"Я вiзьму той рушник..."
Этот год, как известно, объявлен в России годом Украины. История многонационального Ставрополья во многом связана с историей выходцев с Украины.Мне всегда было понятно, почему так сладко замирает мое сердце, когда слышится украинская народная песня, почему приятно радует глаз белая хатка, окруженная вишневым садом, недаром друзья ласково называют меня "хохлушкой". Мои предки были украинцами, хотя в позапрошлом веке, когда они переезжали из Полтавской губернии в Ставропольскую, в документах они значились как крестьяне из Малороссии (так называли Украину в составе Российской империи). Сегодня не все знают, почему окружающее население называло их "хохлами". Это название получило распространение почти четыреста лет назад, когда у мужской части украинского населения была в моде оригинальная прическа – на макушке бритой головы оставляли длинный клок волос. Эта отличительная черта внешнего облика вошла в русский язык для обозначения близкого и родственного народа.
На Северный Кавказ благодаря усилиям правительства в течение двух веков переселились сотни тысяч казаков (бывших запорожцев) и жителей различных, преимущественно малороссийских губерний: Харьковской, Полтавской, Черниговской. Огромное количество сел и станиц на Ставрополье было основано украинскими переселенцами. Предпочтение при переселении отдавалось тем семьям, "где больше девок и вдов, в брак вступить еще могущих... и без разлучения мужей с женами". Кроме того, семье желательно было иметь пару лошадей или волов для ведения хозяйства. Конечно, чтобы увидеть плоды своего труда, начав жизнь на новом месте, переселенцы должны были обладать огромным терпением. В дальний путь с насиженных мест добровольно отправлялись те, кто не боялся трудностей, надеялся на свои силы и на поддержку семьи. Выживали те, кто был крепок физически, упорно работал, не опуская рук, и не впадал в уныние, умел жизнь воспринимать оптимистически.
Украинскому населению во многом помогало природное чувство юмора, "народна усмишка". Меня, к примеру, трогает эта милая прибаутка: "Дай мени прикурить, якщо у тебе бомажка е, бо у мене табаку нема". А какие веселые фамилии достались некоторым ставропольским потомкам в наследство: Неберикутя, Задависвечка, Вырвихвост... Среди народных примет тоже были очень забавные: перед приготовлением борща хозяйка открывала крышку чугунка и трижды показывала ему "дулю", чтобы блюдо получилось вкусным. Русскоязычные ставропольцы, сами того не замечая, и в наше время употребляют в речи украинские слова (трошки, нема, нехай, хмариться и др.). А говор многих из нас с мягким произношением звука "г" жителям центральной России "режет ухо".
В начале ХХ века у театральных зрителей Ставрополя, к какому бы социальному слою они ни принадлежали, большой популярностью пользовались приезжавшие на гастроли малороссийские труппы А. Суходольского и П. Прохоровича. Аншлаги собирали пьесы "Запорожец за Дунаем", "Царицины черевички", "Нич пид Ивана Купала", "Ой не ходы, Грыцю, тай на вечорницы". И это неудивительно, ведь по переписи и 1897, и 1920 годов, более трехсот тысяч человек – треть населения Ставропольской губернии – составляли украинцы. До сих пор в некоторых районах края, таких, как Петровский, Ипатовский, Благодарненский, украинский язык сохранился в качестве бытового разговорного.
В первые годы Советской власти был взят курс на политику "украинизации" в местах компактного проживания украинцев, в том числе и на Северном Кавказе. Начали издаваться украинские газеты и журналы, открываться украинские школы. Как жаль, что в ходе коллективизации причины неудач связали с "национальным" вопросом и в основном, с украинским. Раздававшиеся призывы "изгнать петлюровские и другие буржуазно-националистические элементы из партийных и советских организаций", увы, были поддержаны.
Не многим известно, что в 1936 году в Ворошиловске (так в те времена назывался Ставрополь) при Клубе работников торговли любителями народной музыки был создан украинский ансамбль песни и пляски, существовавший на добровольных началах до 1941 года. Его возглавлял Иван Иванович Лотоцкий, сестра которого – Лиля – в хоре была запевалой, а сын Евгений, школьник, – баянистом. Участниками ансамбля были супруги Погребенные – Андрей Гаврилович и Александра Михайловна, Подлесные – Тимофей Иванович с женой и многие другие семьи. Ансамбль выезжал с концертами в колхозы края, на стройки и заводы и неизменно пользовался большим успехом. Об этом рассказала дочь Погребенных – Валентина Андреевна Долгарева, передавая в Ставропольский краеведческий музей редкие фотографии народного украинского коллектива предвоенной поры (на снимке).
Думаю, что во многих ставропольских семьях и ныне бережно хранят рушники и сорочки – "вышиванки", украинские народные сказки и томики со стихами Тараса Шевченко и Леси Украинки, в кругу родных и друзей с несказанным удовольствием поют "Дывлюсь я на небо, тай думку гадаю" или "Распрягайте, хлопци, коней". Кто-то назовет это сантиментами. Но можно отметить и серьезный вклад ставропольцев украинского происхождения в экономику, науку, культуру и историю края.
На слуху и памяти какие имена: зоотехник-селекционер В.В. Снеговой, чабан В.С. Руденко, писатель С.П. Бабаевский, строитель А.М. Шевченко... Эта тема, как и другие направления украинистики, достойна внимания отдельных научных исследований.
Интерес к своим корням, к этнической истории особенно углубился в последнее время. В краевом центре наконец-то энтузиастами создана общественная организация украинской диаспоры на Ставрополье "Днипро", призванная объединить всех граждан, заинтересованных в сохранении и развитии украинских традиций, обычаев, культуры, языка и истории. Поле деятельности у них обширное. Главное – появилась надежда, что не станет вымирающим украинский язык в нашем крае, что будет глубже изучено прошлое, возобновятся и расширятся всесторонние связи между Ставропольским краем и различными регионами Украины.
15 марта 2002 года