Торговля = математика + психология
Состоялось заседание краевого координационного совета по вопросам развития торговли и бытового обслуживания населения края, возглавляет который первый заместитель председателя правительства - министр экономического развития и торговли края Валерий Гаевский. Совет начал год по-спринтерски, рассмотрев на первом в этом году заседании сразу несколько проблемных вопросов.
"Апрельские тезисы" правительства
Еще в апреле прошлого года правительство Ставропольского края по "настоятельной рекомендации" свежепринятого федерального закона выпустило постановление № 66-п "О порядке определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции". Едва обсохли на нем чернила, как дух отрицания прописанных в нем норм и правил быстро распространился по всему краю. Дело в том, что согласно "апрельским тезисам" краевого правительства запрещалось осуществлять торговлю алкогольными напитками ближе чем в двухстах метрах от детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждений, а также в радиусе трехсот метров от мест массового скопления людей в городах краевого значения и ста пятидесяти метров – в остальных населенных пунктах.
Следуя букве этого документа, нужно закрыть половину торговых объектов, реализующих алкоголь в Ставрополе, 48% "алкогольных точек" в Буденновске и 45% – в Пятигорске, перевести на сухой закон центры практически всех городов края, ибо особенностью национального градостроения всегда было тесное соседство мест массового скопления и возможности выпить. В Пятигорске на проспекте Кирова одновременно "прописаны" 49 лицензиатов продажи алкоголя и шесть школ. В центре города распложены 18 филиалов высших учебных заведений. Уже не говоря о том, что каждый из городов-курортов - это прежде всего сеть лечебно-профилактических учреждений, санаториев, пансионатов. Если от каждого из них отмерить положенные двести метров, то "священных мест", не попирающих законодательство по продаже алкоголя, окажется критически мало. В том смысле, что этот дефицит вряд ли вынесет душа даже непристрастного к крепким напиткам человека.
Есть и другая проблема. Продажа алкоголя – традиционно крепкая статья бюджетных доходов. Готовы ли бюджетораспорядители рубить этот сук? Ставрополь, к примеру, рассчитал, что только по краевому центру потери составят 2,5 млн. рублей. Тут, правда, в качестве контраргумента можно вспомнить, что в 1991 г. в магазинах края было продано 2,8 млн. декалитров алкогольных напитков, а по прошлому году всего 1,2 млн., при том, что само количество торговых точек увеличилось кратно. Вот такая математика. Так что приведет ли усекновение продажи алкоголя к уменьшению объемов легальной продажи, еще не факт. А вот то, что свое, ставропольское, станут пить меньше, это очевидно. Генеральный директор "Ставропольвиноград-прома" Сергей Лысенко посетовал, что из 34 фирменных магазинов ЗАО "Прасковейское" под закрытие подпадают одиннадцать. Завод "Стрижамент", расположенный буквально в тридцати метрах от колледжа связи, также не может иметь на своей территории торговую точку. Знаменитый "пьяный угол" в краевом центре обязан стать "трезвым".
Тем не менее, по твердому убеждению председателя и членов краевого совета по торговле, подвергшееся обструкции прошлогоднее постановление краевой власти полностью аннулировано быть не может. Дело даже не в том, что указующим перстом для местного нормотворчества в данном случае является федеральное законодательство. Дело в том, что, как выразился первый заместитель министра образования края Василий Аникеев, "с проблемой общественного порядка, оздоровления и антиалкоголизации молодого поколения все равно надо что-то делать".
Казнить нельзя помиловать
Действительно, когда нашу молодежь многократно на день рекрутируют в общество любителей "Клинского", когда мир Голливуда так крепко пахнет спиртным, а курево и алкоголь можно купить буквально за оградой школьного двора, ничего не делать в плане контрпропаганды становится просто опасным. В. Гаевский высказался за то, чтобы в бюджетах заинтересованных ведомств, а также в консолидированном краевом появились статьи расходов на социальную рекламу в средствах массовой информации. "Убойную силу масс-медиа нужно повернуть в социально полезное русло".
Постановление, ограничивающее близость алкоголя к молодежной среде и массовым скоплениям граждан, будет действовать, но при этом подвергнется существенным изменениям.
Заместитель главы Буденновска Валерий Шевченко предложил урезать расстояние до точек алкогольной продажи следующим образом: стометровка – от детских учреждений, пятьдесят метров – от лечебных и культовых и 150 м – от мест массового скопления граждан. "Пусть это будет нашим вкладом в здоровьесберегающие технологии", - резюмировал В. Шевченко.
Заместитель руководителя налогового ведомства края Георгий Кузнецов в качестве выхода видит регламентацию допустимого времени продажи алкогольных напитков.
Поступило предложение ограничить перечень лицензиатов алкогольных продаж стационарными магазинами. Так, известные магазины Ставрополя "Пушкинский" и "Колизей", хотя и соседствуют с 25-ой гимназией и корпусами медицинской академии и СГУ, но там "есть как культура, так и охрана", потому продажа алкоголя в них не слишком деморализует общество.
Местным органам власти, скорее всего, позволят вникать в особо сложные ситуации и ходатайствовать перед соответствующими органами о лицензировании "спорных" мест алкогольной торговли. Особый подход будет к фирменной торговле и общепиту. А вообще члены совета были склонны к тому, чтобы решающими на чаше весов при лицензировании алкогольных продаж были объемы продаваемой продукции и платежная обязательность торгового предприятия как налогоплательщика. Тогда и левака будет меньше, и репутация самой торговли улучшится.
По итогам дискуссии координационный совет сформулирует поправки в злополучное постановление № 66-п и вынесет их на рассмотрение правительства края.
Кодекс для торговой элиты
Говорят, торговля – это наполовину математика, и – наполовину психология. Любое решение упирается тут не только в метры, проценты и рубли, но и в психологию масс, их национальные привычки и пристрастия. Лишний раз удостоверившись в важности обоих слагаемых, члены совета решили подойти к существу торговли с научно обоснованной точки зрения и под занавес заседания рассмотрели проект "Концепции развития внутренней торговли Ставропольского края", разработанный министерством экономического развития и торговли совместно с учеными Ставропольского кооперативного института.
По мнению председательствовавшего В. Гаевского, концепция - "Это, по сути, кодекс торговой элиты края". Здесь даются ответы на вопросы, куда, зачем и каким образом будет двигаться инфраструктура внутренней торговли Ставрополья. Министра экономического развития не устраивает ситуация, когда при огромном денежном обороте торговля края дает менее 14% доходов бюджета. Разработчики концепции считают, что при ее реализации многое в торговле изменится самым кардинальным образом.
22 января 2002 года

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
