06:00, 22 января 2002 года

Торговля = математика + психология

Состоялось заседание краевого координационного совета по вопросам развития торговли и бытового обслуживания населения края, возглавляет который первый заместитель председателя правительства - министр экономического развития и торговли края Валерий Гаевский. Совет начал год по-спринтерски, рассмотрев на первом в этом году заседании сразу несколько проблемных вопросов.

"Апрельские тезисы" правительства

Еще в апреле прошлого года правительство Ставропольского края по "настоятельной рекомендации" свежепринятого федерального закона выпустило постановление № 66-п "О порядке определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции". Едва обсохли на нем чернила, как дух отрицания прописанных в нем норм и правил быстро распространился по всему краю. Дело в том, что согласно "апрельским тезисам" краевого правительства запрещалось осуществлять торговлю алкогольными напитками ближе чем в двухстах метрах от детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждений, а также в радиусе трехсот метров от мест массового скопления людей в городах краевого значения и ста пятидесяти метров – в остальных населенных пунктах.

Следуя букве этого документа, нужно закрыть половину торговых объектов, реализующих алкоголь в Ставрополе, 48% "алкогольных точек" в Буденновске и 45% – в Пятигорске, перевести на сухой закон центры практически всех городов края, ибо особенностью национального градостроения всегда было тесное соседство мест массового скопления и возможности выпить. В Пятигорске на проспекте Кирова одновременно "прописаны" 49 лицензиатов продажи алкоголя и шесть школ. В центре города распложены 18 филиалов высших учебных заведений. Уже не говоря о том, что каждый из городов-курортов - это прежде всего сеть лечебно-профилактических учреждений, санаториев, пансионатов. Если от каждого из них отмерить положенные двести метров, то "священных мест", не попирающих законодательство по продаже алкоголя, окажется критически мало. В том смысле, что этот дефицит вряд ли вынесет душа даже непристрастного к крепким напиткам человека.

Есть и другая проблема. Продажа алкоголя – традиционно крепкая статья бюджетных доходов. Готовы ли бюджетораспорядители рубить этот сук? Ставрополь, к примеру, рассчитал, что только по краевому центру потери составят 2,5 млн. рублей. Тут, правда, в качестве контраргумента можно вспомнить, что в 1991 г. в магазинах края было продано 2,8 млн. декалитров алкогольных напитков, а по прошлому году всего 1,2 млн., при том, что само количество торговых точек увеличилось кратно. Вот такая математика. Так что приведет ли усекновение продажи алкоголя к уменьшению объемов легальной продажи, еще не факт. А вот то, что свое, ставропольское, станут пить меньше, это очевидно. Генеральный директор "Ставропольвиноград-прома" Сергей Лысенко посетовал, что из 34 фирменных магазинов ЗАО "Прасковейское" под закрытие подпадают одиннадцать. Завод "Стрижамент", расположенный буквально в тридцати метрах от колледжа связи, также не может иметь на своей территории торговую точку. Знаменитый "пьяный угол" в краевом центре обязан стать "трезвым".

Тем не менее, по твердому убеждению председателя и членов краевого совета по торговле, подвергшееся обструкции прошлогоднее постановление краевой власти полностью аннулировано быть не может. Дело даже не в том, что указующим перстом для местного нормотворчества в данном случае является федеральное законодательство. Дело в том, что, как выразился первый заместитель министра образования края Василий Аникеев, "с проблемой общественного порядка, оздоровления и антиалкоголизации молодого поколения все равно надо что-то делать".

Казнить нельзя помиловать

Действительно, когда нашу молодежь многократно на день рекрутируют в общество любителей "Клинского", когда мир Голливуда так крепко пахнет спиртным, а курево и алкоголь можно купить буквально за оградой школьного двора, ничего не делать в плане контрпропаганды становится просто опасным. В. Гаевский высказался за то, чтобы в бюджетах заинтересованных ведомств, а также в консолидированном краевом появились статьи расходов на социальную рекламу в средствах массовой информации. "Убойную силу масс-медиа нужно повернуть в социально полезное русло".

Постановление, ограничивающее близость алкоголя к молодежной среде и массовым скоплениям граждан, будет действовать, но при этом подвергнется существенным изменениям.

Заместитель главы Буденновска Валерий Шевченко предложил урезать расстояние до точек алкогольной продажи следующим образом: стометровка – от детских учреждений, пятьдесят метров – от лечебных и культовых и 150 м – от мест массового скопления граждан. "Пусть это будет нашим вкладом в здоровьесберегающие технологии", - резюмировал В. Шевченко.

Заместитель руководителя налогового ведомства края Георгий Кузнецов в качестве выхода видит регламентацию допустимого времени продажи алкогольных напитков.

Поступило предложение ограничить перечень лицензиатов алкогольных продаж стационарными магазинами. Так, известные магазины Ставрополя "Пушкинский" и "Колизей", хотя и соседствуют с 25-ой гимназией и корпусами медицинской академии и СГУ, но там "есть как культура, так и охрана", потому продажа алкоголя в них не слишком деморализует общество.

Местным органам власти, скорее всего, позволят вникать в особо сложные ситуации и ходатайствовать перед соответствующими органами о лицензировании "спорных" мест алкогольной торговли. Особый подход будет к фирменной торговле и общепиту. А вообще члены совета были склонны к тому, чтобы решающими на чаше весов при лицензировании алкогольных продаж были объемы продаваемой продукции и платежная обязательность торгового предприятия как налогоплательщика. Тогда и левака будет меньше, и репутация самой торговли улучшится.

По итогам дискуссии координационный совет сформулирует поправки в злополучное постановление № 66-п и вынесет их на рассмотрение правительства края.

Кодекс для торговой элиты

Говорят, торговля – это наполовину математика, и – наполовину психология. Любое решение упирается тут не только в метры, проценты и рубли, но и в психологию масс, их национальные привычки и пристрастия. Лишний раз удостоверившись в важности обоих слагаемых, члены совета решили подойти к существу торговли с научно обоснованной точки зрения и под занавес заседания рассмотрели проект "Концепции развития внутренней торговли Ставропольского края", разработанный министерством экономического развития и торговли совместно с учеными Ставропольского кооперативного института.

По мнению председательствовавшего В. Гаевского, концепция - "Это, по сути, кодекс торговой элиты края". Здесь даются ответы на вопросы, куда, зачем и каким образом будет двигаться инфраструктура внутренней торговли Ставрополья. Министра экономического развития не устраивает ситуация, когда при огромном денежном обороте торговля края дает менее 14% доходов бюджета. Разработчики концепции считают, что при ее реализации многое в торговле изменится самым кардинальным образом.

Елена МИХИНА
«Торговля = математика + психология»
Газета «Ставропольская правда»
22 января 2002 года