08:20, 5 марта 2025 года

Необычный раритет получил место для экспонирования в музее изоискусств в Ставрополе

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств взору посетителя не так давно стал доступен совершенно необычный даже среди всего многообразного музейного богатства предмет. То есть предметом он называется на профессиональном языке музейщиков, а по сути - уникальный раритет, единственный в своем роде на Северном Кавказе.

На профессиональном творческом языке его называют словом «шпалера», тоже, признаться, практически не встречающемся в нашем северокавказском лексиконе. Но какая же красота появилась на стене одного из музейных залов! Сказочная! Точнее сказать - мифологическая. Ведь уже в названии ее звучит отсыл к одному из мифов Древнего мира. А создан сей шедевр лет этак триста-четыреста назад чудесными мастерами, творившими во Франции, да не где-нибудь, а в мастерской при королевском дворе.

Как спустя столетия шпалера очутилась сначала в Петербурге, а потом в Ставрополе - сюжет для пока еще не написанного грандиозного детектива… Кстати, в залах «Золотая коллекция» на выставке «От античности до модерна» можно увидеть предметы искусства, которые в 1964 году были переданы в фонды музея из собрания Эрмитажа. Однако представлены не все предметы, один просто не смог войти в экспозицию из-за своего большого размера: 359 на 305 см. Никак такое не втиснуть под своды старинного и красивейшего, но не столь высокого особняка, увы…

Сюжет шпалеры «Вертумн и Помона», прямо скажем, известен лишь самому узкому кругу искусствоведов, он даже среди мифов школьной учебной программы истории Древнего Рима и Древней Греции не фигурирует, теряется на фоне знаменитых чудес Зевса или Геракла. Хотя история в нем заключена замечательная. О героях мифа мне поведала хранитель музейных предметов Светлана Гайденко (на снимке):

- Вертумн - римское божество этрусского происхождения, культ которого заимствован из города этрусков Вольсинии. Имя Вертумн римляне производили от глагола vertere - «поворачиваться» и считали его божеством превращений и смены времен года. Существовало предание, что Вертумн обратил вспять воды разлившегося Тибра (река в Италии) и преуспел в сватовстве к неприступной красавице Помоне благодаря искусству принимать любые обличия. Помону в иерархии мифологии считали богиней плодородия и фруктовых деревьев. Так вот Вертумн, очарованный девушкой, хитрым превращением в старушку-гадалку предрек себя в ее мужья, не стесняясь при этом всячески расхваливать свои благородные качества. Что ж, прием и доныне успешно используемый сердцеедами.

Искусствоведы выдвигали раз-

ные версии по поводу выпуска шпалеры и даже самого ее названия. Поступила она в Ставропольский изомузей, определяемая как «шпалера с изображением мифологического сюжета…» с вопросительным знаком. При этом старинный шедевр пребывал буквально в плачевном состоянии. Но почему шпалеру направили в региональный музей в сильно поврежденном виде? Оказывается, пояснила Светлана Николаевна, первый директор музея и поистине легендарная личность в его истории Борис Бендик в далеком 1964 году лично побывал в Северной столице и попросил укрепить фонды молодого учреждения из безбрежных запасников Государственного Эрмитажа. Это в ту пору было частью государственной политики поддержки формирующихся региональных художественных собраний. Так около 200 предметов искусства передали в Ставрополь, и тогда появилась ныне известная «Золотая коллекция».

Ставропольские музейщики, да и сотни ценителей с благодарностью доныне вспоминают этот замечательный гражданский поступок Б. Бендика, осмелившегося взять весьма «потрепанную» шпалеру. Как же правильно он сделал! Хотя потом она еще много лет оставалась в запасниках и терпеливо ждала к себе внимания специалистов. Реставрировать начали только в 1992 году - через тридцать лет. Кстати, приехавшая из столицы реставратор изумилась качеству этой работы, особенно качеству цвета: между прочим, то, что шпалера десятилетия вынужденно пребывала в музейном хранилище в свернутом рулоне, спасло сохранность ее красок! А цвета в ней все натуральные, краски вручную изготавливались европейскими мастерами по только им ведомым рецептам.

Однако и после успешной реставрации размещение шпалеры долго оставалось под вопросом. И поистине сказочный сюжет о красивой любви все еще был недоступен глазам ставропольской публики. Вообще шпалера - жанр особый. Когда-то она служила как для украшения, так и для банального утепления помещений богатых дворцов, отапливать которые было непросто. Шпалеры столь больших размеров укрывали целые стены. Их также развешивали в соборах и ратушах, а во время турниров - на трибунах зрителей. В праздничные дни ковры вывешивали на балконах и подоконниках, тем самым украшая улицы европейских городов. Ну а в наше время шпалеры, подобные этой, могут служить великолепным наглядным пособием при изучении мифологии и истории. К тому же сюжет именно этого произведения сам по себе оригинален, его почти нигде не упоминают широко, разве что в кругу ученых… Как призналась С. Гайденко, она и сама благодаря шпалере узнала об этих существовавших когда-то мифологических героях.

- Это действительно так. Для музея важно еще и то, что реставрацию шпалеры проводили высокопрофессиональные специалисты известных мастерских. Работы длились целый год. Тогда уже директором музея стала Зоя Белая, благодаря ее инициативе и деловому напору эта сложнейшая операция прошла успешно. Шпалеру вывозили из музея в Москву в реставрационные мастерские, потом вернули в Ставрополь и работали уже на месте. Там ведь разрывы полотна были очень серьезные. В ходе работ ее основу продублировали: на задней стороне она покрыта плотным холстом, а к холсту прикрепили специальный «карман», через который теперь протянута крепкая труба. И за счет этой трубы шпалера может спокойно, надежно, безопасно для своей сохранности висеть на новой подложке. Своя-то родная, износившаяся от времени ткань просто не удержала бы такую тяжелую по весу картину.

Помимо уникального материала и сюжета наша шпалера имеет и примечательное обрамление в виде нарисованной «рамы» с целым сонмом своих тоже мифологических персонажей. Рассказ о каждом - отдельная познавательно-увлекательная история, особенно про изображенных на «раме» римских императоров - покровителей искусств. Или об очаровательно-веселых младенцах-путти - этаких «смайликах» Древнего мира… Автор всех сюжетов явно отлично знал мифологию и сумел очень эффектно представить целую художественную энциклопедию знаний. Шпалера «Вертумн и Помона» - готовый материал для экскурсии у одного экспоната, настолько она содержательна. И как конкретный миф, и как образец жанра в искусстве, и как насыщенная иллюстрация своей эпохи… Зашифрованная пока для нашего современника и только любопытным искусствоведам потихоньку раскрывающая свои тайны.

Остается загадкой путь шпалеры из Франции в Россию, не известны ни время, ни канал ее поступления, и данных об этом нет даже в Эрмитаже, во всяком случае, запрос туда ставропольских искусствоведов остался без ответа. (Между прочим, в пространстве самого Эрмитажа шпалеры присутствуют в огромном количестве, украшая стены многих залов.) Возможно, кто-то из восхищенных знатоков привез ее в качестве военного трофея после победы над Наполеоном... А затем, уже после революции 1917 года, она была национализирована из какого-то богатого дома вместе с тысячами других образцов искусства. Версий много. Главное, теперь она в Ставрополе, куда и не мечтала попасть.

Сегодня жанр шпалеры, как рассказала С. Гайденко, тоже существует, но уже в совсем ином образном выражении. Им занимаются отдельные мастера в России, работы которых тоже есть в Ставропольском изомузее. Правда, нынешние гораздо скромнее по размерам, с более современными сюжетами или вообще абстрактными фантазиями. Они изредка появляются в рамках тематических выставок, а вот «главная» шпалера никак не укладывается ни в одну из тем. Ей явно нужна своя особая экскурсия. Радует то, что она наконец обрела постоянное место и доступность зрителю, который, впрочем, пока что просто проходит мимо этого чуда. Уверена: большинство воспринимает ее как некое художественное заполнение музейной стены. Причем, когда в этом зале организуется очередная экспозиция, шпалеру, как правило, укрывает специальный занавес, маскирует, по сути, чтобы не возникало диссонанса с выставкой.

Слушая рассказ Светланы Николаевны о шпалере, чувствуешь, как в ней словно пробуждается живая душа популяризатора, как ей хочется поделиться всеми этими удивительными знаниями… Не сомневаюсь, молодежь, приглашенная на встречу с раритетом, будет слушать историю шпалеры буквально с раскрытыми глазами и ртами… Да тут вообще просится красочный сценарий для полноценного художественного фильма…

- В запасах музея много такого, что редко попадает в текущие экспозиции, - говорит С. Гайденко. - Ведь даже «Золотая коллекция» не вмещает все, что могло бы здесь оказаться: музейной площади на все не хватит. Сейчас, например, почти все западное живописное искусство находится в хранилище. Крупные плотна мы иногда по очереди достаем из фонда, как музейщики говорят - прогуляться немного… Подышать… Вот и шпалера теперь задышала!

Красивой сказкой о любви называют музейщики шпалеру «Вертумн и Помона». Да, историей Ромео и Джульетты отнюдь не ограничиваются любовные сюжеты всех видов искусств и литературы. И мы сегодня благодаря обретенному редчайшему музейному экспонату можем окунуться в интереснейшие закрома истории, познакомиться с содержанием древнеиталийского мифа, изложенного Овидием, с эпохой Средних веков и их замечательными мастерами, с понятием стиля барокко, с особенностями шпалерного искусства, очень специфичного, трудоемкого, дорогого… А для самих музейщиков главное во всей этой истории то, что они получили еще одну возможность восхищать и удивлять зрителя.

«Аллегория как воплощение чуда»
Газета «Ставропольская правда»
5 марта 2025 года