06:00, 25 января 2002 года

Студенческую жизнь очень портит сессия

Когда Юлия Коликова, второкурсница отделения мировой экономики экономфака Ставропольского государственного аграрного университета, произнесла эту фразу, сессия была ею уже сдана, причем на "хорошо" и "отлично". Ее однокурсники Елена и Василий Чемеркины, Николай Алейников, Иван Гуляк и студентка первого курса Татьяна Баринова, принявшие участие в нашем разговоре, также результатами зимней сессии были довольны, но и тем, что она закончилась – тоже.

Ребята – из поколения первых студентов нового века. Знать, что они думают о себе, как чувствуют себя на студенческой скамье, каким видят свое будущее, интересно.

Первое, что стало ясно из разговора, вуз ощущается ими как ступенька во взрослость. Им нравится, что осталась позади школа, где каждый десять лет носил ярлык отличника или троечника, груз учительских симпатий и антипатий – избавиться от него было почти невозможно. Студенческая жизнь подарила им эффект "табула раса" - чистого листа, который каждый волен заполнять, чем хочет. Нравится также и уровень самостоятельности – преподаватели с уговорами учиться за ними не бегают, родители почти не вмешиваются – одним словом, свобода и собственная ответственность за все.

В том числе и за то, что не все предметы можно знать одинаково - в отличие опять же от школы, где каждый педагог считал свою науку самой главной и давил эмоционально. Ребята налегают на экономические дисциплины, любят иностранные языки, с остальными предметами стараются просто не создавать себе проблем.

Большинство выбрало вуз и факультет самостоятельно. У троих родители медики, на мой вопрос, как же им удалось избежать поступления в медакадемию, рассмеялись: "С трудом...". Но чувствуется, что выросли в семьях, где с их желаниями считаются, а разумности доверяют.

В образование детей родители вкладывают деньги – почти у всех при поступлении в вуз были репетиторы, некоторые посещали еще и подкурсы. Возможно, заплатят и за стажировку за границей. Их семьи можно отнести к среднему классу, который в России, безусловно, формируется: высококвалифицированные врачи, менеджеры, вузовская профессура. Есть хороший достаток, но нет шальных денег, и дети относятся к ним спокойно: можно иногда сходить на престижную дискотеку, а кое-кто и в "Новый Рим", а можно покататься с друзьями в парке на санках. К "золотой молодежи" никто себя не причисляет и друзей по материальному положению родителей не выбирает.

Насчет будущего представления соответственно второму курсу. Хочется чего-то грандиозного, но пока непонятно чего. Карьеру большинство связывает с самостоятельными шагами, надеются обойтись без подталкивания родителями и доказать, что сами на многое способны. Ребята ощущают себя гражданами мира, им привычно, что есть Интернет и что, не выезжая из Ставрополя, можно, например, заниматься операциями с ценными бумагами в Америке, Японии, Европе. Никто не собирается уезжать за границу, есть желание способствовать экономическому возрождению России, региона. Правда, Вася Чемеркин признался, что экономистом пока себя не видит вообще, просто добросовестно получает образование, но хочет быть музыкантом.

На мой вопрос, знают ли студентов, которые получают образование "недобросовестно", ответили, что знают. Это вызывает разные чувства. Обиду от того, что один учил, другой – нет, а оценки одинаковые. Тревогу за то, что будет, когда обладатели липовых дипломов выйдут в жизнь. Все сошлись на том, что возможность получить истинное профессиональное образование – большая ценность, и ею нужно пользоваться, раз тебе повезло.

Понимают они, и что многие их ровесники от высшего образования сейчас отрезаны в силу тяжелого материального положения семей. Надеются, что когда займут в управлении экономикой страны достойное место, то смогут эту ситуацию переломить.

Очень хочется в это верить.

«Студенческую жизнь очень портит сессия»
Газета «Ставропольская правда»
25 января 2002 года