Отчетность на магнитных носителях
Скоро она войдет в жизнь каждого налогоплательщика
В управлении Министерства РФ по налогам и сборам по СК состоялся "круглый стол", на котором рассматривалась проблема внедрения электронной обработки данных. В нем приняли участие специалисты управления и налоговых инспекций Ставрополя во главе с руководителем управления Т. Ренсковой, а также представители (в основном бухгалтеры) предприятий и предпринимательских структур.
Как уже известно нашим читателям, инспекции МНС РФ по нашему краю готовятся работать по программе электронной обработки данных налогоплательщиков, так как возросшие за последние годы объемы отчетной информации и требования к ее качеству определяют и новые, современные технологии в работе налоговиков. Как сказала, предваряя обсуждение, Т. Ренскова, сейчас под "опекой" ставропольских налоговиков 40 тысяч юридических лиц и более 2 млн. физических. И с таким потоком инспекции уже не справляются. Отсюда очереди и различные недоразумения. Потому чем быстрее инспекции и сами налогоплательщики освоят новую форму работы, тем лучше для обеих сторон.
Этот "круглый стол" и стал, по – существу, своеобразным советом, обменом мнениями между этими двумя сторонами. Что положительного видят налогоплательщики в этой системе, какие проблемы, по их мнению, еще предстоит решить?
Как говорится, с распростертыми объятиями воспринимают новшество в управлении Федеральной почтовой связи края. Его представители В. Боровлева и Т. Чучварева заявили, что у них уже есть взаимодействие в этом вопросе с Ленинской инспекцией Ставрополя. Уже сейчас они имеют возможность представлять балансы и другую документацию в электронном виде. Для этого в управлении есть необходимая техника, обученные специалисты. Коллег поддержали представитель ОАО "СТАПРИ" Т. Кузнецова, бухгалтер препринимателя Яковлева В. Нартова. Последняя сказала, что сейчас даже в небольших предпринимательских структурах намного возрос объем работы – это обусловлено переходом на новый, как она выразилась, "революционный" бухучет. Без компьютера не справиться, надо обзаводиться техникой.
Однако прозвучало и много конкретных вопросов, на которые ответили специалисты управления. Например, такие: нужна специальная программа, где ее взять и сколько стоит. Налоговики сказали, что сейчас создается такой продукт. Для налогоплательщиков он будет бесплатным, а распространением его среди них займутся инспекции - как только он появится. Вновь возникла и проблема электронной подписи: ведь пока "утрясаются" все вопросы по ней, электронную отчетность будет "поддерживать" бумажная – с обыкновенными подписью и печатью. Интересовало участников этого заседания и то, как будет проходить обмен информацией между налоговой службой и налогоплательщиком, например, по актам сверки, другим моментам.
Налоговики подробно объяснили, как это делается в регионах, где уже внедрена подобная система. Например, возможен вариант, когда у налогоплательщика будет свой абонементный ящик и электронный ключ к нему. Туда будет сбрасываться вся информация по его запросам. Специалисты управления заметили, что в крае эта работа только начинается, но в дальнейшем будет выбран вариант, который возможен в наших условиях.
Все сошлись также, кажется, и на том, что начинать нововведение надо с крупных налогоплательщиков, у которых есть уже надлежащая техническая оснащенность, хорошие специалисты в этой сфере. Таким образом, предпринимательскому корпусу будет дана своеобразная фора для того, чтобы подготовиться к работе в новых условиях.
В этой связи возник и такой вопрос: дело это дорогостоящее, не каждому по плечу. Как тут быть? Оказалось, что и эта проблема вполне решаема. Например, в Ростове-на-Дону, в Краснодарском крае возникли фирмы, оказывающие такие услуги налогоплательщикам, что значительно дешевле и качественнее.
В общем, как говорится, из всякого положения есть выход: надо начать работать и совместными усилиями решать проблемы по мере их поступления. Специалисты управления на этой встрече постоянно подчеркивали: необходимы совместные усилия налоговиков и налогоплательщиков. Как говорится, ни тем, ни другим деваться некуда – придется взаимодействовать по-новому, как того требует жизнь. В этой связи налоговики считают, что сейчас главное – именно эту мысль и донести до каждого. То есть разъяснительная работа будет продолжаться – как через СМИ, так и путем проведения семинаров, другими способами.
От себя же хочется добавить, что даже первая беседа на эту беспокоящую всех тему прояснила основное – налогоплетельщик не меньше, чем налоговик, заинтересован в электронной обработке данных. А это само по себе значит, что дело пойдет.
28 февраля 2002 года