Своя – чужая земля
Москва не поддержала Ставрополье в желании вернуть пастбища, "подаренные" Дагестану
Ставрополье, как губка, впитывает в себя "лишних людей" из сопредельных территорий. Одни бегут подальше от мятежной воюющей Чечни, другие от национализма, процветающего в северокавказских республиках, третьи – просто в поисках лучшей доли и... нового жизненного пространства. Речь не только о русских (большая их часть уже давно осела в крае), но и о представителях других национальностей, тихо "завоевывающих" главным образом восточные районы края – Курский, Буденновский, Нефтекумский, Левокумский. Темпы освоения этих районов за минувшие 10 лет выходцами из Дагестана столь стремительны, что обещают в недалеком будущем фактический "отрыв" этих территорий от Ставрополья. Процесс можно будет считать завершенным, когда из восточных районов края в массовом порядке побегут русские, которые уже сегодня испытывают прессинг со стороны новоселов и довольно активно покидают обжитые места.
Это не выдумки и не нагнетание страстей: проблема неконтролируемой миграции и "выдавливания" русскоязычного населения с востока края неоднократно становилась предметом обсуждения на заседаниях совбеза и правительства Ставрополья. Однако многочисленные варианты решения этой проблемы, предлагаемые краевым правительством, упорно отвергаются или тормозятся федеральным центром. Более того, земли Нефтекумского района, некогда "подаренные" Москвой Дагестану, служат своеобразным трамплином для "расползания" неконтролируемой миграции, однако правительство РФ, прекрасно понимая, сколь болезнен для края этот вопрос, не желает способствовать возврату земель.
Недавно губернатор края А. Черногоров, обращавшийся за помощью к премьер-министру М. Касьянову, получил фактический отказ, и, думается, что теперь молчать об этой проблеме не имеет смысла: деликатность – не лучший способ отстаивания своих интересов.
Привет от товарища Сталина
Великий вождь, как известно, был человеком крутого нрава и одинаково хорошо решал любые вопросы – будь то коллективизация или отстрел "врагов народа". С удивительной легкостью Иосиф Виссарионович "резал" и землю: причем не только в рамках союзных республик, но и на более мелком уровне, выкраивая по-новому административные границы между краями, областями и т.д. Никто не роптал, потому что в стране победившего социализма все люди стали братьями, которым делить было нечего.
Именно товарищ Сталин первым задумался о более эффективном использовании пастбищ из госфонда так называемых "Черных земель", положив в 1949 году начало переделу сельхозугодий между рядом территорий, входящих сегодня в Южный федеральный округ. Формулировки использовались вполне в духе того времени – "закрепить навечно" столько тысяч гектаров за такой-то республикой или областью.
После смерти вождя процесс перестройки был продолжен постановлением Совета Министров СССР от 28 мая 1954 года, подписанным его председателем Г. Маленковым. Документ называется так: "О закреплении за колхозами зимних пастбищ госфонда "Черные земли" и Кизлярские пастбища". Цель была следующей – "устранить дальноземье и чересполосное пользование...". В результате земельных рокировок (труднодоступных для понимания современников) расположенные в административных границах Ставрополья отгонные пастбища – 61,4 тыс. га – были "закреплены навечно" за 24 колхозами Буйнакского, Каякентского, Дахадаевского и Кулинского районов Дагестанской АССР.
Шли годы. Впервые вопрос о возврате земель был поставлен краевым Советом народных депутатов в 1970 году, и время от времени соответствующие ходатайства направлялись в Москву – вплоть до развала СССР, однако Совмин всегда находил отговорки, ссылаясь главным образом на малоземелье сельхозпредприятий Дагестана. (Надо сказать, что в результате сталинских рокировок самому Дагестану пришлось отдать "навечно" более 300 тыс. га земель в пользу Грузии). Ну а потом в хаосе первых лет экономических реформ о территориальной проблеме подзабыли, вернувшись к ней лишь в 1994 году.
Бумага не краснеет
Переговоры краевой комиссии (ее возглавлял В. Жерновой, первый заместитель начальника управления сельского хозяйства администрации края) с представителями правительства Дагестана шли тяжело. В. Жерновой констатировал тот факт, что в связи с принятием закона "О земельной реформе" с 1 февраля 1993 г. сельхозпредприятия Дагестана потеряли право на ставропольские земли: они не представили письменных обоснований на пользование или аренду этих земель. Отгонные пастбища – 61,4 тыс. га – должны вернуться в Нефтекумский район, тем более что жителям наших приграничных населенных пунктов - Зимняя Ставка, Бакрес, Русский хутор – по краевым нормам положено около 19 тыс. га земли.
Дагестанская делегация признала, что претензии Ставрополья обоснованны, однако, сославшись на непроработанность вопроса – мол, необходима спецкомиссия на уровне РФ, заявила о невозможности немедленной передачи земель. Впрочем, наша делегация на этом и не настаивала, и в конечном итоге стороны договорились, что передача будет поэтапной, а первый жест доброй воли необходимо сделать уже в 1994 году, отдав часть земли для развития личных подсобных хозяйств ставропольцам из вышеназванных населенных пунктов. Правительству Дагестана было предложено принять меры по заключению договоров аренды наших земель, которые занимают колхозы республики, с администрацией Нефтекумского района, а также вывести поголовье скота с отгонных пастбищ к 1 июля 1995 года. На бумаге к согласию пришли, а на деле...
Лишь в 1997 году дагестанская сторона передала Нефтекумскому району 4225 га вместо необходимых 19 тыс. га. В этом же году уже по поручению правительства России (!) Дагестан должен был отдать Ставрополью 12 тыс. га – на федеральные нужды: организацию учебного полигона для выведенной из Чечни 205-й отдельной мотострелковой бригады и других частей. Республика спокойно игнорирует это поручение, равно как и постановление правительства РФ о предоставлении земельного фонда для казаков. (Во исполнение этого постановления глава администрации края "отдал" казакам 8 тыс. га земель, занятых – по сей день! – колхозами Дагестана. Надо ли говорить о том, почему их никто не "взял"?!)
В 1999 году в Кизляре была предпринята еще одна попытка "договориться". На сей раз нашу делегацию возглавлял председатель правительства края С. Ильясов, зампредом правительства В. Акулинчевым была представлена дагестанская сторона. Торжественно подписали протокол, где фигурировали все те же земли – под полигон, казакам (по мере поступления заявок), а также поэтапная передача пастбищ (14,7 тыс. га) в пользу жителей Зимней Ставки, Бакрес и Русского хутора. На дворе 2002 год – а воз и ныне там: протокол стоит не больше, чем бумага, на которой он отпечатан.
Что же касается договоров аренды на право пользования землей, то их (договоры) заключили с Нефтекумской райгосадминистрацией лишь шесть хозяйств республики на общую площадь 19932 га. Таким образом, земли на площади 37245 га используются сельхозпредприятиями Дагестана без каких-либо правоустанавливающих документов, т.е. Ставрополье ни рубля не имеет с них в качестве арендной платы.
Сколько стоит халява
Как известно, отношение к чужому имуществу всегда несколько иное, нежели к своему. Как следует из информации, прозвучавшей на встрече сторон в Нефтекумском районе по поводу возврата ставропольских земель, "хозяйства Дагестана допускают распашку эрозионно опасных пастбищ под посев бахчевых культур, что ведет к эрозии почв, а также... самовольно для полива используют воду Нефтекумского канала, предназначенную для питьевого водоснабжения жителей Нефтекумска, поселков Затеречного, Зимняя Ставка и села Величаевского... При массовых перегонах овец и другого скота допускался занос ряда инфекционных заболеваний животных...".
В настоящее время пастбища действительно очень выбиты и как деградированные сельхозугодья в соответствии с постановлением правительства РФ подлежат консервации, т.е. поголовье животных оттуда нужно выводить. Кстати, по информации совбеза края, готовившего справку для А. Черногорова, "...территория отгонных пастбищ включена в Российскую программу борьбы с опустыниванием Черных земель и Кизлярских пастбищ, однако выделяемые средства на отгонных пастбищах не использовались...".
Немаловажным обстоятельством является и тот факт, что на территории ставропольских земель, используемых Дагестаном, имеется ряд нефтяных месторождений, в том числе и эксплуатируемых. А где есть нефть, там есть и хищения, подпольные мини-заводы и загрязнение окружающей среды....
Однако нефть – дело второе. А какой ущерб нанесен Ставрополью в результате бесплатного использования ее земель соседней республикой? Перелопатив горы различных документов, я так и не нашел указания на сумму ущерба, хотя бы начиная с 1993 года, когда начали выходить более-менее связные нормативные акты по земельной реформе.
И. Карлова, заместитель министра имущественных отношений края, к которой я обратился с "больным вопросом", предложила посчитать убытки от неполучения арендной платы исходя из среднего размера земельного налога для Ставрополья. Получилась очень внушительная для бюджета края сумма – 108 миллионов в год.
Но, оказывается, есть и другая, более скромная методика, где учитываются показатели кадастровой оценки земель. По расчетам, сделанным "СтавропольНИИгипроземом", в среднем по землям Нефтекумского района, которые использует Дагестан, стоимость 1 га для сдачи в аренду составит 248 рублей. Итого в год получается свыше 15 млн. рублей. Тоже немаленькая цифра, особенно если учесть, что органам исполнительной власти дано право ввести повышенный коэффициент и увеличить ее в три раза: 45 миллионов – это бюджет целого района!
А теперь, кажется, самое время вспомнить о шести сельхозпредприятиях Дагестана, которые в 1997-1998 годах все-таки заключили с Нефтекумской райгосадминистрацией договоры на аренду 19932 га, – они-то что платят?
Из беседы с руководителем Нефтекумского райкомзема А. Перепелицыным выяснилось, что платят не все шесть, а лишь два колхоза.
– Сколько?
– Ну, порядка трех тысяч рублей каждое, – неохотно поясняет А. Перепелицын. И, сделав паузу, добавляет. – В год.
Что и говорить, очень "внушительная" сумма. Однако райкомзем не бездействует: как уверяет его руководитель, "четырем должникам посланы предарбитражные предупреждения". (Это же сколько лет ждали, чтобы "предупредить"! – А.В.).
Кина не будет
Наверное, "прибыль" в шесть тысяч рублей, получаемых от сдачи земель в аренду Дагестану, очень поразила воображение губернатора А. Черногорова, поэтому в обращении к председателю правительства РФ М. Касьянову он попросил "создать государственную комиссию на уровне правительства РФ по возврату отгонных пастбищ... законному владельцу – Ставропольскому краю".
Обращение было отправлено губернатором в августе 2001 года. Ответ, вызвавший шоковое состояние у высокопоставленных чиновников края, пришел в сентябре, но не за подписью М. Касьянова, а - первого зама руководителя Минимущества РФ Д. Аратского.
Суть ответа в следующем. По Конституции установлены гарантии единого экономического пространства, следовательно, колхозам Дагестана нельзя отказать в использовании ставропольских земель, находящихся в административных границах Ставрополья.
Далее, "... в настоящее время владельцем (пользователем) отгонных пастбищ являются сельхозпредприятия Республики Дагестан в соответствии с постановлением Совета Министров СССР (от 28 мая 1954 года. – А.В.)". Что касается Ставрополья, то оно "не является собственником этой земли, поскольку все земельные ресурсы в настоящее время находятся в государственной собственности (за исключением земель, находящихся в частной собственности граждан и юридических лиц)".
Ни слова не говорится об отсутствии договоров аренды и ущербе края. Сельхозпредприятия Дагестана платят земельный налог, и этого, как можно понять Д. Аратского, вполне достаточно: ведь федеральный бюджет не страдает.
Далее, "по мнению Минимущества России, для решения вопросов, связанных с использованием пастбищ сельхозпредприятиями Республики Дагестан, необходимо в приоритетном порядке провести разграничение государственной собственности на указанные земли".
Резюме: Минимущество считает, что "создание государственной комиссии по изложенному вопросу нецелесообразно".
Главный "гвоздик" ответа Д. Аратского заключается в том, что федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", на который он ссылается, "делит" всю землю России на федеральную собственность, а также собственность субъектов РФ и муниципальную. Этот закон хотя и принят в июле 2001 года, но вступает в действие в конце января нынешнего года. Впрочем, фактически вся земля уже давным-давно поделена, и лишь юридически акт еще не состоялся. И, видимо, не скоро состоится, потому что механизмов реализации этого закона нет. А значит, ставропольские земли остаются в подвешенном состоянии. Даже больше: нетрудно догадаться, что ответ Д. Аратского должники из Дагестана могут поднять как знамя: в создании госкомиссии по возврату пастбищ - отказано, вся земля государственная, какая аренда?! И еще не факт, что в конечном итоге спорная земля не будет признана собственностью Дагестана – в соответствии с ветхим постановлением 1954 года...
Проблема зависла. Москва очень четко дала понять, что вопрос возврата Ставрополью земель является вопросом большой федеральной политики. А вот для края это не только политика – сохранения целостности своей территории, "фильтрации" нежелательных граждан с криминальными наклонностями, – но еще и экономика: деньги за аренду небогатой казне Ставрополья не помешают, тем более что пастбища, отданные Дагестану, в отсутствие настоящих хозяев деградировали - на их восстановление требуются десятки миллионов рублей; кроме того, эти земли действительно нужны жителям Зимней Ставки, Бакреса и Русского хутора, которым сегодня просто негде пасти скотину, разбить огород, построить дачу. А еще край кровно заинтересован в добрососедских отношениях с Республикой Дагестан, основанных на уважении и взаимной экономической выгоде.
А Москве, в свою очередь, не нужно забывать, что земельные проблемы, если их вовремя не решать, очень часто перерастают в межнациональные конфликты, тем более в столь взрывоопасном регионе, как Северный Кавказ.
23 января 2002 года