Русские не уйдут, если власть обеспечит порядок
"СП" уже не первый раз обращается к теме межнациональных отношений в крае. В последнее время пищу для размышлений все чаще дают выводы ученых. Недавно в Ставрополе состоялось довольно любопытное событие: были подведены первые итоги большого исследования этносоциальной и этноконфликтной напряженности в крае, осуществленного на основе договора между правительством края и Ставропольским государственным университетом. Это крупный проект, предпринятый властями и учеными в рамках краевой программы гармонизации межэтнических отношений в крае на 2000-2005 годы. Обе стороны характеризуют его как фундамент долговременного сотрудничества в разработке и осуществлении научно обоснованной национальной политики в крае.
О некоторых результатах проведенных исследований, выводах ученых и о сегодняшнем состоянии межнациональных отношений в крае - беседа с начальником отдела по вопросам национальностей и взаимодействию с общественными и религиозными организациями совета по экономической и общественной безопасности края, кандидатом философских наук В. Шнюковым.
– Один из выводов проведенных учеными исследований - межнациональная напряженность в крае все-таки в последние годы растет. Василий Владимирович, ученые не преувеличивают?
– По большому счету нет. Но нужно понимать, что стоит за этим выводом. Во-первых, несмотря на то, что за последние три года темпы миграционного прироста из северокавказских республик на Ставрополье сокращаются, миграция в целом не прекратилась. А выводы науки давно известны: там, где объем мигрантов превышает пять процентов от численности коренного населения, можно ожидать обострения межнациональных отношений. (На их состояние оказывают влияние многие факторы, миграционный для нас – превалирующий, почему об этом так много и говорится).В крае за последние пять – шесть лет появилось около 20 небольших населенных пунктов, где нарушен этнобаланс и коренное русское население оказалось в меньшинстве. И эти тенденции наблюдаются и в других селах и поселках. Получая после выборов в органы местного самоуправления еще и властный ресурс, мигранты начинают превалировать над местным населением. И это, разумеется, приводит к обострению межнациональных отношений. Ведь что означает для нас неконтролируемая миграция? Означает, что происходит вытеснение коренных жителей с возделываемых ими полей и традиционных рабочих мест, увеличение нагрузки на социальную инфраструктуру, ухудшение условий жизни и т. д. Получается, что в жертву принципу свободы передвижения (преждевременному, на мой взгляд, в России) приносятся действительно первостепенные права и свободы граждан, гарантированные им Конституцией: право на жизнь, обучение, медицинскую помощь. И пока миграция высока, пока уровень жизни людей крайне низок, они чувствуют себя очень неуверенно. Миграция обостряет эту ситуацию. Наверное, поэтому ученые говорят: межэтнические отношения на Ставрополье напряженны, и делают вывод, что они продолжают обостряться.
– Есть ли что-то такое, что в проведенных исследованиях для краевых властей стало неожиданностью? Ситуация в крае хуже или лучше, чем то, как вы ее оценивали?
– По разным регионам – по-разному. По восточным районам - несколько хуже, острее, чем я предполагал. По другим районам края - а исследования проводились в 20 городах и районах – лучше. В целом же данные мониторинга принесли очень много интересной информации. Например, удивило то, как представители разных этносов оценивают роль и значимость друг друга, и конкретно – роль и значение русского этноса в России.
Приятно было увидеть, как вырос уровень мышления ставропольцев. Судя по всему, остался в прошлом период, когда люди думали, что государство решит за них все проблемы. Теперь они чувствуют, что живут в другом обществе, и стали более серьезно и глубоко осмысливать политические процессы. Все чаще люди заботятся не о своем, частном интересе, а о том, каким будет край. Прекрасно отдавая себе отчет в том, что от этого зависит их работа, жизнь, будущее детей.
– Чувствуется, что ученые оценивают ситуацию острее, чем политики. Их выводы звучат более жестко и определенно. Мне понравились, например, слова профессора В. Авксентьева о том, что одна из задач совместного с правительством проекта состояла в том, чтобы преодолеть "культуру умолчания" межнациональных конфликтов в крае. В самом деле, этой "традиции" очень долго следовали и российские, и местные власти. Говорить о том, что в крае случаются межнациональные стычки, вроде как неприлично, как, например, и о самочувствии русского населения. Почему так происходит? Почему политики осторожничают?
– Здесь не все просто. И то, что пресса поднимает эту проблему, правильно. Мы сами не раз задавались вопросом: почему любой этноконфликт представители местных органов власти спешат преуменьшить, выдать за бытовое происшествие?
Думаю, здесь не только стремление защитить честь мундира, скрыть какие-то недоработки от краевых властей. Есть значительная доля непонимания всей сложности проблемы. На примере Курского, Нефтекумского, Степновского, Левокумского районов мы видим, что за так называемыми бытовыми конфликтами стоят серьезные упущения в экономике, нарушения законодательства, недоверие к органам правопорядка, когда защищать свои интересы люди предпочитают собственноручно, не обращаясь к властям. В чем, например, корни многочисленных конфликтных ситуаций между даргинцами-чабанами и ногайцами-земледельцами? Прежде всего в игнорировании законодательства – об аренде земли, о свободном доступе властей к контролю за поголовьем скота, оплате за потребляемое электричество и воду. Его соблюдение невыгодно многим чабанам. Отсюда стремление "решить вопрос" в обход закона, через взятку должностному лицу. Отдельные чиновники тоже смотрят на ситуацию прежде всего с позиции собственной выгоды. Вот и получается, что полукриминальные деяния как бы готовят почву для столкновений уже не между личностями, а между этносами. Поэтому совет по экономической и общественной безопасности края предложил местным органам власти не подходить утилитарно к анализу обстановки. И видеть, что за некоторыми столкновениями по этнопрофессиональному признаку стоят интересы больших групп людей, что маленькие конфликты могут вылиться в процессы, которые необратимы, с серьезными последствиями. Ведь некоторые из стычек в Нефтекумском и Степновском районах приходилось останавливать с помощью оружия. В них принимали участие не единицы, а десятки людей. Какой же это бытовой конфликт? Кто заинтересован в том, чтобы скрыть правду? Может быть, за этим кто-то стоит, чьи-то конкретные интересы?
– Если говорить о последствиях, то тенденция к миграции русского населения из восточных районов края уже налицо. Не первый раз поднимают эту проблему губернатор, правительство края. Некоторые ученые считают, что эти процессы не удастся остановить в ближайшее время, поскольку движущие силы миграционных потоков лежат за пределами края. Какова позиция совбеза, вашего отдела?
– Я убежден в том, что, если бы темпы возрождения экономики у наших соседей, в республиках Северного Кавказа, Чечне были выше, миграция в край была бы меньше. Посмотрите, почему президент Кабардино-Балкарии снискал лавры гаранта межнационального спокойствия в республике? Не только потому, что он мудрее соседей. Но и потому, что в республике удалось лучше сохранить экономику. Главным образом за счет того, что здесь всегда преобладал аграрный сектор, который в отличие, скажем, от предприятий оборонки выжил в нынешних условиях. У людей есть работа, есть зарплата, значит, не надо никуда уезжать. В результате В. Кокова хвалят за интернациональную политику. Нет здесь никаких тайных пружин. Не спустятся все горцы с гор на равнину. Дайте людям нормальные условия жизни, и они останутся с радостью на родине.
То же касается и востока края. Ему всегда создавали режим наибольшего благоприятствования. Здесь производятся качественные зерно и баранина. Но дается это тяжело, и себестоимость выше. Это надо понимать и помогать людям, а не отворачиваться. В крае обязательно должна быть специальная программа для восточных районов, и работа над ней ведется. Иначе если мы сегодня не решим проблемы Курского района, то завтра будем решать их в Шпаковском...
Хочу сказать главное. Люди на востоке боятся не трудностей жизни, экономических я имею в виду. Они боятся в первую очередь правового беспредела, того, что коррупция нередко правит бал, что нет правды и справедливости, что власть их далеко не всегда защищает. Закон, правопорядок, справедливость, дотационная политика - вот что нужно сегодня востоку Ставрополья. Создадим людям нормальные условия жизни – и проблемы оттока русских не будет. И, кстати, данные проведенного мониторинга это подтверждают. На вопрос, нуждаются ли русские на Ставрополье в поддержке властей, большинство ставропольцев ответили, что да. Это, между прочим, проблема не только русских. Во всем мире большие нации хуже сплочены, чем малые. Именно поэтому внимания им уделяется ничуть не меньше, а порой и больше, чем малым народам.
– Одно время в крае пытались найти решение проблем, в том числе межнациональных, в придании Ставрополью особого статуса, "выбивали" свой закон, укрепляли границы с Чечней. Каковы сейчас подходы к этой проблеме?
– Настаиваю на том, что наша основная "защита" – это подъем нашей экономики и обеспечение людям гарантий их основных прав. Милиция должна быть милицией, а не источником коррупции. Органы управления должны действительно заниматься каждодневным совершенствованием общественного механизма, в том числе межнациональных отношений.
Напомню, что, когда краевое правительство настаивало на создании особых условий, оно не исходило из попыток добиться каких-то привилегий. А прежде всего из того, что раз край объективно находится в особом положении, значит, такие условия нам действительно нужны. Если не регулировать миграцию, мы ослабим Ставрополье внутренними конфликтами. Породим такие проблемы, которые придется решать не только своими силами, но и силами федерального центра. Миграция в край действительно должна быть ограничена, и мы продолжаем на этом настаивать.
Вокруг Ставропольского края находятся восемь субъектов Федерации, в том числе шесть республик Северного Кавказа. Нас с ними связывают очень тесные культурные, политические, экономические отношения. И мы должны делать все возможное, чтобы край был экономически здоровым, высокоразвитым, благополучным. Только в этом случае мы будем демонстрировать привлекательный образ России в противовес разным силам, пытающимся посеять в регионе семена национального сепаратизма и экстремизма. Статус особой территории позволил бы нам быстрее справиться со своими проблемами. Нам его не дали. И у края осталось слишком много острых вопросов, чтобы в полном объеме и оперативно выполнять функции форпоста России, каковым мы, по сути, являемся.
– Насколько я поняла, правительство намерено продолжать отстаивать перед федеральным центром необходимость для края особых условий, придания должного правового статуса?
– По-видимому, да.
16 февраля 2002 года