Помнит ли мир спасённый?
В 1944 году Красная Армия вышла к границам СССР, территория страны почти полностью была освобождена от немецких оккупантов и их союзников. Однако до окончательной победы над врагом было еще далеко. В летнюю кампанию этого года советские войска провели семь крупных операций по окружению и разгрому немецких группировок. Итогом стало крушение обороны гитлеровских войск от Западной Двины до Черного моря протяженностью 2200 км. Успехи советских войск и армий союзников по антигитлеровской коалиции привели к тому, что в оккупированных Германией странах активизировалось движение Сопротивления, а союзники Гитлера начали выходить из фашистского блока. В этой связи перед руководством Советского Союза встал вопрос о помощи странам Европы в восстановлении национальных государств и создании пояса дружественных государств в Восточной Европе.
«…гитлеры уходят, народ - остается»
Освободительная миссия Красной Армии в странах Центральной и Восточной Европы до настоящего времени является предметом споров среди российских и зарубежных исследователей: одни считают, что в результате вступления войск Красной Армии эти страны насильно были подвергнуты советизации, другие отмечают, что преобразования социально-политической жизни в регионе шли на фоне обострения отношений членов антигитлеровской коалиции. И вполне логично, говорят историки, что СССР, как и США и Великобритания, втягивал определенные страны в орбиту своего влияния. Однако непреложным остается тот факт, что именно усилиями и ценой жизни более миллиона солдат Красной Армии 11 государств Европы были освобождены от оккупации.
Отметим также тот факт, что вступление Красной Армии на территорию конкретного государства сопровождалось подписанием двухсторонних соглашений либо с правительством страны в изгнании, либо с лидерами движения Сопротивления. СССР строго следовал нормам международного права того времени. Истории о «зверствах» красноармейцев - вымысел. Политуправления всех фронтов и все политические работники проводили курс, обозначенный еще в приказе наркома обороны 23 февраля 1942 г.: «...гитлеры приходят и уходят, а народ германский, государство германское было и остается».
Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай…
Таким образом, Красная Армия начала полномасштабное «гуманитарное наступление» для помощи и устройства послевоенной жизни, освободив 113 млн жителей Восточной Европы, внесла крупный вклад в ликвидацию последствий войны: обезвреживание неразорвавшихся снарядов и мин, восстановление экономики, обеспечение правопорядка и формирование органов власти. В освобожденных районах создавалась система военных комендатур, налаживались их взаимоотношения с местными активистами, решались многочисленные хозяйственные вопросы быстрейшего восстановления транспорта, неотложной продовольственной помощи, организации посевной кампании, издания газет для местного населения. В каждой конкретной стране был свой перечень решаемых задач, но общая линия была неизменной: после разгрома вражеских войск сразу же начиналась организация службы частей Красной Армии на освобожденных территориях и помощи местному населению.
Вот почему органам тыла Вооруженных сил приходилось решать новые, несвойственные им задачи. Советское правительство поставило перед фронтами задачу обеспечить продовольствием гражданское население освобождаемых территорий. Это было важнейшей не только экономической, но и политической задачей, без которой было невозможно добиться построения будущих дружественных отношений с восточноевропейскими народами. Необходимо было обеспечить продуктами питания детей, стариков и женщин городов Венгрии, Польши, Чехословакии, Югославии, Австрии и самой Германии. Так, при освобождении Австрии специальным приказом командующего войсками 3-го Украинского фронта Маршала Советского Союза Ф. Толбухина запрещалось «изъятие у австрийского населения продовольственных ресурсов, тягловой силы, упряжи, повозок и сельскохозяйственного инвентаря».
27 мая 1945 года зам. начпродотдела Интендантского управления 2-го Украинского фронта полковник Кононенко представил план отгрузки продовольствия для населения г. Вены с 25 по 31 мая 1945 г.: соли - 1800 т., растительного масла - 500 т., муки - 1500 т., кофе - 125 т., зерна хлебных злаков - 5822 т., зерна крупяных культур - 317 т. В первой половине июня 1945 г. планировалось поставить: с 1 по 5 июня 1945 г. зерна хлебных злаков - 5 330 т., зерна крупяных культур - 483 т.; с 5 по 10 июня 1945 г. зерна хлебных злаков - 5330 т., зерна крупяных культур - 369 т. С 10 по 15 июня 1945 г. зерна хлебных злаков - 6470 т., зерна крупяных культур - 448 т.
Примечательно, что сами австрийцы в массе своей не опасались наступления Красной Армии, не считали, что советские солдаты представляют опасность. Лишь у зажиточной части австрийского населения, особенно активно сотрудничавшей с немецкими властями, были опасения в отношении Красной Армии. Так, в населенном пункте Цилонгшталь помещик Ротерман перед приходом советских солдат застрелил свою семью и покончил жизнь самоубийством… Но это были единичные случаи.
Красная Армия - освободительница
5 сентября 1944 года советское правительство объявило войну Болгарии, правительство которой оказывало содействие и пособничество фашистской Германии. Несмотря на объявленное состояние войны, в ходе Болгарской операции советская армия не встречала никакого сопротивления со стороны болгарской армии, население встречало советских военнослужащих с цветами и красными флагами. Уже 10 сентября правительство Отечественного фронта объявило о расформировании полиции, жандармерии, роспуске фашистских организаций и создании народной милиции. Также было объявлено о создании Болгарской народной армии, в состав которой были включены бойцы партизанских отрядов и боевых групп, активисты движения Сопротивления и добровольцы.
Советские войска прошли по болгарской территории, не нарушая деятельность местных властей, и в публикациях болгарской прессы того времени говорится, что Красная Армия – освободительница, ее единственная цель – освободить болгарский народ от германского ига, поэтому строго нужно соблюдать дисциплину и закон.
И на территории освобождаемой Венгрии советские военные власти стремились помочь мирным жителям бывшей союзницы Германии. Жителям Будапешта и других промышленных центров было передано на 01.04.1945 г.: зерна - 3342 т., сахара - 220 т., мяса - 170 т. Венгрия была одним из самых последних союзников Третьего рейха, чьи войска принимали участие не только во фронтовых операциях советско-германского фронта, но и в карательных операциях. Поэтому отношения советских военнослужащих и местного населения поначалу были сложными. Как сообщалось в информационной сводке Политуправления 3-го Украинского фронта за 10 - 20 марта 1945 г., часть населения поддалась панике и бежала при приближении советских войск, кое-где местная полиция, оставленная советской военной администрацией, саботировала работу и не занималась организацией граждан на расчистку завалов и организацию работы инфраструктуры. И все же постепенно местное население начинало склоняться в своих предпочтениях в сторону своих освободителей. Газета «Свободный народ» 22 июня 1945 г. проинтервьюировала жителей Будапешта, задавая вопрос: как вы относитесь к приходу советской власти? Ответы жителей содержали самое благожелательное отношение к красноармейцам, о них отзывались как о спасителях, которые действительно начали восстановление страны.
Молоко для детей Берлина
Командование Красной Армии пыталось наладить миную жизнь и в Германии. Так, согласно справке помощника военного коменданта г. Берлина по продснабжению Калиниченко за период с 10.05 по 01.08.1945 г. для снабжения берлинцев советской стороной было передано: муки - 58771,2 т., крупы - 11015, 9 т., мяса - 8199,6 т., жиров - 2116,2 т., картофеля - 97589,6 т., соли - 3527,2 т., сахара - 5221,3 т., чая - 161,6 т., кофе натурального - 382,6 т. О важности нейтрального отношения к немецкому населению и военнопленным у красноармейцев говорили и в руководстве СССР. Так, 20 апреля 1945 г. вышла директива Ставки Верховного Главнокомандования, в которой особо подчеркивалось, что «более гуманное отношение к немцам облегчит нам ведение боевых действий на их территории и, несомненно, снизит упорство немцев в борьбе». Также рекомендовалось рядовых членов национал-социалистической партии «не трогать» в случае их лояльного отношения к Красной Армии. В то же время отдельным пунктом директива требовала не допускать панибратства с немцами.
Характеризует отношение советского правительства к немецкому населению и Постановление Военного совета 1-го Белорусского фронта от 31 мая 1945 г. № 080 «О снабжении молоком детей Берлина». Согласно документу, дети жителей Берлина до 8 лет должны были получать молоко. Поставлять молоко планировалось за счет использования молочных ресурсов пригорода германской столицы в количестве 70000 литров ежедневно и передачи из трофейного скота 5000 голов дойных молочных коров.
Наряду со всем этим были отдельные случаи проявления агрессии со стороны красноармейцев к немцам, ведь советские солдаты видели, что сделали оккупанты на их земле. Но эти единичные «эксцессы» жестко пресекались. Маршал Г.К. Жуков считал это недостойным бойцов, сержантов и офицеров, «честно сражающихся в бою за нашу Родину». И в основном отношение красноармейцев к немцам, несмотря на все злодеяния, которые совершили немецкие оккупанты в СССР, было гуманным. По воспоминаниям санинструктора Софьи Кунцевич, когда советские войска перешли границу, у нее было желание отомстить немцам. «Я думала, что когда мы войдем в Германию, то у меня ни к кому пощады не будет. Сколько ненависти скопилось в груди! Почему я должна пожалеть его ребенка, если он убил моего? Почему я должна пожалеть его мать, если он мою повесил? Почему я должна не трогать его дом, если он мой сжег? Почему? Хотелось увидеть их жен, матерей, родивших таких сыновей. Как они будут смотреть нам в глаза?.. Пришли в какой-то поселок, дети бегают - голодные, несчастные. И я, которая клялась, что всех их ненавижу, я соберу у своих ребят все, что у них есть, что осталось от пайка, любой кусочек сахара, и отдам немецким детям. Конечно, я не забыла, я помнила обо всем, но смотреть спокойно в голодные детские глаза я не могла».
Понятно, что отношение населения столицы Германии к красноармейцам в первое время было настороженно-враждебным. Однако, убеждаясь в том, что бойцы Красной Армии реагируют на местное население нейтрально, берлинцы изменили свое отношение, понимая, что продовольственную помощь им оказывает именно советское правительство и солдаты.
Эшелоны с хлебом шли в Европу
Активное содействие в восстановлении страны оказывал Советский Союз и Польше. Согласно шифровке № 11161 от 26.02.1945 г. Военным советам 1-го, 2-го, 3-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов они обязывались передать временному польскому правительству с 1 по 20 марта 1945 г. 2000 грузовых автомашин. А распоряжение Государственного Комитета Обороны № ГОКО-6999сс от 24 ноября 1944 г. установило обязанность начальника тыла Красной Армии А.В. Хрулёва в ноябре - декабре 1944 г. отгрузить 62166 комплектов обмундирования для Войска польского и милиции и войск безопасности, а также 250000 комплектов теплых вещей. Польше также выдавался посевной материал.
Достаточно сдержанно и мудро вели себя красноармейцы и на территории Румынии. Постановление Государственного Комитета Обороны № 5594 от 10 апреля 1944 г. определяло миссию Красной Армии как исключительно освободительную для румынского народа. Единственная цель, которую ставило военное и политическое руководство СССР перед армией в Румынии, - полное уничтожение немецко-фашистских войск, продолжающих оказывать сопротивление. Важно отметить, что красноармейцы старались бережно относиться как к имуществу местного населения, так и к памятникам истории и культуры, религиозного культа. Об этом свидетельствует письмо патриарха Румынии Никодима в Союзную контрольную комиссию с выражением благодарности Красной Армии за защиту имущества и «спокойствия» монастырей.
Гуманитарную помощь оказывало советское правительство и населению Чехословакии. В донесении заместителю народного комиссара Н.А. Булганину генерал-лейтенанта Шикина читаем: «подавляющее большинство населения Чехии и Моравии встретило Красную Армию восторженно и радостно. В лице советских воинов чехи видят своих братьев-освободителей от немецко-фашистского ига. Приход Красной Армии в Прагу превратился во всенародный праздник».
Такие же сведения сохранились и об отношении жителей Братиславы к красноармейцам. Генерал-лейтенант Шикин отмечает, что «население встречает наши войска хорошо. В беседах с советскими военнослужащими словаки выражают свои чувства радости освобождения от немецко-фашистского ига и свою горячую благодарность Красной Армии, протянувшей руку помощи словацкому народу».
Подвиг освободителя останется в веках
Говоря об отношении красноармейцев и советского правительства к европейским народам, в том числе воевавшим против Советского Союза, необходимо отметить отсутствие желания поработить или уничтожить эти народы. Публикации зарубежной прессы о ненависти советских людей к немцам И. Сталин назвал «глупой брехней» и «неумной клеветой», отметив, что немецко-фашистских оккупантов красноармейцы уничтожают не из-за их национальной принадлежности, а потому что они хотят поработить нашу Родину. Сталин предположил, что «война за освобождение советской земли приведет к изгнанию или уничтожению клики Гитлера». Однако призвал не отождествлять «клику Гитлера с германским народом, с германским государством».
О благих намерениях красноармейцев говорят и их подвиги во время освобождения Европы от нацистов. Так, например, ценой жизней 38661 красноармейца было спасено такое достояние культуры, как австрийский Имперский мост. В благодарность за это в августе 1945 года жители Вены на площади Шварценбергплац установили памятник советским солдатам, погибшим при освобождении страны.
В историю вписан и геройский поступок советских разведчиков под руководством А.Н. Ботяна, спасших заминированный Краков от уничтожения. В мае 1944 года по заданию Центра группа из 28 человек совершила переход в Польшу, имея задачу организации разведки расположения и передвижения противника в районе города Кракова. Благодаря хорошему знанию польского языка и культуры местного населения, а также своим организаторским способностям Алексей Ботян сумел организовать взаимодействие и совместные боевые операции с такими разными политическими силами, как части Армии Крайовой, Армии Людовой и крестьянскими Батальонами хлопскими. Группе Алексея Ботяна удалось обосноваться в районе Кракова и развернуть широкую разведывательную и диверсионную деятельность. В конце 1944 года бойцами группы был захвачен инженер-картограф Зигмунд Огарек, этнический поляк, мобилизованный в состав гитлеровской армии и служивший в тыловых подразделениях вермахта. Огарек дал ценные показания о складе взрывчатки, доставленной в Ягеллонский замок в городе Новы-Сонч, которую, по одной из версий, предполагалось использовать для уничтожения исторического центра Кракова, Рожновской плотины и мостов через реку Дунаец. Алексею Ботяну удалось внедрить в находящийся в 90 км от Кракова замок под видом грузчика польского патриота, который установил мину замедленного действия. В разгар наступления Красной Армии, утром 18 января 1945 года, мина была приведена в действие, и вражеский склад взлетел на воздух. На следующий день, 19 января, в Краков вошли передовые части 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза Ивана Конева. Город практически не пострадал в ходе боевых действий (было взорвано лишь несколько мостов через Вислу).
Сохраним историческую правду
Таким образом, в ходе освобождения Европы основной задачей советского правительства было оказание помощи голодающим, обеспечение населения продовольствием. Помощь освобожденным странам Европы можно разделить на следующие категории: восстановление промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение правопорядка, продовольственная и вещевая помощь, которая заключалась как в прямых поставках продовольствия, так и в обеспечении посевным материалом, медицинское обслуживание, спасение культурных, религиозных, исторических ценностей, помощь в восстановлении образовательной системы.
Весь этот огромный комплекс реализовывался Советским Союзом, который при этом еще и должен был возродить собственную страну после страшных разрушений и страданий, пережитых нашим народом. Сегодня мы вправе задать народам Европы простой вопрос: «А помнит ли мир спасенный?!».
26 апреля 2025 года

Помнит ли мир спасённый?
Доброй акции исполнилось четверть века

Мама поэтессы-инвалида из села Новоселицкого рассказала о первых шагах дочери в литературе

Молодые родители на Ставрополье могут воспользоваться услугой по присмотру за детьми

В Ставрополе пройдёт турнир по бадминтону памяти героя СВО Алексея Чистякова
