13:24, 4 марта 2025 года

Ставропольцам рекомендуют изучать условия при оформлении любой финансовой услуги

Невнимательность и спешка при оформлении финансовых услуг, будь то вклад, кредит, страховка или что-то другое, могут сыграть злую шутку. Быстро проставленные «галочки» в договорах порой оборачиваются и ощутимыми переплатами, и навязчивой рекламной рассылкой. А иногда вы и вовсе получаете совсем не то, что изначально хотелось.

Действительно, для увеличения объема продаж тех или иных услуг банки, страховые компании и микрофинансовые организации не гнушаются прибегать к различным уловкам, констатировал управляющий Ставропольским отделением Южного ГУ Банка России Георгий Тикунов. Вопросы по защите прав потребителей финансовых услуг журналисты смогли задать ему на пресс-конференции в Региональном информационном центре, который работает на базе ТАСС в СтГАУ при организационной поддержке ИА «Победа 26».

Погоня за согласием

Ярким примером могут служить так называемые «галочки», часто используемые для навязывания дополнительных услуг – зачастую не бесплатных. Расчет, безусловно, сделан на то, что потребитель просто не захочет вчитываться и быстро проставит их в нужных местах. Именно так, в частности, «галочка-согласие» в графе с абстрактным названием «услуги страхования» при оформлении кредита порой превращается в покупку не одного полиса (который вроде как снижает процентную ставку и о котором предупредил менеджер), а сразу нескольких.

А на тех, кто уже обжигался и как раз старается не ставить лишних согласий, рассчитан обратный вариант: «галочка» нужна уже для отмены дополнительного условия. И это также не каждый может вовремя заметить. А между тем отметка позволяет банку, к примеру, докучать вам рекламными звонками и рассылками.

«Выход один – проверять, что именно скрывается за галочками и нечеткими формулировками, – напомнил Георгий Тикунов. – Внимательно, без спешки изучите все условия оформляемого продукта или услуги, в том числе и те, что написаны мелким шрифтом или под звездочками».

Условия отказа

Можно ли впоследствии отказаться от навязанной и ненужной услуги? Как прозвучало на пресс-конференции, по закону обязательными являются только страховки недвижимости при оформлении ипотеки. Любые другие полисы и дополнительные услуги – это сугубо добровольный выбор. И у потребителя есть полное право отозвать свое согласие.

Для этого предусмотрен так называемый период охлаждения. В большинстве случаев он длится 30 дней с момента оформления договора. А сумма возврата средств, уплаченных за ненужный сервис, зависит от того, начал ли человек уже получать услуги или нет.

Для того чтобы воспользоваться периодом охлаждения, пояснил Георгий Тикунов, достаточно подать заявление в свободной форме поставщику услуги. Например, им является страховая компания при покупке полиса в процессе оформления банковского кредита. Заявление нужно подкрепить копией паспорта, заключенным договором, а также передать банковские реквизиты для возврата денег. Они должны поступить на счет в течение семи рабочих дней.

Если же деньги так и не вернули или вы заплатили за услуги, которые должны быть бесплатными, – жалуйтесь в Банк России, резюмировал Георгий Тикунов. Это можно сделать через интернет-приемную на официальном сайте регулятора, в чате мобильного приложения «ЦБ онлайн» или по телефонам контактного центра 8 800 300-30-00 (короткий номер 300).

По этим же каналам можно направлять обращения при нарушении ваших прав любой финансовой организацией, имеющей действующую лицензию ЦБ РФ или состоящей в одном из его реестров (все они опубликованы на сайте cbr.ru). Это наряду с банками, МФО и страховщиками могут быть ломбарды, пенсионные и инвестиционные фонды, брокеры, форекс-дилеры, биржи. Банк России рассмотрит обращение и ответит вам в течение 30 дней. Если вопрос требует особенно серьезного надзорного разбирательства, этот срок может быть увеличен.

Однако в том случае, если вы пострадали от действий «теневых» организаций, то есть действующих вне легального поля, следует обращаться в правоохранительные органы.

Предоставьте паспорт

К слову, недовольство потребителей и жалобы действительно позволяют менять тренды на финансовом рынке и оздоравливать его.

Вспомним, что не далее, чем пару лет назад, на слуху были истории о недобросовестности банков, когда вместо вкладов людям массово навязывали инвестиционное страхование жизни. Такие некорректные продажи финансисты называют мисселинг: человека намеренно вводят в заблуждение и пытаются продать не тот товар или услугу, за которыми он обратился изначально. И при этом клиенту еще и не сообщают о важных особенностях этого продукта. Например, в случае с упомянутым инвестстрахованием жизни это негарантированная доходность.

После многочисленных обращений регулятором был предпринят ряд мер, в том числе законодательных, и ситуация поменялась. Так, число жалоб на мисселинг на Ставрополье упало до минимума – в прошлом году от жителей края поступило лишь четыре претензии на такие действия банков, констатировал Георгий Тикунов. Хотя еще два года назад это количество исчислялось десятками.

Прежде всего, рассказал он, с октября 2022 года все банки до подписания договора обязаны предоставлять гражданам так называемый ключевой информационный документ – проще говоря, паспорт финансового продукта. В нем кратко, доступно и по существу должны быть изложены все детали, и пресловутый «мелкий шрифт» недопустим. Тогда у клиента будет ясное понимание, что именно он приобретает.

«Кроме того, мы регулярно следим за жалобами на мисселинг. Когда кто-то продает нечестно, то репутационная тень ложится на весь финансовый рынок. Поэтому по всем подтвержденным случаям такого обмана Банк России применяет к виновным меры надзорного реагирования, и очень жесткие», - сказал Георгий Тикунов.

По России случаи мисселинга сократились более чем в два раза. Тренд на снижение начался после того, как в 2023 году Банк России был наделен полномочиями приостанавливать продажи финуслуг, при которых были нарушены правила информирования людей.

В целом же за прошлый год ставропольцы направили в Банк России почти 3,4 тысячи жалоб на финансовые организации, что сопоставимо с количеством обращений в 2023 году. Факт, что чаще всего жители края жалуются на действия банков, причем заметно выросло недовольство качеством обслуживания в кредитных организациях. Также отмечен существенный рост – в полтора раза – числа жалоб на финансовых мошенников.

Юлия ПЛАТОНОВА