11:04, 10 декабря 2025 года

На Ставрополье активно распространяется опыт социального наставничества

Как рассказали в министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края, в социальных учреждениях региона успешно развивается практика наставничества: речь идет об индивидуальном сопровождении детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов или просто нуждающихся в поддержке авторитетного взрослого.

Особенно важно то, что формы наставничества разнообразны и адаптированы под нужды каждого ребенка. Например, в краевом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Орлёнок» Предгорного округа успешно работает программа «Дети — детям»: находящиеся здесь подростки становятся наставниками для малышей, организуя для них праздники и творческие занятия, что развивает ответственность и эмпатию у обеих сторон. А в Невинномысском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Гавань» социальные педагоги и психологи реализуют программу «Педагог-наставник», целенаправленно работая с подростками из группы риска, помогая им преодолеть переживаемые трудности, найти цели и сформировать здоровые жизненные ценности.

Свой интересный опыт накоплен в Светлоградском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, где в работе с детьми задействованы волонтеры-наставники: студенты местного колледжа вовлекают воспитанников в патриотические проекты, экскурсии и встречи с ветеранами, формируя активную гражданскую позицию. Продуманную работу организуют социальные наставники в Ставропольском социальном приюте для детей и подростков «Росинка» и Благодарненском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Гармония»: воспитатели и педагоги сопровождают ребят, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, помогая им наладить отношения в семье, успешно учиться и социализироваться.

Очень полезное направление выбрали профориентационные наставники Изобильненского Центра социального обслуживания населения, помогают детям с ограниченными возможностями здоровья обрести мечту, уверенность в себе, видеть свое будущее в конкретной трудовой деятельности.

Как подчеркивают специалисты минсоцзащиты СК, в современной реабилитационной работе все более востребованы инновационные методы. Одним из самых эффективных инструментов для этого и стало наставничество. Ярким примером этого можно назвать Ипатовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал»: коллектив успешно работает с 2020 года, ставя своей главной целью помощь подросткам, в силу ряда причин оказавшимся в отделение социальной реабилитации. Наставники стараются сформировать у ребят законопослушное поведение, помогать в преодолении негативных установок, развивать морально-нравственные качества. Результаты говорят сами за себя: налицо улучшение эмоционального состояния детей, снижение числа правонарушений, возвращение в семьи, формируемый самими детьми выбор жизненных целей, в том числе профессии. Как отмечает социальный педагог Александра Саверская, для многих детей наставник становится самым «значимым взрослым», чья поддержка помогает обрести уверенность и найти свой путь. При этом, подчеркивают сотрудники соцучреждений, наставничество — это не какая-то разовая акция, а системная, продуманная работа, основанная на принципах уважения, доверия и индивидуального подхода к ребенку. По сути, это своего рода социальная инвестиция в будущее детей, которая уже сегодня приносит реальные плоды.