов. Вольно или невольно, но бдительность таких контролеров притуплена. И в итоге примеров бракодельства по краю более чем достаточно.
Скажем, жилой дом в Северо-Западном районе Ставрополя официально не существует, хотя в 24-х его квартирах живут люди. Как получилось, что административное здание в промзоне, в соседстве с аммиачной компрессорной станцией, было выкуплено, реконструировано безо всяких на то разрешений, а квартиры распроданы – это до сих пор загадка.
Проведенная в прошлом году целенаправленная проверка установила, что в крае на нелегальном положении, то есть без официального акта ввода, эксплуатируются не десятки, а сотни объектов. Среди них не только многочисленные объекты индивидуального строительства, но и целые предприятия, как, например, хладобойня в селе Дивном и вторая очередь Новоалександровского стеклотарного завода.
Почти обычным делом стала выдача местными органами разрешений на строительство без подготовленной проектно-сметной документации. Застройщики часто жалуются на то, что для начала строительства им приходится собирать справки от двух десятков инстанций. И им, по всей видимости, идут навстречу. А жители городов и сел не перестают удивляться беспорядочной застройке, когда АЗС вторгаются в жилую зону, а торговые павильоны растут как сорная трава безо всякой сопровождающей инфраструктуры, по чьему-то настойчивому желанию. Чтобы соблюсти обоюдные интересы инвесторов и населения, министерством ЖКХ, строительства и архитектуры края совместно с управлением Госарх-стройнадзора был в прошлом году разработан и утвержден новый порядок предпроектной и проектной подготовки строительства. Продолжают совершенствоваться и территориальные строительные нормы.
Как бы ни развивался рынок строительных услуг, он всегда будет страдать несовершенством и нуждаться в инспектировании. Не только потому, что рядом с опытными предприятиями появляются малоквалифицированные фирмы, но и потому, что не стоит на месте рынок стройматериалов и технологических решений. А внедрение новаций не должно идти путем проб и ошибок.
У органов Госархстройнадзора – основного звена в цепи государственного контроля в строительстве – еще немало нерешенных проблем, начиная от штата, который укомплектован лишь на четверть, и заканчивая пробелами в федеральном законодательстве. Но уже сегодня обретаемая независимость дает этой структуре "второе дыхание". Кроме того, и сами люди становятся невольными помощниками инспекторам, проявляя все больший интерес к качеству строительных работ, ожидаемым эксплуатационным издержкам зданий, в которых им придется жить и содержание которых им придется оплачивать по новым коммунальным тарифам.
Неудивительно, что из уст министра ЖКХ, строительства и архитектуры края Ю. Тыртышова прозвучало предложение активнее привлекать к надзорной работе общественность, советы ветеранов, которые зачастую бывают самыми искренними и бескорыстными помощниками, давать широкую огласку выявленным нарушениям в СМИ.
30 марта 2002 года