Прямая линия губернатора  Ставропольского края
17:15, 4 сентября 2025 года

От крепости к культурному центру Кавказа: Ставрополь претендует на звание столицы России 2027

Недавно губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров сообщил, что Ставрополь может стать культурной столицей России в 2027 году и сейчас находится в числе восьми финалистов конкурса «Культурная столица года». Глава региона подчеркнул, что власти продолжают работать над развитием региона и его узнаваемостью за пределами РФ. В. Владимиров убежден, что Ставрополь заслуживает звания культурной столицы России, и поэтому эта награда может стать подарком городу в честь его юбилея. Глава края пригласил земляков поддержать Ставрополь на онлайн-конкурсе. С призывом голосовать за свой город обратился к жителям и его глава Иван Ульянченко. Все желающие могут поддержать краевой центр, сделав свой выбор. Народное голосование будет продолжаться до 5 декабря.

Общенациональный конкурс городов России «Культурная столица года» призван содействовать культурному и социально-экономическому развитию российских регионов. Конкурс организован Фондом развития культурной, научно-образовательной и социально-экономической сфер территорий «Культурная столица» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и содействии Министерства культуры РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, правительства Москвы. В ходе народного голосования на портале госуслуг одним из финалистов стал Ставрополь. В 2027 году город отметит свой юбилей — 250 лет со дня основания. Он славится богатой историей и выдающимися жителями, которые внесли значительный вклад в развитие страны.

Сегодня мы поговорим об исторической составляющей в культурном развитии Ставрополя. Собеседник «Ставропольской правды» – Николай Охонько, директор Ставропольского государственного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г.К Праве, заслуженный работник культуры РФ.

- Николай Анатольевич, вы, наверное, как никто знаете историю становления и развития Ставрополя, ставшего уже с первых лет существования настоящим духовным и культурным центром на Кавказе.

- Все начиналось, как известно, с основания знаменитой Азово-Моздокской оборонительной линии и города Ставрополя, как одной из ее крепостей. Начав в свое время заниматься историей Линии, я вскоре понял, какая многогранная политика проводилась правительствами России от Екатерины Второй до Александра Первого и Николая Первого, императоров, правивших в период присоединения Кавказа к России. Конечно, на первом плане были цели геополитические, но в содержании этой политики огромную часть занимала гуманитарная составляющая. В соответствии с указом Екатерины II 1785 года о создании Кавказского наместничества Ставрополь получил статус города – всего через восемь лет после основания крепости. Вчерашняя крепость стала городом, а это уже другой организм, в котором налаживаются все необходимые структуры от полиции до культуры и образования. Уже тогда в российской политике четко прослеживалась мысль о необходимости проводить среди горского, кочевого, всего местного населения просветительскую работу. А Азово-Моздокская линия становится российским плацдармом – и экономическим, и культурно-образовательным. Предписывалось строить храмы, открывать школы… Не в ущерб остальным городам Кавказа стоит сказать, что Ставрополь уже тогда стал центром, через который проходило становление российской государственности на Северном Кавказе. Когда этот процесс был успешно реализован, в регионе начали функционировать и остальные центры, которые теперь успешно процветают.

- Похоже на то, как дерево пошло в рост, обросло новыми ветвями…

- Первыми знаковыми ростками этого древа российской культуры стали появившиеся в Ставрополе важные учреждения: в 1816 году – открытие типографии, начало печатания прессы, распространение книг. Один французский путешественник, проезжавший по Кавказу, в Ставрополе несказанно удивился тому, что здесь на ярмарке продавали… книги! Он-то ехал в какой-то дикий край, в глушь, и вдруг на нашей ныне заповедной Крепостной горе увидел продажу книг и настолько был поражен, что посвятил этому восторженный очерк.

- Значит, уже в той вчерашней крепости имелась читающая публика, которая эти книги приобретала.

- Еще один важный момент в роли молодого города Ставрополя: опять же в соответствии с четкой государственной политикой в открывающиеся учебные заведения сразу начали принимать на «бюджетной основе» детей местных национальных семей, из которых со временем выросла целая плеяда своих национальных просветителей народов Кавказа. Например, через ставропольскую гимназию прошел известный осетинский поэт, художник, просветитель Коста Хетагуров… Не случайно на одной из центральных улиц Ставрополя установлен памятник этому замечательному гражданину. Он и такие, как он, стали проводниками не только русской культуры, но и, говоря шире, европейской, мировой культуры. В 1827 году с подачи генерала Алексея Ермолова для Кавказской области (как называлась тогда вся территория с центром в Ставрополе) был разработан специальный устав – «Учреждение для управления Кавказской областью». Почему? Ранее Екатерина полагала, что местные народы автоматически вольются в состав России, но постепенно пришло понимание, что к глубоко самобытным местным обществам нужны иные политические подходы.

- Механически соединить народы не получится…

- Да, следовало гибко применять общероссийские законы наряду с местными. И тогда появился этот Ермоловский устав, по которому Ставропольская губерния существовала до конца девятнадцатого века! В документе было прописано гармоничное сочетание местного и общероссийского права.

- Ермолов хорошо изучил местные нравы, менталитет. Мудрый человек, вот вам и генерал…

- Понимание этой личности долго сводили именно к военной сути, и он действительно опытный боевой генерал. Но он был еще и очень способным, дальновидным администратором, уловившим, что местные народы нуждаются в таком гибком подходе. И вновь подчеркну: не случайно памятник генералу Ермолову сегодня можно увидеть в Ставрополе на бульваре его имени. Благодаря таким подвижникам Ставрополь стал первым на Кавказе центром проведения именно культурных преобразований региона. Причем на протяжении всей Кавказской войны. Огромная ответственность: в тех суровых условиях быть помимо прочего и проводником культуры!

- Очень не просто было тогда, но ведь и до сих пор Ставрополь сохраняет за собой эту высокую миссию, и сегодня примеров тому можно назвать множество.

- Именно так: славное историческое наследие не прервалось. В 1837 году первую на Кавказе мужскую классическую гимназию в Ставрополе открывал лично Николай Первый, сказав ее воспитанникам: я хотел бы в вас видеть способных чиновников. Он, конечно, подразумевал будущих государственных мужей России, способных эффективно работать на страну в условиях Кавказа. Показательно, что среди дисциплин, изучаемых в гимназии, наряду с древнегреческим и латынью, были черкесский и тюркский языки. Словом, задача стояла так подготовить этих государственных людей, чтобы они могли говорить на языках народов Северного Кавказа. К слову, один из известнейших выпускников гимназии по татарскому языку учился посредственно, зато в дальнейшем блестяще переводил с немецкого «Капитал» Маркса… И кто сегодня не знает имя этого переводчика – ставропольца Германа Лопатина?..

И в том же 1837 году в Ставрополе представили выставку, ставшую прообразом первого музея. Так местное общество решило к приезду Николая Первого дать представление о землях Северного Кавказа: что здесь произрастает, какие культуры возделывают, какие народы жили здесь в разные эпохи. Императору выставка очень понравилась, и инициаторы решили ее развить уже до уровня музея, разместившегося в городском правлении. И когда в 1864 году создавался Кавказский музей, эти коллекции передали ему, и в этом тоже своя культурная миссия Ставрополя – представить регион на более масштабном уровне.

В 1845 году в Ставрополе открылся первый на Кавказе русский театр, отметивший нынче свое 180-летие. Вскоре начала выходить первая регулярная газета «Ставропольские губернские ведомости». Возникла и первая публичная библиотека, постепенно подбиралась своя культурная элита. Эту культурную базу Ставрополь как город-первопроходец продолжал развивать во все времена вплоть до наших дней.

- Этапы культурного становления переживал каждый губернский город России, но здесь одно важное обстоятельство: место действия – Кавказ!

- Разумеется, надо об этом всегда помнить и понимать, насколько все это новое влияло на жизнь местного общества, просвещая и развивая его. Стоит почитать номера газеты «Северный Кавказ», которую редактировал юрист, приехавший в Ставрополь и ставший увлеченным краеведом, местным просветителем, Григорий Прозрителев, и можно понять, какую роль играл, например, театр. В течение многих лет Прозрителев публиковал обзоры постановок ставропольского театра, значит, это было востребовано. А первый музей создавался активной общественностью, избравшей попечительский совет для осуществления этой задачи, как и первую библиотеку…

- Какие были замечательные подвижники!

- В Ставрополе изначально находилась самая настоящая интеллектуальная элита российского общества. И чиновничья, и военная, и творческая… Сколько знаменитых деятелей проезжали и жили в Ставрополе. Многие, как Лермонтов, прожили здесь достаточно долго. Но была на всех этапах и своя местная мощная интеллигенция. И названный уже Прозрителев, и Георгий Праве, и Василий Беневский. А вокруг этих гигантов формировались широкие круги - педагогические, музыкальные, театральные, литературные… Они владели умами молодежи.

А еще надо сказать, что с 1843 года. со времени основания тогда называвшейся Кавказской епархии, в Ставрополе возник и развивался духовный центр, который сыграл свою роль в формировании культурного слоя. Духовный форпост Кавказа – еще одно заслуженное наименование Ставрополя. Историко-культурное наследие Ставрополя разносторонне и многообразно. Обратите внимание: сам город имеет очень четкую, правильную структурную планировку, с первых лет развивался по рекомендациям высококлассных архитекторов, профессионалов того времени. При том, что рельеф-то здешний очень сложный, в котором надо было создать комфортный город. Сегодня эта основа исторического центра развилась вширь. Не может не восхищать высокий архитектурный уровень целого ряда сохранившихся объектов, особенно в стиле модерн, стройно и гармонично выраставшего из классицизма. Прекрасные архитекторы смогли спроектировать и построить уникальные Дом губернатора, Казанский и Андреевский соборы, здание мечети… Все это тоже показатель уровня культуры, которой обладает Ставрополь. Современные учреждения культуры – достойные преемники тех, первых на Кавказе.

- Важный момент: местная элита никогда не ощущала себя провинциальной, она всегда шла и идет впереди общества…

- Давайте обратимся к губернаторскому корпусу нашего региона: он отличался какой-то особой яркостью. Почему, откуда?.. Казалось бы, яркой личности надо стремиться расти где-то там, в столицах. Ан нет, нормальные, амбициозные в хорошем смысле слова личности всегда рвались на ставропольскую периферию! Потому что здесь можно было развернуться во всей широте. Все без исключения губернаторы уделяли огромное внимание культуре и духовности. Вспомним Николая Никифораки, которому наш известный классик посвятил целую большую повесть, а в наши дни памятник ему установлен на площади у железнодорожного вокзала. Никифораки был человеком не просто подготовленным, но широко эрудированным, интересовался самыми разными сторонами жизни города, а за таким человеком обязательно тянутся все остальные. В период Кавказской войны в России был распространен отчасти романтический взгляд на Кавказ, который, несмотря на переживаемые трудности, смотрелся отнюдь не враждебным, а скорее экзотическим, притягательным. Сюда из центра России ехали за новыми впечатлениями, здесь вдыхали воздух свободы. В свою очередь, и пополнявшие местную элиту талантливые люди приносили с собой новые, прогрессивные импульсы развития.

- Как сохраняются и распространяются исторически заложенные основы?

- Ставрополь всегда оказывал большое культурное влияние на весь регион. Недавно один достаточно крупный деятель, побывав здесь, сказал: мы там в центре недопонимаем роль Ставрополя! И это же, кстати, мы видим по нашим многочисленным гостям – приходящим в музей ученым, экономистам, педагогам со всей России: у них буквально открываются глаза при близком знакомстве с городом. Так что Ставрополь был и остается межрегиональным рассадником культуры, а с учреждением Северо-Кавказского федерального университета – еще и науки. Здесь проходят крупные форумы всероссийского и международного масштаба.

- В последние годы он стал надежным оплотом и для новых российских регионов. К нам едут специалисты самых разных направлений из Донецка, Луганска, Запорожской и Херсонской областей. Они к России прикрепляются через Ставрополь! И культурное сотрудничество с ними очень яркое и важное.

- Мы видим новый виток развития истории в том, как новые земли интегрировались в состав Российского государства, как они, пожив в условиях другой страны, других нравов, насаждаемых искусственно, теперь рвутся к русским корням. А когда приезжают к нам, общий исторический опыт просыпается! Да, большую известность имеет наш важный регион, всероссийская здравница - Кавказские Минеральные Воды - как значимый культурный центр, но начиналось-то все в Ставрополе, центре губернии, принявшей Воды в свой состав. А сам Ставрополь подпитывался этими важными российскими импульсами, поступавшими через приезжающих сюда отдыхать.

- Кстати, о приезжающих. Сегодня Ставрополь стал крупным туристическим центром. На курортах цель более утилитарная – подлечиться и попутно что-то посмотреть, а в Ставрополь многие едут именно с целью посмотреть. И нам есть что показать. И чьи имена вспомнить, которыми гордится Россия.

- Эти имена – славная история Ставрополя и России. Композитор Василий Беневский прежде всего известен тем, что воспел героический «Варяг» в знаменитой «Плещут холодные волны…». Но ведь Беневского хорошо знают в Европе благодаря разработанной им уникальной методике музыкального образования, самой передовой в свое время. А директор мужской гимназии Януарий Неверов – известная в педагогическом поле личность, человек, поднявший обучение на новый уровень. А среди его воспитанников, например, Евгений Фелицын, известнейший краевед Кавказа, чье имя присвоено Краснодарскому музею. А также упомянутые Лопатин, Хетагуров… Они стали проводниками особой кавказско-российской культуры. Мощную культурную основу заложил в регионе художник-педагог Василий Смирнов. Выпускник Российской академии мог бы проявить себя как художник, он же, приехав сюда, 49 лет отдал творческому развитию молодежи.

- Можно сказать однозначно: в отечественной истории Ставрополь как культурная столица состоялся и утвердился прочно.

- Чему еще один пример – археологические изыскания на Юге России. Они начались с двух точек – Крым и Ставрополь. Крым, понятно: античность. А Ставрополь – это многовековое наследие всех когда-либо живших здесь кавказских народов. Первые шаги по изучению древней и средневековой истории проведены именно здесь, причем проведены военными: при Доме командующего уже в 30-х годах девятнадцатого века была собрана приличная лапидарная коллекция. Это были обычные офицеры, взявшие на себя миссию исследователей! Один из них - Пётр Бутков, впоследствии академик, служил в драгунском полку и здесь собрал материал для первого исторического труда по местным древностям, в том числе памятникам письменности и христианства. Такие образованные офицеры – первые исследователи истории региона. При этом военные несли культуру в местные круги. Через них горцы поступали на русскую службу, ехали учиться в Ставрополь, где получали культурную российскую прививку. И так продолжается в наши дни: в ставропольские вузы едет учиться молодежь со всего Кавказа.

Затем такие подвижники, как Прозрителев, начали изучать историю местных народов. Прозрителев, будучи присяжным поверенным, вел дела представителей разных национальностей и, естественно, регулярно выезжал на места, общался с местными жителями и параллельно получал от них потрясающие материалы для музейных коллекций, которые привозил в Ставрополь, создал экспозицию, написал труд по калмыкам, а они в знак признательности сделали его почетным гражданином Калмыкии.

- Нельзя не сказать о том, как развивался в Ставрополе особый вкус делать город красивым. Ландшафтные дизайнеры прошлого, хотя они так еще не назывались, но заложили эти прекрасные традиции...

- Да, здесь всегда был высокий вкус к градостроительству, благоустройству. Наш знаменитый садовник Бернард Новак до приезда в Ставрополь был садовником у австро-венгерских правителей, а в провинциальном Ставрополе поднял на высочайший уровень озеленение города! А граф Михаил Воронцов, став наместником Кавказа, неутомимо поставлял сюда редкие экземпляры растений, кустарников и деревьев… И эта ландшафтная культура ныне развилась до удивительных высот и красоты необыкновенной. В ней отражается наша любовь к своему замечательному городу.

Ставрополь никогда не был в стороне от прогрессивных тенденций времени. Здесь никогда не было инерции и консерватизма, присущего более старым российским губернским городам. Здесь в культурном смысле находили чистую, нетронутую культурную «пашню», которую можно было возделывать со свободным размахом.

- Так из крепости военной Ставрополь вырос в крепость культурную.

- Совершенно верно. И уже в этой роли продолжает нести свою высокую миссию на Кавказе.

В наши дни примеров этого служения Ставрополя – великое множество. Вот лишь некоторые, самые яркие и масштабные: проходящие у нас всероссийские фестивали молодежи «Студенческая весна» и «Солдатский конверт», Международный творческий форум «Белая акация», Международный конкурс уличной культуры и спорта «КАРДО»… Люди со всей России и мира продолжают открывать для себя удивительный город, о котором когда-то сказал наш известный поэт: «Твоими, Ставрополь, глазами глядит Россия на Кавказ»…