Возвращающий жизнь
Cпециалисты давно так не считают, - говорит главный врач краевого клинического онкологического диспансера В. Бондаренко. - Если болезнь выявлена на ранней стадии, ее почти всегда можно излечить или, по крайней мере, приостановить, подарив человеку еще не один год полноценной жизни.
Валерию Гавриловичу нельзя не верить: уже четверть века руководит он онкологической службой в крае, а оперировать рак начал еще раньше. Трудно даже представить, сколько больных прошло за эти годы через его руки, скольким из них он вернул надежду на выздоровление, помог собрать все силы на борьбу с грозной болезнью и победить.
Вот недавно, например, в онкоцентр поступила молодая женщина на последних месяцах беременности со злокачественным заболеванием лимфатической системы. Положение было серьезным, и ей пришлось сделать кесарево сечение. Ребенок через несколько дней умер. Началось длительное лечение с помощью химио- и лучевой терапии.
Состояние больной осложнялось угнетенным состоянием духа: она многое прочла о своей болезни и не верила, что сможет выжить. К тому же муж за время пребывания женщины в онкоцентре оставил ее. Пришлось врачам работать, как говорится, на два фронта - исцелять и тело, и душу больной. И им это удалось: ее выписали практически здоровой.
Онкология, как никакая другая область медицины, требует от врача высокого профессионализма, а еще больше - чуткости, гуманности, такта и доброты. Больные здесь особенно ранимы, поэтому сильнее других нуждаются в бережном подходе и душевной теплоте. И все, кого судьба сводила с доктором В. Бондаренко, в полной мере ощущали его сердечность и человеческое отношение.
В медицину Валерия Гавриловича, по его словам, привела болезнь отца, которого он лишился в 16 лет. Уже тогда он твердо решил, что будет врачом, несмотря на желание матери и бабушки видеть его студентом Высшего технического училища имени Н. Баумана в Москве - самого престижного вуза того времени.
* * *
Однако обстоятельства сложились так, что школьный аттестат, пестревший отличными оценками, не открыл ему прямой дороги в желанный мединститут. Он был вынужден поступить в Киевское военное медучилище и по окончании его пойти в армию. В зенитно-артиллерийском ракетном дивизионе В. Бондаренко и получил свой первый опыт руководителя медицинской службы.
Но мечта о высшем образовании не покидает его. И вот заветный мединститут. Преподаватели сразу выделили студента, который уже успел поработать и медбратом, и дежурантом, и фельдшером, который после лекций и семинарских занятий спешил не в кино или на молодежную вечеринку, а в больницу, чтоб поприсутствовать на операции. И неудивительно, что Валерию Гавриловичу уже на IV курсе дозволялось вставать за операционный стол, а когда он получил диплом Ставропольского мединститута, профессор Ю. Гилевич лично пригласил его на работу в краевую клиническую больницу.
В торакальное отделение этой больницы со всего края привозили самых тяжелых больных. Здесь В. Бондаренко проходил ординатуру, овладевал искусством радикальных операций при нагноительных и злокачественных заболеваниях легких и других органов грудной клетки, выезжал в города и районы края - туда, где требовалась экстренная помощь квалифицированного хирурга.
Семь лет проработал Валерий Гаврилович в торакальном отделении крайбольницы. Он уже занимал должность заведующего, когда однажды его пригласили в начальствующий кабинет и предложили возглавить онкологический диспансер.
Можно понять растерянность В. Бондаренко: торакальное отделение считалось образцовым во многих отношениях, сюда нередко приводили столичных и иностранных гостей, чтобы показать достижения краевого здравоохранения, а онкодиспансер размещался в пяти тесных, приспособленных зданиях, разбросанных по Ставрополю, и имел репутацию приюта, в котором оканчивали свой жизненный путь безнадежные больные. И работали в нем в основном бывшие медицинские чиновники, не имевшие богатого врачебного опыта и избравшие эту тихую гавань, чтобы спокойно дожить до пенсии.
Валерию Гавриловичу пришлось с первых дней все ломать - и в буквальном, и в переносном смысле слова. Ломать устаревшие помещения и коммуникации и заменять их на новые, ломать отношение медперсонала к работе и к пациентам, ломать мнение о диспансере у руководителей здравоохранения.
Дело это оказалось не одного дня и не одного месяца. И даже не одного года. Но постепенно онкодиспансер стал менять свое лицо: здесь был произведен капитальный ремонт, открылся первый в крае эндоскопический кабинет, началась модернизация аппаратуры, пришли новые инициативные специалисты.
- Именно тогда мы начали создавать свое кадровое ядро, - рассказывает В. Бондаренко, - появились люди, готовые ради интересной работы трудиться даже за полставки.
А главврач мечтал о новом современном онкологическом центре с прекрасными операционными, с диагностическим, лечебным и лабораторным оборудованием на уровне мировых клиник. И не только мечтал, но и упорно пробивал свою идею там, где требовалось. И добился своего. В 1981 году в Ставрополе началось строительство типового онкоцентра.
Каждый главврач в нашей стране в силу своих служебных обязанностей вынужден быть хозяйственником. Но В. Бондаренко пришлось еще в какой-то мере выступать в роли и проектировщика, и строителя, и снабженца. И даже толкача - была такая негласная должность в советские годы. Много раз он выезжал в Москву, обивал пороги в Госплане, Госстрое и в десятке других организаций, а в краевых и городских властных кабинетах стал, можно сказать, своим человеком.
Надо заметить, что руководители края ревностно следили за ходом строительства и всячески помогали ему. Не обходилось и без издержек, свойственных тем временам.
- Однажды меня за один вечер трижды увольняли с работы, - вспоминает Валерий Гаврилович, - за то, что я отказывался рапортовать об окончании строительства, когда еще была масса недоделок. Но я все равно благодарен покойным ныне И. Таранову и В. Маркарьянцу, а также здравствующему В. Травову и другим, которые многое сделали для нашего онкоцентра. Никогда не забуду одно из заседаний бюро горкома партии, которое проходило прямо на стройке. Василий Бондарев - тогдашний первый секретарь - задействовал после бюро 169 строительных организаций, которые одновременно работали на нашем объекте на заключительном этапе. Такого, наверное, уже никогда не будет...
Диспансер строился девять лет и был окончательно принят в эксплуатацию в 1990 году. Что пережил Валерий Гаврилович за время, пока создавалось это его детище, знает только он сам. А еще его коллектив, который видел, как "пашет" главврач. Стоит ли удивляться, что при переезде на территорию нового диспансера, который был возведен на окраине Ставрополя - не совсем удобном месте для работы, - из 280 сотрудников уволился только один?
И сейчас это единая команда преданных своей нелегкой профессии людей. Среди врачей и медсестер много молодых. Онкоцентр теперь занимает несколько корпусов, в которых разместились свыше 10 стационарных специализированных отделений на 450 мест, с пансионатом, поликлиникой и множеством вспомогательных служб. Здесь самый большой в РФ химиотерапевтический стационар онкопрофиля, самая крупная в крае реанимация, самые мощные на Северном Кавказе клинико-биохимическая и ультразвуковая лаборатории и единственные на Юге России лаборатория по определению гормональных рецепторов при раке молочной железы и радиоизотопная лаборатория.
Ставропольских онкологических больных давно не направляют на обследование и лечение в Москву, С.-Петербург, Ростов и другие крупные города, потому что наш онкоцентр входит в пятерку лучших в России. В нем есть все необходимое оборудование и высококлассные специалисты. Диспансер служит базой для ставропольских госмедакадемии и медицинского колледжа, в нем работают 15 кандидатов меднаук, абсолютное большинство врачей и медсестер аттестованы и имеют квалификационные категории и сертификаты.
Тем не менее все - и опытные, и начинающие специалисты - постоянно учатся на различных семинарах и научно-практических конференциях, на которых выступают ведущие ученые. Ездят и на международные симпозиумы. И на последнем всероссийском съезде онкологов в Казани ставропольская делегация была одной из самых представительных - 14 человек. И неспроста на базе нашего онкодиспансера создан и функционирует совместный российско-американский медицинский центр последипломного обучения. Ведь в Ставрополе накоплен большой опыт диагностики и лечения рака молочной железы, желудка, легких, органов брюшной полости и других. Здесь делают все сложнейшие операции, за исключением лишь нейрохирургических и офтальмологических.
* * *
И за всем этим стоит Валерий Гаврилович. Его неустанные хлопоты, его энергия, его устремленность. Душа В. Бондаренко не терпит бездействия, сейчас он полон новых идей и задумок - в крае будет разрабатываться программа охраны и укрепления здоровья населения до 2010 года, надо, чтобы борьба с онкологическими заболеваниями заняла в ней достойное место. Валерий Гаврилович убежден: в онкологию стоит вкладывать средства - ведь раком нередко заболевают люди в расцвете сил, и, продлевая им жизнь, врачи сохраняют для края кадровый потенциал. Поэтому не надо жалеть денег на профилактические осмотры, поддерживающую терапию и диспансерное наблюдение - все это окупится сторицей. Ведь люди - это самый ценный капитал.
... Говорят, только у по-настоящему увлеченных своим делом людей дети и внуки выбирают стезю родителей. У Валерия Гавриловича, похоже, все складывается именно так: и хотя сын Михаил пошел по военной линии (он недавно получил звание полковника), дочь Наталья уже врач-онколог, ее муж - тоже, и старшая внучка Катя нынче стала студенткой медакадемии. А всего внуков у В. Бондаренко четверо, и кое-кто из них, несмотря на юный возраст, уже поговаривает о медицине. Таково притяжение таланта и высокого профессионализма.
А именно ими отмечена жизнь Валерия Гавриловича. Это признано теперь не только в крае. Всего четыре человека в Российской Федерации удостоены настольной бронзовой медали основоположника онкологии профессора Н. Петрова, и среди них В. Бондаренко. Он заслуженный врач России, член координационного совета при Минздраве РФ, член правления Ассоциации онкологов России. Его доклады и выступления об опыте практической онкологии слышали специалисты в США, Англии, Франции, Германии и других странах. Он автор нескольких десятков научных работ.
* * *
Обо всем этом сегодня будут говорить коллеги и друзья Валерия Гавриловича, поздравляя его с юбилеем. В. Бондаренко исполнилось 60.