"В бюджете нет "темных углов"
Татьяна Погорелова:
В пресс-центре "Ставропольской правды" состоялась встреча журналистов краевых и федеральных СМИ с заместителем председателя ПСК – министром финансов Т. Погореловой. Татьяна Александровна - человек в правительстве относительно новый (назначена на должность губернатором в марте 2001 года), однако имеет довольно солидный стаж работы в финансовых органах госвласти – 10 лет, ранее она была министром финансов Карачаево-Черкесской Республики.
В пресс-центр "СП" Т. Погорелова приехала после принятия на заседании ПСК законопроекта о бюджете края на 2002 год. Это был ее первый главный "экзамен" в должности министра финансов, и сдан он успешно, судя по тому, что документ принят практически без обсуждения. Именно бюджет 2002 года и был основной темой для разговора в пресс-центре "СП", но далеко не единственной.
У нас больше. На 5,1 миллиарда
Нынешний бюджет отличался новизной процедуры составления, обсуждения и принятия. Минфин ушел от традиционной формы работы, когда за неделю до голосования членам ПСК выдавалась папка документов, а затем на заседании правительства до седьмого пота выяснялись отношения в части расходования средств – "кому дать, кому не дать".
Минфин предложил сначала обсудить концепцию, т.е. определить, чем бюджет-2002 будет отличаться от предыдущего. Рамочный бюджет уместился на двух страницах, был обсужден в правительстве, и уже на двух последующих совещаниях документ "обрастал мясом" – с учетом предложений членов ПСК, руководителей министерств и ведомств, глав райгосадминистраций и муниципальных образований, т.е. бюджет "считался" параллельно по вертикали и горизонтали (включая 300 муниципалитетов), что и позволило его сделать за короткий срок - практически за три недели. На итоговом совещании у губернатора утрясали уже малосущественные детали. Принципиальное решение: бюджету быть бездефицитным. В случае появления сверхплановых доходов они будут распределены среди самых нуждающихся бюджетополучателей в порядке, установленном ПСК.
Объем доходной части консолидированного бюджета составит 13 млрд. рублей, в т.ч. краевого – 9,5 млрд., по сравнению с 2001 годом – рост на 5,1 миллиарда. Существенно – на 50% – вырастут собственные доходы – на 77% – финансовая помощь центра, трансферт.
Как положительный факт Т. По-горелова отметила увеличение расходов на медикаменты (на 44,9 млн.), что особенно актуально в связи с недавним подорожанием лекарств; питание в организациях бюджетной сферы (на 63 млн.); капремонт объектов культуры (на 20 млн.). 900 тысяч выделяется в качестве доплаты к пенсиям инвалидов-афганцев и участникам локальных конфликтов, 400 тысяч выплатят ВИЧ-инфицированным детям. Кроме того, впервые создается Фонд охраны правопорядка, который "тянет" на 95 млн., и впервые в бюджет включен Дорожный фонд – 757 миллионов.
Ребята, не Москва ль за нами?..
Впрочем, существенное увеличение бюджета-2002, судя по всему, в нынешнем году не "сыграет" в пользу реализации крупных проектов и инвестиционных программ, намеченных правительством. В большей степени он похож на бюджет "проедания", а не развития, ведь львиная доля его прироста – 2,2 млрд. рублей (!) – будет направлена на выполнение задания Москвы – увеличение зарплаты бюджетникам.
– Мы не сократили финансирование отраслей в связи с повышением зарплат, но некоторые виды направлений и не увеличили, – говорит Т. Погорелова.
Однако рост расходов ряда отраслей, как выяснилось, все-таки планируется существенный, например, ЖКХ – на 90%. Комментируя этот факт, министр финансов отвергла предположение журналистов, что благосостояние наиболее "выросших" отраслей можно объяснить незаурядными лоббистскими способностями их руководителей.
– Ничего подобного, – объясняет Т. Погорелова, – мы сделали все возможное, чтобы обеспечить максимальную прозрачность при рассмотрении бюджета, в котором, я думаю, не осталось ни одного "темного угла". Вопросы, кому, сколько и почему, обсуждались беспристрастно и объективно. В частности, названный рост расходов на ЖКХ в немалой степени связан с повышением ставок земельного налога и арендной платы за землю, средства от которых в том числе используются и на благоустройство – на коммунальные цели. По этой позиции наблюдается увеличение более чем в три раза, что искренне радует. Нельзя не отметить и такой факт, что впервые в федеральном бюджете предусмотрены средства на субсидии малоимущим гражданам по коммунальным платежам – 300 млн. рублей. Речь о так называемых жилищных субсидиях...
Деньги, конечно, немалые, но в этом "подарке" Москвы при ближайшем рассмотрении угадывается, как выразилась Т. Погорелова, "игра в одни ворота". Сначала нужно эти 300 млн. изыскать в бюджете края, профинансировать субсидии малоимущим, а уже затем федеральный центр компенсирует нам затраты в размере... 20% от названной суммы.
Среди других заданий Москвы, диктующей, как краю тратить деньги, - это финансирование 500 миллионов на текущие выплаты по новым тарифам на коммунальные услуги (для бюджетных организаций), которые в течение года могут вырасти на 60%. Также необходимо "найти" 150 миллионов на погашение части задолженности по коммунальным услугам за прошлые годы.
Ветераны – это святое
Финансирование закона "О ветеранах" сохранится, на что понадобится 403 миллиона рублей. Закон этот – федеральный, однако Москва в нынешнем году отказалась (!) выделять деньги на его реализацию. Поступить точно так же – уйти в "отказники" - Ставрополье имело полное право, однако добровольно взвалило на себя тяжкое бремя по финансированию закона.
– Это личная позиция губернатора, – говорит Т. Погорелова, – и члены краевого правительства его поддержали: ветераны должны получить от государства то, что им положено. Стариков нельзя выталкивать из автобусов, лишать других честно заработанных льгот... Другой вопрос, что, к сожалению, не все могут воспользоваться этими льготами в полном объеме. Например, в крае есть населенные пункты, где не ходят автобусы – ведь частник на нерентабельный маршрут "не зайдет". Поэтому в бюджете-2002 мы планируем заложить средства на обеспечение обделенных территорий автобусами. Понимаем, что сразу всех обеспечить не сможем, но начнем уже в текущем году ...
Если говорить о Южном федеральном округе, то некоторые входящие в него субъекты РФ вообще не включили в свои бюджеты расходы на закон "О ветеранах". Ни копейки. В том числе и зажиточный Краснодарский край. Долги прошлых лет по детским пособиям мы будем погашать постепенно, направляя на эти цели средства, полученные сверх плана, что оговорено в бюджете-2002.
Зарплата: кому в ЮФО жить хорошо
Работники СМИ не относятся к категории бюджетников, их зарплата зависит от результата деятельности родных газет, и ликвидация в этом году ранее предоставленных им льгот по НДС серьезно повлияла - в сторону увеличения – на стоимость подписки. Тиражи снижаются, следовательно, рентабельность газет уменьшается. Краевые льготы приказали долго жить еще два года назад. Как жить?
– Я понимаю, что средствам массовой информации сейчас очень трудно, – говорит Т. Погорелова. – Но думаю, что есть возможность избежать ухудшения ситуации: мы вернемся к рассмотрению этого вопроса, возможно, даже на Госдуме...
Впрочем, повышение зарплат бюджетникам в 1,9 раза и необходимость жестко экономить (такова политика центра) "аукнулись" не только на СМИ. По словам Т. Погореловой, действует федеральная установка на сохранение уровня материальных расходов бюджета. Вряд ли, конечно, нормально, когда, например, капвложения остаются на уровне 2001 года.
По расчетам Т. Погореловой, зарплата бюджетникам с учетом ее повышения "съест" около 40% краевого бюджета (для сравнения: в недалеком 1995 году зарплата составляла 16,6% от всех расходов краевой казны), и такой ее беспрецедентный рост – в 1,9 раза – не сравним с темпами роста собственных доходов бюджета края и финансовой помощи из Москвы.
– Я не исключаю, – говорит Т. Погорелова, – что может возникнуть кредиторская задолженность по зарплате. Повышать зарплату бюджетникам, конечно, надо было, но не таким большим скачком - государство может надорваться, – а поэтапно, допустим, ежеквартально. Люди бы все поняли...
Однако пока с выполнением обязательств все нормально. Декабрьская повышенная зарплата (кстати, незапланированная в бюджете края) выплачена в основном за счет собственных ресурсов. Москва компенсировала не весь объем дополнительных расходов, менее трети. В общем, "нагнули", как всегда. Пока, подчеркнула Т. Погорелова, денежных ресурсов хватает, в т.ч. и для того, чтобы поддержать ряд муниципалитетов, у которых недостаточно доходов на выплату повышенной зарплаты.
О губернаторских миллионах и судьбе районной власти
Резервный фонд губернатора в прошлом году был смехотворно мал - всего несколько миллионов, на порядки меньше, чем у руководителей соседних регионов. А ведь именно из этого фонда идут деньги на всякие непредвиденные нужды – помощь пострадавшим от стихии, терактов и т.д., и т.п.
В нынешнем году правительство, по выражению Т. Погореловой, постарается "ликвидировать это позорное пятно": в резервный фонд губернатора планируется выделить 30 млн. рублей, а в случае поступления в бюджет сверхплановых доходов – еще 100 миллионов.
Возникли проблемы, связанные с незаинтересованностью глав в увеличении сбора налогов (а какой стимул их собирать, если нет собственного районного бюджета?).
После долгих обсуждений в ПСК выход был найден: кроме сметы (фиксированной суммы), которую получают райгосадминистрации, им обещано выделение 50 процентов от тех доходов, которые они соберут на своей территории сверх запланированного задания. Этим и объясняется факт "закладки" в резервный фонд губернатора 100 миллионов рублей (именно в ту часть бюджета, которая будет формироваться за счет сверхплановых доходов), из которого часть средств будет возвращаться в райгосадминистрации, перевыполнившие план по сбору налогов. Это позволит произвести расходы, которые в территориальной составляющей краевого бюджета уточнены не в полном объеме. То есть стимул – налицо.
На вольных муниципальных хлебах
В прошлом году в связи с упразднением бюджетов райгосадминистраций впервые получили право самостоятельно формировать свои бюджеты и распоряжаться средствами около 300 муниципальных образований. Сумели ли они воспользоваться "свободой" во благо своих территорий? Журналистов также интересовал вопрос взаимоотношений между краевой властью и городами-донорами и, в частности, Ставрополем, где, как известно, сменилось руководство.
– Я сама хотела бы узнать, как муниципалитеты использовали средства, – говорит Т. Погорелова, – но всесторонне проанализировать эту ситуацию можно будет в марте, по мере готовности годового отчета. Сложности с оценкой заключаются еще и в том, что сейчас в бюджетах муниципалитетов нет такого понятия "защищенная статья", поэтому трудно сказать, "туда" или "не туда" направлялись средства: главы расходуют деньги исходя из известных им соображений. И, к сожалению, довольно часто бюджетная политика муниципалитетов входит в противоречие с бюджетной политикой краевых властей. Простой пример: правительство края считает, что одна из важнейших социальных задач – это погашение задолженности по детским пособиям, в прошлом году эту задолженность удалось уменьшить на четверть. А вот Ставрополь, хотя и получил в свой бюджет сверхплановый доход почти на 300 млн. рублей, на погашения долга по "детским" направил... 3 тыс. рублей. Как говорится, комментарии излишни.
По мнению Т. Погореловой, демонстративное недовольство ряда муниципалитетов (по поводу якобы чрезмерных "изъятий" в пользу краевого бюджета) во многом объясняется политической игрой, желанием отдельных глав создать себе имидж защитника людей. В то же время сплошь и рядом муниципальные образования занижают доходную часть своих бюджетов, чтобы иметь "лишние" деньги. В итоге план значительно перевыполняется – 2001 год – яркий тому показатель. Но когда на следующий год краевые власти начинают планировать расходы муниципальным образованиям, отталкиваясь от плановой цифры, а не от факта, – возникают конфликты.
Министр финансов не отрицает того факта, что краевая власть не придерживается закона, гласящего, что нормативы отчислений муниципальных образований в пользу вышестоящего бюджета должны сохраняться в течение трех лет. Объяснение тому простое: это правило игнорируется на федеральном уровне – меняется налоговое законодательство, следовательно, изменяются и "правила игры"...
Говоря о контроле за расходованием бюджетных средств, Т. Погорелова акцентировала внимание на проблемах, связанных с переходом на казначейское (кассовое) исполнение бюджета.
Правда и мифы о сельском хозяйстве
Расходы на поддержку сельского хозяйства в бюджете-2002 увеличатся, несмотря на все сложности. Впервые будет выделено 12 млн. на страхование посевов, 4,5 млн. – на восстановление селекционных лабораторий молока, 2 млн. – на проведение районных соревнований. Сохранятся расходы на лизинговый фонд. Получивший в прошлом году 56-миллионную ссуду на закупку продовольствия в региональный фонд "Ставропольагроуниверсал" вернул пока 13 млн., остальные расцениваются минфином как бюджетный кредит, который косвенно поддерживает сельское хозяйство уже в 2002 году.
Кроме того, сельхозпредприятия слабо возвращают (а вернее, почти не возвращают) централизованные товарные кредиты, полученные еще в 1995-1996 годах. Долг составляет более 100 млн., он был "записан" в доходах бюджета, вернули менее миллиона. Пришлось поправить дефицит за счет других доходов.
Проблемы с возвратом централизованных товарных кредитов являются предметом внимания краевого правительства. Дело в том, что кредиты эти давала Москва без всякого участия ПСК, не учитывая, сможет то или иное хозяйство рассчитаться. В итоге "крайним" оказалось краевое правительство, которое Федерация заставила платить за все хозяйства-должники.
По оценкам Т. Погореловой, на сельхозпроизводстве краевой бюджет несет только одни издержки: увеличение объемов производства не отражается на увеличении доходов казны. Большая часть налогов "уходит" за пределы Ставрополья. Поэтому необходимо искать и использовать самые эффективные способы поддержки сельского хозяйства, учитывая, что прошло время вбухивания в него огромных денег без отдачи. К тому же, денег в бюджете нет. Но они есть в банках, и задача краевого правительства состоит в том, чтобы стимулировать – на условиях субсидирования или лизинга - сельхозпредприятия к сотрудничеству с банковским сектором экономики.
В промышленном производстве одна из наиболее болезненных для правительства проблем заключается в усилении, как выразилась Т. Погорелова, "вертикальной экспансии". Это касается газовой и нефтяной отраслей ("Ставропольрегионгаз" и "Роснефть - Ставропольнефтегаза"), электросвязи, железных дорог и, наконец, крупнейшего нашего производителя – химкомбината "Азот". Эти предприятия начинают работать по корпоративным ценам, которые гораздо ниже рыночных. Т.е., например, нефть, добываемая в крае, отдается головной компании задешево, а реализуется ею уже по ценам мирового рынка. Соответственно край теряет подавляющее большинство налогов, которые формируются от дохода компании, находящейся на нашей территории. Только по "Азоту" в результате мы можем недополучить в качестве налога на прибыль более 180 млн. рублей.
О денежных суррогатах
К числу несомненных успехов правительства края в прошлом году Т. Погорелова относит факт прекращения использования денежных суррогатов, тормозивших развитие экономики.
Они (при нехватке живых денег) долгое время использовались правительством при финансировании материальных расходов различных отраслей. Главный их недостаток заключался в очень высоком дисконте. Допустим, минздрав получал ценную бумагу ПСК номиналом в 1 млн., но фактически ее можно было реализовать – например, при покупке лекарств, – потеряв 30, а то и 50%.
Пока в обращении остаются только облигации краевого правительства, которые можно реализовать близко к номиналу и использовать при уплате налогов. Впрочем, и по ним тоже есть вопрос - о целесообразности дальнейшего хождения на рынке ценных бумаг.
5 февраля 2002 года