06:00, 15 марта 2002 года

Не каждому дано

Первому литературному кружку при газете "Ставропольская правда" – 80 лет

Сегодня уже сложно проследить судьбы тех ребят и девушек, которые собрались в 1922 году в помещении газеты "Власть Советов", чтобы прочитать свои первые литературные творения. Фамилии их в крохотной заметке о создании литературного кружка не были названы. Но тогда в газете часто печатались стихи, в том числе и начинающих поэтов.

О чем были эти стихи? Нет, отнюдь не о любви: эта тема стала "неактуальной" после установления Советской власти. И не о природе, и не о цветах. Писали, конечно, о революции, о верности родной партии, о ненависти к классовым врагам.

В молодости я семь лет проработал в Краевом архиве, где в мои обязанности входил поиск документов для сборника об установлении Советской власти на Ставрополье, для сборника о проведении коллективизации сельского хозяйства, и газеты двадцатых годов я штудировал основательно. Но, кроме той маленькой заметки о создании литературного кружка при газете "Власть Советов", больше ничего не нашел. А очень хотел найти. Ведь и сам я был членом литературного кружка – только уже при газете "Ставропольская правда", и не в двадцатых годах, а после Великой Отечественной войны, в 1949-1950 годах.

Как и многие, в юности пытался сочинять стихи. Писал главным образом о школе, о моем классе, о друзьях. Одно из стихотворений писательница Валентина Туренская ввела в свой роман "Зрелость". Чем-то оно ей понравилось...

Надо сказать, одноклассники всегда очень серьезно выслушивали мои "произведения", а однажды даже сказали, что неплохо бы послать их в газету.

Когда на почте я запечатал конверт, а потом стал аккуратно выводить адрес – "Редакция газеты "Ставропольская правда", мне казалось, что все, кто стоял рядом за столом, смотрят на меня. А я ведь тогда учился еще в девятом классе.

Отправил – и с нетерпением ждал ответа, не очень надеясь, что дождусь его.

Но вот однажды мама вынула из почтового ящика конверт, на котором типографски был отпечатан обратный адрес: "Отдел рабселькоров и писем трудящихся редакции газеты "Ставропольская правда".

– Сынок, тут твоя фамилия! – удивилась она.

Я схватил письмо и убежал в другую комнату.

Насколько дорого мне было это письмо, что я на всю жизнь сохранил его. Поразило еще и то, что меня не разругали, не дали простую отписку, а пригласили (!) на беседу в саму редакцию!

Она в те дни располагалась недалеко от кинотеатра "Октябрь" – в бывшей гостинице грека Найтаки. Сейчас в этом здании размещается краевая федерация бильярдного спорта.

По металлической ажурной лестнице, сохранившейся еще с дореволюционных времен, я поднялся на второй этаж и оказался в знаменитой "стеклянной галерее". Конечно, это я много позже узнал, что она знаменита. Что по ней в свое время ходили Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Александр Бестужев-Марлинский, Александр Пушкин, композитор Алябьев, писательница Екатерина Лачинова, описавшая ее в своем знаменитом романе "Проделки на Кавказе", и все, кто останавливался когда-то в гостинице, известной не только в России, но и в Европе.

Справа от меня из широких окон лился свет в галерею, а слева шли комнаты редакции. Нужную дверь мне подсказала какая-то девушка. И вот я вижу длинную комнату, в ней два стола. За одним сидит пожилой человек. Впрочем, мальчишке 15 лет все, кто старше тридцати, кажутся уже стариками.

– Вы Исаков? – робко спрашиваю я и протягиваю конверт с письмом.

Он пробежал глазами письмо, вернул мне.

– Да, я. Меня зовут Андрей Максимович.

Из стола он вынул папку, развязал тесемки, быстро нашел мое стихотворение "Родной класс" и стал говорить со мной – как со взрослым – о поэзии. А потом сказал, что при редакции работает литературный кружок, которым он руководит, так не хочу ли я в него ходить?

Еще бы я не хотел!

Занятия кружка проходили в этой же комнате, два раза в месяц. Было лето, окно широко раскрыто, а нам, мальчишкам и девчонкам, все равно было немного жарко. Но мы не сетовали: ведь с нами говорил настоящий поэт. И не просто настоящий, а знаменитый! Его сам Сталин знает! Его "Казачью песню о Сталине", записанную на граммофонную пластинку, пела вся страна!

Андрей Максимович познакомил нас с теорией стихосложения, показал правильные и неправильные рифмы, объяснил, как важно настроение в стихотворении и, конечно, много говорил о тематике. Он читал наизусть много классики, читал и свои стихи.

С августа 1949-го по июнь 1950-го посещал я кружок и навсегда сохранил благодарность к этому человеку, такому тактичному, что он, даже разбирая заведомо слабые стихи, никогда не позволял себе подшучивать над автором, а очень мягко указывал на недостатки.

К нам в кружок Андрей Максимович приглашал и других поэтов. Помню Павла Алдахина, который читал фрагменты своей поэмы "Дуэль", Ивана Седугина. Из кружковцев я помню рабочего с завода "Красный металлист" Алика Гикалова, худенькую школьницу Лилю Вассерман. Много позже в профессиональном поэте Валентине Марьинском я узнал парнишку, что иногда приезжал в Ставрополь из своего села специально на заседание кружка.

* * *

После окончания университета я вернулся в Ставрополь и часто встречал Андрея Максимовича, но о стихах с ним если и говорил, то только о чужих. Сам я бросил их писать: не моя это стихия. Андрей Исаков показал нам уровень высокой поэзии, дотянуться до нее не каждому дано.

Сергей БОЙКО, член союза писателей России
«Не каждому дано»
Газета «Ставропольская правда»
15 марта 2002 года