06:00, 5 марта 2002 года

ЗАГАДОЧНЫЙ ТИБЕТ

... Переступив порог выставочного зала Пятигорского музея краеведения, на секунду замираешь в восхищении – вот он, кусочек легендарной страны, где спрятавшиеся в холодном сердце Гималайских гор буддийские монастыри хранят тайные знания, а их обитателям приписываются сверхъестественные способности. Левитирующих во время молитвенного экстаза лам описывали многие путешественники...

И название проходящей в эти дни в Пятигорске выставки, организованной по линии посольства Китая в России, лаконично и четко определяет самую суть – "Загадочный Тибет".

Единственным "мистическим" для нашего сознания экспонатом на выставке является парчовый шатер, более напоминающий широкую и достаточно высокую трубу, сшитую из разноцветных лоскутков. Предназначен он ни много ни мало для очистки кармы – по-нашему, для освобождения от отягчающих душу грехов. "Нырнул" в пестрый сумрак, постоял – карма и полегчала... Правда, сказали страшное: для женщин шатер небезопасен, потому как звезда может войти в бок, после чего происходят непорочное зачатие и немедленные роды...

Вообще подавляющее большинство экспонатов выставки связано с буддизмом, который проник на Тибет в VII веке н.э. Он с "боями" сменил религию бон, в соответствии с которой все вещи считались одушевленными и люди поклонялись духам неба и земли, всей природе. Религия бон все же оказала свое влияние на тибетский буддизм, который позаимствовал у нее некоторые ритуалы, богов и духов. Например, на одном из стендов представлены ритуальные маски, с помощью которых разгоняют злых духов и каким-то образом ублажают добрых. "Личики" у масок – не дай Будда в кошмарном сне увидеть. Думается, после этой выставки злых духов в краеведческом музее не будет лет, как минимум, сто...

А вот деревянный киот радует глаз своей красотой – витиеватая резьба изысканна и гармонична, в центре киота – объемные изображения святых (язык не поворачивается назвать их куклами), очень приветли-вых и добрых. Для непосвященных их имена звучат более чем экзотично: Джанхала, основатель школы, и два его ученика, тантрическое изображение Буддишакьямуни и Шакти – женская активная ипостась... Мне лично очень понравилась золотая Тара, богиня сострадания и милосердия. Кстати, дерево – крайне ценный в Тибете материал, потому что деревья там почти не растут, и, по их меркам, этот деревянный киот, в котором, между прочим, нет ни одного гвоздя, – роскошь.

Раньше в Тибете религия была основой жизни – даже образование тибетцу можно было получить, только став монахом – ламой. Путь монаха в монастыре начинался с изучения изотерических канонов.

Получив после экзамена ученую степень, он приступал к познанию эзотерической доктрины, а затем, избрав наставника и пройдя ритуал посвящения себя Будде, все глубже погружался в учение и в идеале сам становился святым. Ламы умели ответить на все вопросы своей паствы, дать совет, умели лечить и пользовались огромным уважением. Поэтому почти в каждой тибетской семье кто-нибудь из детей уходил в монастырь. А от мирянина требовалось лишь поклоняться будде, чтить монахов и знать молитву из шести слов. На одном из стендов лежит целая пачка ярко-красных листков с молитвами и клише для печати. А неподалеку притягивает взгляд необычностью кроя монашеское одеяние, странное для европейского взгляда...

Еще один интересный момент тибетского буддизма. Когда умирает высший иерарх – далай-лама, считается, что живший в нем Будда воплощается в одном из родившихся в это время младенцев. Очередное живое воплощение выбирают путем жеребьевки...

Есть на выставке один-единственный уголок, связанный не с религией, а просто с бытом, – медная и керамическая посуда, бурдюки для хранения жидкости и масла. Все встречи на Тибете начинаются с чаепития – знаменитый тибетский чай с солью и маслом жизненно необходим в высокогорных областях. А чтобы чай был всегда горячим, есть специальный железный сосуд с дырочками, в который кладут горящий кизяк, а сверху ставят чайник. Заходишь в гости с ядреного тибетского морозца – кизяк горит, чай с маслом кипит... Красота! Поэтому на Тибете еще очень высоко ценится буйволиное масло, которое сбивают очень интересным способом: берут бурдюк мехом вовнутрь, наливают туда сливки и потом начинают кидать его на площадку с крупными камнями – пока масло не собьется. Самое интересное, что весит этот бурдючок килограммов этак 70-80, из чего можно заключить, что тибетские мужчины находятся в отличной спортивной форме...

История Тибета – это история маленькой страны, которую все время пытались то завоевать, то поделить более могучие державы, сейчас он входит в состав Китая. И до сих пор является одной из самых болезненных проблем его внутренней политики – на территории Китая по сей день запрещен тибетский флаг, на котором изображены восходящее солнце и два снежных барса, держащих сокровище...

Тибетцы при встрече приветствуют друг друга, высунув язык, – это признак хорошего тона. Показать розовый язык – значит, показать свое расположение, поскольку считается, что ежели человек занимается черной магией, то и язык у него будет черный и он его ни за что не покажет. Так что, если вам вдруг показали язык, не торопитесь реагировать адекватно нашему российскому менталитету – а вдруг это турист с Тибета и вы ему понравились!

... Побродив среди экспонатов пятигорской выставки, уходишь в полном понимании знаменитой гамлетовской фразы: "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам...".

Пятигорск

Елена КОЛОНТАЕВСКАЯ,соб. корр.
«ЗАГАДОЧНЫЙ ТИБЕТ»
Газета «Ставропольская правда»
5 марта 2002 года