Рассказы о трудностях побережем для мемуаров
- Геннадий Михайлович, девять месяцев назад вы пришли к руководству министерством. Как вы тогда оценили обстановку?
- К этому времени удалось остановить спад производства в таких важнейших отраслях, как нефтегазовая, электроэнергетика, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, стекольная, фарфоро-фаянсовая, и целом ряде других.
Довольно устойчивый характер приобрели темпы прироста объемов производства. Так, в сравнении с 1996 годом, годом наибольшего спада, в 2000 году производство промышленной продукции возросло с 11,4 до 28,7 млрд. рублей, или в 2,5 раза, в том числе в химической промышленности - в 2,8 раза, деревообрабатывающей - в 1,8 раза, машиностроении - в 1,9 раза. На 14,7 тыс. человек увеличилось количество работающих, в 2,5 раза уменьшилось количество убыточных предприятий. Существенно возросли поступления в бюджет, у предприятий появились средства для вложений в собственное развитие. Общее экономическое оживление, увеличение загруженности в основных производящих отраслях повлекли за собой рост потребления электроэнергии, газа, других энергоносителей.
Хотя, конечно, были задействованы еще далеко не все резервы.
- Какие основные недостатки вы видели и что принципиально намерены изменить?
- Недостатков много, и важно было понять и убедить своих коллег в том, что оснований для самоуспокоенности нет. Скажем, имеющийся потенциал в промышленности используется едва наполовину. Основные фонды многие годы не обновлялись и к настоящему времени изношены на 56 процентов.
Далеко не полностью используются возможности предприятий края для насыщения рынка высококачественными потребительскими товарами. Более того, в легкой промышленности до сих пор не удалось остановить спад производства.
Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что необходимо довести до конца экономические преобразования на предприятиях, оживить работу по обновлению ассортимента и повышению качества, укрепить финансовое положение предприятий, многие из которых стоят на грани банкротства. Я вижу задачу также в том, чтобы более полно использовать появившиеся возможности для наращивания позитивных тенденций. И одно из главных направлений здесь - концентрация усилий на всех уровнях для обновления активной части фондов, внедрения новых технологий.
Сейчас очень важно создать нормальный инвестиционный климат в крае, обеспечить рост инвестиций. Необходимо также осуществлять меры по расширению рынка - внутреннего и внешнего.
К другим первоочередным задачам следует отнести обеспечение высоких темпов развития предприятий ВПК, наращивание объемов нефтегазодобычи, повышение эффективности использования государственной доли собственности в акционерных обществах.
- А как будут решаться названные, да и другие проблемы, какими, так сказать, инструментами?
- Часть инструментов есть, другие будем создавать. Известно, насколько положительно для оживления экономики края зарекомендовал себя программно-целевой подход к решению ключевых задач, принятый губернатором и правительством края еще в 1996 году. Всего на контроле министерства более десяти целевых программ и мероприятий и еще восемь на выходе.
По мере изменения экономической ситуации меняется и содержание программ. Вначале они были направлены на создание новых рабочих мест, освоение новых изделий на имеющемся оборудовании, увеличение его загрузки и т.д. Затем осуществлялись программы конверсии предприятий ВПК, развития производства потребительских товаров, повышения качества. Сегодня во весь рост встала проблема обновления активной части основных фондов. Пример подхода к проблеме показал губернатор края, который в своем плане первоочередных действий поднял планку так, что выполнить его можно только на новой технико-технологической базе. Именно на этом сосредоточено сегодня и внимание государственных органов, и хозяйствующих субъектов. Более 80 процентов включенных в действующие программы проектов направлены на внедрение новой техники и передовых технологий.
С целью активизации этой работы правительство края предложило компенсировать из краевого бюджета 3/4 процентной ставки банковских кредитов, это предложение нашло поддержку у законодателей. За прошлый год и девять месяцев нынешнего уже принято такое решение по 63 инвестиционным проектам, общая сумма кредита на реализацию которых составила 340 млн. рублей. Позволит активнее вкладывать собственные средства в реконструкцию и предоставленная возможность реструктуризации задолженности в бюджеты всех уровней.
Министерство работает с федеральными структурами - для того, чтобы увеличивались их вложения в решение краевых задач. Например, чтобы силовые министерства размещали заказы на обмундирование для частей, дислоцированных в крае, на предприятиях легкой промышленности. Здесь также есть сдвиги. Например, Невинномысская швейная фабрика за девять месяцев прошлого года произвела продукции на 498 тыс. рублей, а за девять месяцев текущего - на 36 млн. Основной ассортимент - обмундирование.
Разрабатывая меры подъема легкой промышленности, министерство проработало вопрос заказов и со всеми краевыми министерствами - держателями бюджета, активно сотрудничает с банками и другими инвесторами относительно капитальных вложений в отрасль.
Совместно с краевым Центром стандартизации и метрологии внедряем на предприятиях системы управления качеством - правительством утверждена целевая программа деятельности в этом направлении. Продукция промышленных предприятий края приобретает все большую популярность, отмечается наградами региональных, международных и российских ярмарок, выставок, конкурсов.
В настоящее время Ставропольский край имеет договоры о торгово-экономическом сотрудничестве с 60 субъектами Федерации и 10 странами ближнего зарубежья, что также является существенным подспорьем для расширения рынка.
- Геннадий Михайлович, известно, что хозяйствовать в нашей стране дело нелегкое: непомерные налоги, безудержный рост тарифов на энергоносители и коммунальные услуги могут свести на нет любые усилия и самые обоснованные планы. Как думаете смягчить влияние всех этих негативных факторов?
- Хотелось бы прежде всего отметить, что неустойчивое финансовое состояние большого количества предприятий - это не только результат плохого экономического климата в стране, но и зачастую следствие неумелого управления финансами, низкого уровня руководства производством, а то и прямых злоупотреблений отдельных руководителей. Посудите сами, в разное время доведены были до ручки такие крупные предприятия, как "Ставропольполимер", "Сигнал", "АРЗиЛ" и ряд других. Пришли новые люди к управлению, нашлись инвестиции, в том числе и с помощью правительства края, и сегодня картина коренным образом изменилась.
Да, налоговое бремя тяжело, система несовершенна, надо поправлять, но ведь и в этих условиях одни работают успешно, другие рассказывают о трудностях. Думается, что такие рассказы нужно поберечь для мемуаров или отойти от дел и рассказывать их на досуге.
Что касается тарифов, то это, пожалуй, одна из самых серьезных помех развитию экономики. Сейчас перед региональной энергетической комиссией поставлена задача применения экономически обоснованных тарифов, имея при этом в виду постепенное снижение финансовых нагрузок на промышленные предприятия в условиях вынужденно сохраняющегося пока перекрестного субсидирования.
Правительство края, министерство неоднократно выходили с предложениями об ограничении роста тарифов, изменении их не более раза в год и не менее чем за три месяца до начала нового финансового года. Нам известно, что мы не одиноки в таких пожеланиях. Остается надеяться, что органы высшей исполнительной и законодательной власти в конце концов установят именно такие правила игры.
- Известно, что зимою энергетики часто вводят ограничения и отключения, нередко ставя не только экономику, но и население на грань выживания. Как проживем эту зиму?
- Уверен, что серьезных срывов не должно быть. Проведена большая работа по подготовке к работе в осенне-зимний период - отремонтированы котельные, завезено топливо, приняты меры по усилению надежности энергообеспечения. К этой работе были привлечены все, от кого зависит благополучие людей и экономики в зимний период, контроль за реализацией намеченных мер осуществлялся губернатором и правительством края. С энергетиками достигнуто соглашение о реструктуризации задолженности потребителей и координации действий при решении вопросов применения санкций. В полном объеме будут выделены средства бюджетным организациям для расчетов с энергетиками за текущее потребление.
Одновременно хотелось бы еще раз обратить внимание руководителей государственных администраций, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов на то, что энергоресурсы - это товар. Чтобы его производить, нужны деньги и немалые, поэтому попыткам уйти от оплаты, словчить будет даваться самая принципиальная оценка.
- Геннадий Михайлович, что, на ваш взгляд, изменилось в стиле работы министерства с вашим приходом к руководству, что появилось нового?
- Я говорил уже, что пришел не на пустое место, были неплохие наработки, сложился трудоспособный коллектив профессионалов, но изменения, конечно, есть. Как уже было сказано, появились новые задачи, новые возможности, и свежему человеку их легче было заметить и нацелить специалистов на их использование. Прежде всего работники министерства чаще стали бывать на предприятиях, встречаться с людьми. Сидя в кресле, трудно сделать полноценный анализ и, следовательно, принять эффективное решение. Сегодня ситуация изменилась.
Повышена требовательность к кадрам за выполнение принятых решений и поручений. Надо сказать, здесь была явная слабина. Пришлось включить механизм ежедневного спроса, материальной ответственности, не обошлось и без замены кадров. И хотя до идеала не близко, явные позитивные сдвиги налицо. Министерство стало более тесно работать с администрациями городов и районов, руководителями курируемых отраслей, что позволяет глубже знать обстановку, лучше ориентироваться и соответственно принимать более обоснованные решения. Можно привести целый ряд примеров этого.
Всем известна острота транспортной проблемы. Анализ показал, что до последнего времени царила полная неразбериха в организации грузовых и особенно пассажирских перевозок, плохо решались вопросы формирования маршрутов, компенсации затрат по льготным перевозкам, определения тарифов и т.д. С целью наведения порядка создано государственное учреждение "Ставропольавто". Недавно Государственной Думой края принят закон "Об организации пассажирских перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом в Ставропольском крае", который, убежден, станет действенным рычагом формирования и реализации транспортной политики.
После передачи Ставропольского аэропорта ГУАП "Кавминводыавиа" он как-то стремительно отошел на второй план, в короткое время пришел в состояние запустения, отсюда ушли международные авиарейсы. Губернатор потребовал срочного вмешательства и принятия решительных мер по наведению порядка. Был создан штаб, разработан план действий, изысканы средства, и в короткий срок аэропорт преобразился.
Как известно, в состав министерства вошло управление дорожного хозяйства. Основной целью этой структурной перестройки было дальнейшее его улучшение, повышение эффективности использования имеющихся возможностей. Удалось, например, перейти от разговоров по поводу помощи дорожному хозяйству краевого центра к составлению конкретной программы, утвержденной губернатором, и ее осуществлению. На обустройство дорог Ставрополя уже направлено около 12 млн. рублей из дорожного фонда края, что является серьезным вкладом в социально-экономическое развитие города. Сегодня в управлении решаются задачи, казавшиеся многие годы неразрешимыми: приняты меры для своевременного и полного финансирования объектов, укрепления материально-технической базы дорожного хозяйства. От дорожников мы, в свою очередь, потребовали укрепления дисциплины и порядка, предъявили спрос за конкретные упущения в работе. Некоторых руководителей пришлось заменить. Положительные результаты такой работы налицо, жители края их видят и ощущают.
Подобные примеры можно приводить и дальше. Хотелось бы только подчеркнуть, что перемены не являются результатом единовременных акций или спонтанных накачек, они - следствие целенаправленного внедрения новых, более жестких и системных подходов. Не все работники министерства смогли соответствовать новым требованиям, некоторым пришлось уйти, но эта смена кадров была естественной, никаких чисток не планировалось и не проводилось.
- И в заключение ваш прогноз: как завершат этот год основные отрасли, курируемые министерством?
- Пока в большинстве отраслей обстановка складывается нормальная. Думаю, что в целом по промышленности объемы в физическом исчислении возрастут примерно на 20 процентов к уровню прошлого года, на 70 процентов ожидается прирост и по прибыли. Наибольший прирост будет достигнут в химической, стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности, машиностроении. В свою очередь, прирост объемов в промышленности должен обеспечить рост потребления топливно-энергетических ресурсов и соответственно наращивание их производства. Прогнозируется также дальнейшее сокращение количества убыточно работающих предприятий.
Положительная динамика ожидается и в транспортной отрасли, хотя, конечно, здесь обстановка далека от благополучной, особенно в сфере транспорта общего пользования. Многие предприятия просто бедствуют, нет средств на поддержание техники в рабочем состоянии, в большинстве городов и районов перевозки людей осуществляются на коммерческой основе, что ощутимо бьет по карману малообеспеченные слои населения.
Сейчас усилия министерства концентрируются на успешном завершении годовой программы строительства и обустройства автодорог и решении финансовых и проектных вопросов этой отрасли на следующий год и ближайшую перспективу. Думается, не подкачают и работники связи, осуществляющие широкую программу развития отрасли, утвержденную правительством края.
Исходя из сказанного, хотел бы подчеркнуть, что впереди предстоит долгая, трудная и целенаправленная работа по восстановлению экономики Ставрополья на новой основе, приданию положительным тенденциям необратимого характера.