Остров невезения желает жить
Год назад, рассказывая читателям о краевом совещании работников культуры и искусства, я охарактеризовала их тогдашнее настроение уже в названии своего материала – "Стеснительная интеллигенция просит защиты". Нынешняя такая же встреча по итогам года кардинально отличалась от той именно настроением: интонации выступающих уже не были просительными, в них звучало больше уверенности прежде всего в собственных силах. Хотя, разумеется, одними из самых употребимых слов при этом оставались "бюджет" и "финансирование" (а куда от них денешься?). Потребности отрасли не изменились: кадры, материальная база, деньги. Причем приходится признать, что потребности эти, увы, усугубились. Появилась даже такая традиция, что ли: сравнивать сегодняшнее положение в культуре с ситуацией 10-15-летней давности. В связи с чем по ходу разговора вспомнился бытовавший когда-то прием сопоставления с "13-м годом", то есть показателями до начала Первой мировой войны. Если в правомерности такого – исторического – подхода есть своя формальная логика, то на перспективу она явно не работает. В самом деле, можно ли жить, лишь оглядываясь на прошлое? Не пора ли посмотреть иначе - а чего, собственно, хотели бы достичь учреждения культуры завтра, через год, через пять лет?.. Вот то новое, что откровенно порадовало в атмосфере встречи.
Не думаю, что оптимизм, начавший пробиваться в голосах деятелей культуры, является лишь "развитием" лейтмотива доклада министра культуры Ставропольского края Е. Луганского, в целом охарактеризовавшего работу отрасли в 2001 году как хороший старт в новое тысячелетие. Тысячелетие – весьма отвлеченная категория, чтобы можно было воспринимать его в качестве точки отсчета. Но было в докладе то, что позволяет по крайней мере не зацикливаться на неудачах. Похоже, полосу неудач можно будет оставить позади, и остров невезения по имени культура начинает дрейф в новое русло. О, это отнюдь не означает, что теперь течение станет плавным и благополучным. Но – есть от чего отталкиваться.
В крае сохранена сеть учреждений культуры, пусть и с некоторыми - минимальными – потерями. Возросли доходы от платных услуг населению. Стали более распространенными поступления спонсорских средств. Много сделано по ремонту памятников истории и культуры федерального и краевого значения. Достаточно уверенно чувствуют себя профессиональные творческие коллективы Ставрополья – театры, филармонии, ансамбли, оркестры. Стабильно работают учебные заведения, готовящие кадры. Увеличивают свои запасники музеи и библиотеки. Есть примеры, когда новые музеи открываются в селах. Продолжает поддерживать развитие самодеятельных талантов краевой Дом народного творчества. Исходя из чего заключаем: культурное поле Ставрополья приносит свой "урожай", а вот насколько весомый - другой вопрос.
Никто сегодня не закрывает глаза на то, что материальная база отрасли переживает сложнейший период. Так, из почти 40 музеев помещения девяти находятся в аварийном состоянии. Как аварийные же закрыты 11 домов культуры. В анабиозе пребывают кинотеатры: российское кино еще не решило, будет оно жить или нет...(Мировой опыт вселяет надежду.) Но при всем том культура края сегодня напоминает эдакую домовитую хозяйку, решившую во что бы то ни стало привести свое "подворье" в порядок. Сейчас, например, идет капитальный и текущий ремонт в 70 учреждениях. Среди таковых - краевая Лермонтовская библиотека, театр кукол, Ставропольская филармония. Объекты, как видите, солидные. А еще около 300 ждут своей очереди. Все это требует огромных вложений. Коих, заметил Е. Луганский, у нас в ближайшее время не прибавится. Значит, нужно выделять приоритетные участки, не распыляясь на все сразу. Правительство края стремится держать курс на поддержку культуры, но возможности бюджета не так велики, как хотелось бы. Вот о таких приоритетных участках в основном и шла речь.
Доступность качественного профессионального искусства широкой публике поднимали в своих выступлениях директор Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова Л. Земцева, директор краевого музея изобразительных искусств З. Белая, председатель Литературного фонда края поэтесса В. Сляднева, директор Буденновского кинопроката А. Коршиков. Их озабоченность понятна и обоснованна. Снижение числа сельского зрителя, привозимого на спектакли театра драмы, с одной стороны, и трудности с организацией сельских театральных фестивалей, с другой, приводят к тому, что жители сел и станиц оказываются напрочь отрезанными от театра. Есть, конечно, и приятные исключения – Невинномысск, Светлоград, Новоалександровск и ряд других. В целом же ситуация, как правило, полностью зависит от позиции руководителя района, от того, насколько он понимает необходимость этой работы. Нельзя сказать, что местные власти вовсе не уделяют внимания культуре. Как рассказала заведующая отделом культуры Новоселицкой райадминистрации В. Ермошкина, здесь стала нормой материальная поддержка проводимых в районе культурных акций, причем к ней привлекаются также главы муниципальных образований, руководители предприятий. Вот фермеры с. Падинского выделили местной библиотеке средства на подписку и приобретение книг. Кстати, сейчас такие отношения учреждений культуры с прочими принято называть межведомственным партнерством, а не спонсорством. Спонсор сегодня есть, завтра – нет, а с партнером устанавливаются более прочные связи. Кто-то скажет, что все это не от хорошей жизни. От бедности то есть. Доля истины в этом есть. Но есть и принципиально новый признак строительства культуры, успешно освоенный сотрудниками музея изоискусств: список деловых партнеров музея весьма внушителен и включает самые различные организации, фирмы, конкретных людей.
Партнерство, как известно, предполагает постоянство и систему, требует регулярности и определенных навыков. Разовые акции или мероприятия тут непригодны. Бывая на открытии очередной выставки, в залах музея можно встретить немало уже виденных лиц: предприниматели, ученые, врачи, учителя становятся завсегдатаями и активными соучастниками. Здесь они объединяются – через искусство - в бесценный слой культурной интеллигенции отечественной провинции, давно признанный плодородным "черноземом" всей духовной жизни страны.
Наряду с профессиональным искусством в крае отнюдь не утрачивают ценности и традиции самодеятельного творчества. Более 80 тысяч одаренных певцов, музыкантов, танцоров, художников из народа развивают свои таланты в клубных учреждениях. Причем самодеятельность сегодня не только служит духовной отдушиной многих, но и восполняет упомянутый выше недостаток общения с культурой профессиональной. (Отчасти, разумеется.) Всегда ли мы ценим этих людей и насколько успешно организуем их творчество – об этом с тревожной озабоченностью говорила ведущий специалист краевого Дома народного творчества Л. Бобрышова. Она отметила, в частности, обидную несогласованность действий районных отделов культуры в подготовке краевых фестивалей, смотров, конкурсов, на которые порой попадают почему-то далеко не самые лучшие коллективы и исполнители. Отдельный разговор – о качестве этих мероприятий краевого масштаба. Его трудно сегодня принять за образец. Причины? Их несколько: и пресловутое недофинансирование (вот где надо вспомнить о приоритетах!), и малопривлекательный призовой фонд, и ограниченность времени проведения (а отсюда – далеко не творческая торопливость и даже скомканность), и старение самих коллективов, нередко не имеющих "спутников" из числа подрастающих поколений. Наверняка тут найдется о чем подумать и самому ДНТ, в адрес которого на совещании звучали упреки в отрыве от жизни молодых. Отслеживать растущие таланты надо не только в стенах клубов, есть еще наше многочисленное студенчество, есть малоизведанная тинейджерская тусовка...Никто не говорит о том, что самодеятельные объединения молодежи надо "брать на контроль", как когда-то, куда важнее видеть их в общей картине жизни и по возможности помогать.
Достаточно четко звучала на совещании мысль о слабой координированности работы учреждений культуры края в целом. Нередко музеи понятия не имеют о том, чем заняты, например, библиотеки, а между тем, оказывается, работают в близких темах и направлениях. В районах мало представляют ситуацию в краевом центре и наоборот. Парадоксально: город Ставрополь в роли культурного центра сегодня "не смотрится", хотя именно здесь проходит большинство общекраевых акций, и кому как не столице края брать на себя организационно-методические функции? Пока же, наоборот, Ставрополь не только не является культурным эталоном, но и весьма неактивен в краевых смотрах и фестивалях. А уж зарегистрированный здесь самый низкий уровень платных услуг "на душу населения" вообще вызывает, мягко говоря, удивление. Любопытным показалось в этой связи предложение директора Центра досуга и кино "Октябрь" Б. Чистякова о возможном создании холдинга учреждений культуры – не в качестве "заменителя" министерства, а в качестве современной формы сотрудничества, основанного на общности и финансовых, и творческих интересов. Объединив самостоятельные муниципальные учреждения культуры, холдинг мог бы взять на себя организацию профессиональной экспертизы, информационного обслуживания, технологического просвещения. Не используем мы пока и такую вполне зарекомендовавшую себя форму, как конкурсы творческих грантов, между тем работникам культуры есть из чего создавать рынок идей, проектов, программ самого широкого спектра.
Существенное место в деятельности учреждений культуры в ближайшие полтора года должна занять подготовка к 200-летию Кавказских Минеральных Вод. Как справедливо подчеркнул Е. Луганский, Кавминводы – это наша гордость, наше национальное достояние, и общая задача – средствами культуры поднять престиж уникального региона, сделать все возможное для сохранения его богатейшего историко-культурного наследия.
* * *
Весь ход совещания оставил ощущение некоего морального прорыва, выхода из состояния эдакой всеобщей угнетенности духа. Людям творчества явно надоело жаловаться на неласковую судьбу и столь же неласковый бюджет. Конечно, проблем у них не уменьшилось. Но нежелание культуры и далее называться "островом невезения" можно, по-моему, только приветствовать.
1 марта 2002 года