06:00, 12 января 2002 года

И друг степей... верблюд

После длительного перерыва на Ставрополье вновь занялись разведением верблюдов. С недавних пор эти экзотические пустынные странники появились в вольных степях Ипатовского района.

Верблюжата Проша и Дуняша, которым сейчас десять месяцев от роду, минувшей весной были привезены в СПП "Софиевское" из Астраханской области. Еще в дороге малыши привлекали к себе внимание. В Калмыкии предприимчивые дельцы предлагали ипатовцам за них сумму, в несколько раз превышающую первоначальную стоимость. Дело в том, что в соседней республике с недавних пор процветает верблюжий бизнес. Этих необычных животных широко используют прежде всего в различных шоу: зазывают покататься на них верхом, конечно же, не за бесплатно. Привычной стала картина со стоящим на трассе верблюдом, хозяин которого (в национальном калмыцком костюме) предлагает вам спешиться и сделать фото на память.

Народно-хозяйственное значение – получение шерсти, кумыса, жира и прочей некогда дефицитной продукции – отошло на второй план.

Прошу и Дуняшу привезли вовсе не из-за этого, а, как гово-рится, любопытства ради. Лошади, пони, другая живность в этом хозяйстве есть, а почему бы не завести новую, необычную для здешних мест, не порадовать, в конце концов, душу и глаз?

Малыши дорогу перенесли хорошо. Быстро обосновались на новом месте – на базу, возле лошадей и крупного рогатого скота. Правда, зоотехники переживали вначале: смогут ли крохи обходиться без матери (обычно верблюжата до десяти месяцев питаются материнским молоком). Но и с этой проблемой в хозяйстве справились. Коровье молоко подошло как нельзя лучше. Новички с удовольствием выпивали по три – четыре литра в день каждый. В еде они непритязательны. Уплетают за обе щеки и сено, и овес, практически все лошадиное меню. А определить, сыт верблюд или голоден, очень просто. Достаточно посмотреть на горб. Если он стоит упругой горкой, значит, накормлен, а если валится на сторону, тут уж не обессудьте, лучше кормить надо.

По горбам определяют породу. Если один – дромедар. Такие животные обитают в бывших республиках СССР и некоторых странах Азии. Если два холмика на спине – перед вами бактриан. Его разведением занимаются в вышеупомянутых странах, а также Астраханской области, где их численность сегодня около восьми тысяч. Особой мощностью и выносливостью отличается как раз астраханский бактриан, к семейству которого и относятся наши юные зоогерои.

Среда их обитания – пустыни и сухие степи. Сильную влажность не переносят. Относятся к под-отряду мозоленогих. Эти самые мозолики спасают от погодных катаклизмов: могут преспокойно, как ни в чем не бывало лечь на раскаленную до 70 градусов почву или выстоять в самые лютые морозы. Хорошо выручают и горбы, в которых отлагается до 100 килограммов жира. В самые черные дни они спасут от голода и согреют в холода.

Их Проша и Дуняша не боятся. Что зима, что лето – прекрасно себя чувствуют. Верблюды, как никакие другие представители фауны, очень дружны между собой – не разлей вода. В этом мы убедились сами: поразительно, насколько синхронно, словно по чьей-то невидимой команде, верблюжата наклоняют, поворачивают свои пушистые симпатичные головки, едят, пьют и всякий раз вторят каждому шагу, малейшему движению друг друга. Просто сиамские близнецы какие-то!

– Очень дружелюбная животинка, – рассказывает работник фермы Е. Лисевич. – Бывает, подойдет верблюжонок, положит тебе голову на плечо, такой добрый, беспомощный, хоть и большой. И ты уже готов сам расплакаться от нахлынувших вдруг нежности, теплоты, искренности. Как будто доктор какой, все словно рукой отведет. Все плохое забываешь с ним.

Но обид эти грациозные животные не прощают. Особенно не любят, когда их дразнят. Как-то пришли посмотреть на новоселов местные старшеклассники. И давай рожицы корчить, аукать, издавать другие непонятные звуки, проверяя реакцию животных. Долго маленький Прошка смотрел на школьников, не понимая, что же от него хотят. А потом плюнул на все это – в буквальном смысле слова и отошел в сторону.

Передвигаются верблюды более чем неспешно – четыре километра в час обычным шагом. Есть у директора СПП "Софиевское" С. Кузмина задумка: организовать верблюжьи бега, конечно, когда Проша с Дуняшей подрастут и, возможно, принесут потомство. А расти им до 35-40 лет. Именно такова продолжительность жизни двугорбых красавцев. Максимальная скорость пилигримов пустыни и засушливых степей – до 12 километров в час. В день они могут преодолевать до ста километров. Их стойкости и выносливости может позавидовать и "железный" конь – ни перегрева тебе от нещадной жары, ни остановок для заправки. Только вперед и только к цели.

«И друг степей... верблюд»
Газета «Ставропольская правда»
12 января 2002 года