Словно с темного неба сошедшая...
Женская красота. Зовущая тайна и искушение, вдохновляющее художников и поэтов на вечный поиск неуловимого идеала. Есть ли он? Знакомясь с работами кисловодского фотохудожника Нэма Лэндо, начинаешь понимать, насколько многоликим может быть образ прекрасной незнакомки, отсвет которой есть в каждой женщине...
Нэм Лэндо живет в Кисловодске три года. До этого, как он сам говорит, жизнь его "помотала". Окончив Кемеровский институт культуры, уехал на Дальний Восток, потом – в Москву, где преподавал искусство фотографии, есть ученики. Персональные выставки Нэма Лэндо проходили в США, Голландии, Финляндии, Прибалтике, во многих городах России. Он одинаково талантливо работает и с цветом, и с черно-белым изображением, создавая удивительные по своей выразительности женские образы.
...Юная леди, одетая только в блики света и цветущие каштановые ветви, как символ вечной весны и тайны лунных майских ночей. Счастливая мама, держащая на руках двух очаровательных малышей. Гордая своей красотой, эротически агрессивная фотомодель. Кокетливая очаровашка с абсолютно неправильными чертами лица, но изумительно привлекательная. Женское лицо, словно сотканное из солнечных лучей – словно образ прекрасной незнакомки, явившийся во сне...
Нэм Лэндо обладает даром восприятия истинной красоты человека, скрытой за кажущейся серой внешностью, за комплексами и недостатками. Его женские образы – это внутренний свет, таинственное мерцание глаз, колдовское осознание своей женской силы... Как в бессмертном стихотворении Николая Заболоцкого: "Не веселая, не печальная, словно с темного неба сошедшая, ты и песнь моя обручальная, и звезда ты моя сумасшедшая...".
– Нэм, нельзя сказать, что вы работаете в каком-то одном конкретном стиле – вы вырабатываете стилистику для каждой фотографии?
– Искусство – это всего лишь зеркало, которое отражает то, что я чувствую. Я "приручил" профессионально фотоаппарат, чтобы он передавал именно мое отношение к снимаемому объекту – девушке, женщине. Если я начинаю заранее какую-то мысль подгонять под съемку, то фотография – мертвая. А если я сам, как белый лист бумаги, то из подсознания вдруг начинают появляться нестандартные идеи, образы, которые навеваются самой моделью. Можно сказать, что мы соавторы.
– Как вы пришли к жанру именно женского портрета?
– Меня частенько спрашивают, почему я снимаю только женщин. Всегда отвечаю, что я дремучий "натурал", мужской красоты просто не вижу... В 80-е, когда еще говорили, что все должно быть красиво, все – "Слава КПСС!", я снимал "чернуху" – социальную неустроенность, быт. То, что нас на самом деле окружало. Потом настал такой момент, когда все кинулись снимать жизнь такой, какая она есть, а поскольку я эту тему уже прожил, повторять мне ее не хотелось. И я обратил внимание на съемку женской натуры. Начал с "обнаженки", через женское тело выражая свое отношение к обществу. В ту пору фотографии были, что называется, "панковские", жестковатые. А потом я понял, что женщины не виноваты в том, что у нас жизнь такая – это мы, мужики, виноваты...
– Что вам как фотохудожнику ближе: яркие, эротичные, агрессивные женские образы или нежные, лиричные?
– Наверное, мне как мужчине все-таки для творчества важен импульс... Я делаю фотографии любой степени сложности, работаю с фотомоделями и просто с женщинами, даже считающими себя совершенно нефотогеничными, некрасивыми. Я могу снять любого человека так, что он будет выглядеть здорово. В последнее время отказываюсь от студийного освещения, меня интересует естественный свет, скажем, из окна, какие-то светотени, рисунки, блики. Это дает элемент неожиданности в восприятии. Знаете, как после дождя где-то солнечный лучик пробьется – и мокрая листва заблестит, заиграет...
– Вы считаете, что некрасивых женщин не бывает?
– Красоту можно увидеть в любом человеке – нужно только уметь смотреть.
– Вам больше нравится работать в черно-белом варианте или в цветном?
– Это зависит от моего настроения, от моего восприятия, от специфики съемки. Рекламная съемка – это цвет, модельная, тут можно экспериментировать как угодно. Черно-белая фотография более примитивна, чем цветная. Нужно уметь выразить себя через цвет, видеть его. И зритель не всегда способен за цветом разглядеть что-то более глубокое. Цвет дает эмоции и, если он неправильно использован, отвлекает от идеи. В черно-белом варианте идея передается более точно.
– Чтобы получить хорошее фото, женщину надо хорошо загримировать или, наоборот, разгримировать?
– Главное, разгримировать ее в плане психологическом. Можно не пользоваться гримом совершенно – главное, чтобы глаза светились... А что касается грима – у меня есть визажист, который профессионально это делает. Я сейчас стараюсь отходить от кукольных, сладеньких фотографий. Моя задача снять так, чтобы было видно естественное состояние человека. Сначала делается фотопроба, чтобы посмотреть, как свет поставить, с какой точки, какую оптику использовать, какой грим нанести, чтобы убрать недостатки...
– Ваш альбом с фотопробами и "конечным результатом" действительно впечатляет. Слева – невзрачное лицо утомленной жизнью дамы не первой свежести, справа – лучезарная красавица, в образе которой все особенности лица превратились в только ей присущий неповторимый шарм...
– В этом и заключается весь смысл. У нас есть душа и есть тело. В душе мы всегда красивые и молодые. Моя задача – "вытащить" это состояние, передать главную суть человека.
– Не случалось ли так, что женщины, получив свой "идеальный образ" на вашей фотографии, потом сами менялись, приближаясь к идеалу в реальной жизни?
– Я это называю "фототерапия". Действительно, бывали случаи, когда люди менялись, увидев, какими они могут стать. Женщины начинали активно заниматься собой. Приходит она через полгода, а я ее не узнаю, иногда хорошая фотография на самом деле помогает изменить себя...
– Вы снимали известных женщин, звезд?
– В Москве я снимал Тамару Глоба, Людмилу Чурсину, Наталью Белохвостикову, музыкантов разных. Здесь в Кисловодске – чемпионку мира по дзюдо Анну Сараеву.
– Нэм, что вы мечтаете снять, но вам пока это не удается?
– Мне не удается снимать предметный мир – натюрморты. Этого я пока не умею.
Кисловодск
1 марта 2002 года