Ученый кот из Невинномысска Семен Семенович попал в историю
Чуть более двух лет назад мы рассказали читателям «Ставрополки»» о пушистом талисмане детского технопарка «Кванториум» Невинномысска – ученом коте Семене Семеновиче. Как поживает Сёма сегодня? Прекрасно. Как и раньше, в течение дня мурлыка находит себе множество занятий. К примеру, Биоквантум, в лаборатории которого ребята выращивают очередное чудо-растение посетить нужно? Нужно. Идем дальше. В светлом, теплом, просторном кабинете Космоквантума, как не полюбоваться на изображения далеких планет и не поприсутствовать при разработке нового инновационного нано-спутника? Ну а Промробоквантум миновать вообще нельзя. Прошел слух, что здесь юные Кулибины сконструировали железного которобота на шарнирах с мигающими светодиодными глазами. Нужно познакомиться с конкурентом и показать ему, кто, вообще-то, в этом доме хозяин.
Шутки шутками, но пора переходить к главному. Не так давно Семён Семёнович, сам того не ожидая, попал в историю. Причем хорошую. Дело в том, что воспитанники «Кванториума» и невинномысского Центра талантов (эти научные лаборатории, расположенные впритык друг к другу, работают в тандеме) внесли свой вклад в благоустройство городской среды. Ребята высадили растения в сконструированной ими же теплице, собрали и декорировали скворечники, разрисовали оригинальные баннерные конструкции.
Также в ходе деятельного квеста серые, невзрачные поверхности вспомогательных зданий, расположенных рядом с детскими научными центрами, превратились в настоящие арт-объекты. Вот профиль великого ученого-химика Дмитрия Менделеева и его крылатое выражение: «Гордость учителя – в учениках». А вот вязь сложных формул и портрет легендарной Софьи Ковалевской, которая с раннего детства проявляла страсть к науке. Поворотным моментом для нее стало оформление детской комнаты: стены оклеили страницами лекций по математике.
Первая в мире женщина-профессор математики, неутомимый ученый, активно участвовавший в популяризации науки и написавший ряд работ, призванных сделать математику доступной широкому кругу читателей, - о нашей знаменитой соотечественнице можно рассказывать долго. Труды Софьи Ковалевской существенно повлияли на развитие теории потенциала, математической физики и небесной механики.
Вы спросите, а при чем тут Семён Семёнович? Так вот же он – тоже увековечен на граффити на одной из плит бетонного забора, окружающего «Кванториум». Само собой, изображен ученый котейка в окружении сложных формул, графиков - на фоне высокопроизводительного ноутбука. Честно скажу, на необычном полотне Сёма выглядит очень серьезно: если не кандидат наук, то аспирант – точно. И никакого преувеличения здесь нет. Коты ведь не раз становились соавторами ярких свершений в науке.
Не случайно, к примеру, выдающийся советский ученый Юрий Кнорозов хотел указать любимицу, сиамскую кошку Асю, в качестве соавтора своего открытия. Знаменитый лингвист совершил в свое время настоящую сенсацию, сумев расшифровать письмена майя. Сделал он это благодаря именно Асе. Кнорозов наблюдал, как мама-кошка учит котенка умываться, ловить мышей, ухаживать за собой, и понял, что сигналы, которые подает киса своему малышу, очень сильно похожи на сигналы людей. На основе этих наблюдений ученый сделал выводы, которые позже легли в основу открытия.
Может быть, это просто исключительный случай? Нет. Вот еще одна, не менее захватывающая история. Мало кто не слышал о теории расширяющейся Вселенной. Ее автор - астроном Эдвин Хаббл, в честь которого назван известнейший космический телескоп. Так вот, у ученого жил кот Николас Коперник, названный, как нетрудно догадаться, в честь астронома Николая Коперника, первым в мире доказавшего, что Земля движется вокруг Солнца.
Наряду со знаменитым тезкой кот Николас внес неоценимый вклад в развитие науки. Как писала в своих воспоминаниях жена Хаббла, во время работы Эдвина кот залез на его письменный стол и вольготно растянулся прямо на записях исследователя. Причем сделал это так широко, как только мог. Хаббл впоследствии признавался, что именно этот поступок домашнего питомца натолкнул его на мысль, что Вселенная продолжает бесконечно расширяться: так же, как его домашний любимец, стремящийся улечься поудобнее.
Но вернемся в «Кванториум». Забыл раскрыть вам маленький секрет. При посещении научной лаборатории я всегда беру для Семёна пачку мягкого корма. В этот раз, впрочем, сразу угостить мурлыку забыл, торопился взять у ученого кота интервью. Вопросов накопилось много. Как Сёма принял известие о том, что его имя было увековечено в веках? Не является ли камень, на котором он изображен сидящим, тем самым легендарным камнем познания? Как оценивает пушистик опасения по поводу стремительного внедрения во все сферы жизни искусственного интеллекта?
Впрочем, интервью окончилось, толком и не начавшись. В ответ на первый же вопрос я увидел укоризненный взгляд янтарных глаз и услышал тихое, но в то же время четкое и требовательное «Мяу!». Которое могло означать только одно - «Хватит разговаривать, давай вкусняшку!».
Ну как такому отказать?












