08:50, 27 февраля 2025 года

Новые подходы к подготовке кадров

В этом году важнейшим направлением деятельности органов государственной власти Ставрополья, как и по всей России, обозначено кадровое направление. Речь идет о мерах обеспечения экономики кадрами в рамках национального проекта «Кадры». Результатом реализации проекта станет увеличение обращений граждан в поисках работы и снижение времени трудоустройства, а также рост числа работодателей, ищущих кадры через службу занятости, появление новых, эффективных инструментов повышения кадрового потенциала, а также решения проблем оперативного подбора и адаптации персонала на рабочем месте, переобучения работников. На Ставрополье это направление координируют министерство труда и социальной защиты населения СК и Краевой кадровый центр «Работа России», деятельность которого строится в рамках государственной программы Ставропольского края «Развитие сферы труда и занятости населения».

Об основных задачах, диктуемых краевой программой и нацпроектом, рассказывает директор Ставропольского краевого кадрового центра «Работа России» Виктория Полюбина.

- Виктория Владимировна, прежде чем говорить о новых задачах, предлагаю поделиться опытом деятельности центра в минувшем году, на чем было сосредоточено основное внимание?

- Думаю, следует отметить, что сегодня рынок труда Ставропольского края в целом характеризуется высокой численностью занятых и исторически низким уровнем безработицы. Так, уровень регистрируемой безработицы по краю в 2022 году составлял 0,6 процента, в 2023 году этот показатель находился на уровне 0,5 процента, тогда как в 2024 году достиг рекордно низкого уровня 0,3 процента. Существенно изменился и количественный показатель безработных граждан, и профессиональный состав. Если посмотреть на динамику трудоустройства в целом, мы увидим, что жители края трудоустраивались на предприятия ОПК, в социальные, медицинские и образовательные учреждения, пополнили коллективы предприятий ЖКХ и сельского хозяйства, коммерческих организаций, занимали вакансии педагогов, менеджеров, животноводов, сварщиков, экономистов, водителей, инженеров. Таким образом, шла последовательная системная работа кадрового центра с получателями государственных услуг, итоги которой являются результатом внедрения комплексного подхода в оказании услуг в соответствии жизненными ситуациями граждан и сложившимися бизнес-ситуациями работодателей.

- Какова сегодня ситуация с занятостью населения в Ставропольском крае? Какие отрасли испытывают потребности в каких кадрах?

- В течение предыдущих двух-трех лет работодателям пришлось адаптироваться к ситуации кадрового голода, и конечно, они активно искали новые резервы за счет снятия барьеров в найме. Конкуренцию за кадры пока выигрывает сфера услуг, заработные платы растут быстрее инфляции, набирает обороты тренд на удержание персонала. В 2024 году спрос на персонал значительно вырос: число вакансий увеличилось на 7-10 процентов, а темп прироста количества резюме не покрывает кадровые потребности рынка. Персонала по-прежнему не хватает. Наиболее востребованы в экономике края квалифицированные рабочие, водители грузовых автомобилей, машинисты спецтехники, линейные сотрудники в ритейле, складской персонал и курьеры.

Можно с удовлетворением отметить, что показатель трудоустройства в 2024 году составил более 70 процентов. Такие результаты стали возможными благодаря внедрению клиентоцентричного подхода и бережливых инструментов.

- Наверняка в решении задач нового нацпроекта значительным подспорьем станет опыт, накопленный центром в ходе реализации регионального проекта «Содействие занятости».

- Обязательно опираемся на формы, которые показали себя успешными. Было немало сделано для организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан с целью последующего их трудоустройства. Большое внимание социальная отрасль края уделяла и сохранению занятости, и становлению самостоятельной профессиональной деятельности – самозанятости граждан. Мы также старались оказывать поддержку жителям края в приобретении компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда. Участниками этих мероприятий стали не только предпенсионеры, граждане в возрасте 50 лет и старше, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, и женщины, не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей дошкольного возраста, но также молодежь в возрасте до 35 лет, испытывающая трудности на рынке труда. Большое внимание уделено таким категориям, как работники, находящиеся под риском увольнения, и лица, получившие удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища, прибывшие в Российскую Федерацию с территорий Украины, ЛНР и ДНР.

В 2024 году обучение граждан по востребованным профессиям было организовано с целью закрытия кадровой потребности работодателей. Активнее всего пополнить свой уровень знаний, повысить навыки и компетенции, а также получить новую профессию или специальность стремились граждане, ищущие работу, люди предпенсионного возраста и молодые мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Наиболее востребованными стали программы «Психолог-консультант», «Управление в сфере туризма», «Электрогазосварщик», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию» и другие.

- Виктория Владимировна, в чем особенности нового нацпроекта «Кадры» и регионального проекта «Управление рынком труда»?

- В условиях меняющегося рынка труда вопросы содействия занятости остаются актуальными. На рынке труда по-прежнему есть люди, которые не могут полностью реализовать свой потенциал или испытывают трудности с трудоустройством. В 2025 году Ставропольский край вошел в число 17 участников федерального проекта по комплексной модернизации службы занятости, реализуемой нами в рамках регионального проекта «Управление рынком труда». Значительно усложнились и задачи кадровых подразделений предприятий. В ответ на эти запросы центры занятости трансформируются в кадровые центры, предоставляющие широкий спектр услуг - от формирования кадрового резерва компаний до помощи в построении карьерных траекторий соискателей. Программа модернизации включает не только обновленные офисные пространства, которые создаются по единым стандартам, удобную внутреннюю навигацию и выделенные функциональные зоны для работы с посетителями, но и принципиально новые подходы к организации работы, оказанию услуг и решению вопросов соискателей и работодателей, включая персональное сопровождение и консультирование.

- Вы упомянули такое понятие, как клиентоцентричность, что оно собой представляет?

- Это комплекс действий специалистов центра в интересах клиентов. Мы понимаем, что сегодня у нас клиент требовательный, он ждет внимания и помощи в разрешении всех его проблем. Причем, как сегодня говорят, в одном окне.

Поэтому с нынешнего года действует система персональных консультантов: человек приходит к одному специалисту, а не бегает по разным отделам центра занятости на территории своего проживания. Что, конечно, ставит дополнительные задачи перед нашими работниками. На это направлено корпоративное обучение: каждую неделю специалисты получают оперативную информацию о реализуемых программах, о возможностях, которыми может воспользоваться клиент в службе занятости. Кроме того, приходя в центр занятости, клиент теперь заполняет индивидуальный план трудоустройства. Это предполагает нашу с ним взаимную ответственность. Клиент, рассчитывая на помощь центра, берет на себя обязательство, что и он должен предпринять ряд шагов в поиске работы. А ситуации бывают самые разные. Например, если это человек длительно не работающий, можно предполагать заниженную мотивацию к трудоустройству и утрату части компетенций, конечно, ему будет сложнее устроиться. А другой недавно уволился, или не так давно получил образование, или повышал квалификацию. И мы понимаем, что в первом случае придется приложить максимум усилий, а во втором человек не просто быстро найдет работу, но сможет с нашей помощью даже повысить квалификацию или через соответствующее обучение поменять профиль деятельности. Все это в интересах клиента и ему во благо, причем все – со знанием его качеств, потребностей. У нас про это говорится «надеть на себя тапочки клиента»… Пройти путь клиента вместе с ним и быть полностью заинтересованным в том, чтобы он получил помощь, которая приведет к результату.

Сегодня в Краевом кадровом центре уже действует группа клиентоцентричности: это наши представители в каждом центре занятости по краю. Они распространяют этот опыт среди коллег, в частности, на наших обучающих мероприятиях, причем не формализованно, а буквально с вложением частички своей души. Мы каждый день проходим путь клиента, в своих группах активно это обсуждаем, ведем диалоги, сообща отрабатываем оптимальные варианты. Мы говорим об этом и с самими клиентами в наших пабликах, соцсетях, и люди всегда ценят доброе к ним расположение.

Краевой кадровый центр имеет представительства во всех муниципальных округах края. Министерством труда и соцзащиты населения СК были проанализированы условия рынка труда, количество и профили действующих учебных заведений, по итогам созданы 11 центров занятости первого уровня, а в небольших муниципальных образованиях - точки присутствия, в которых работают универсальные специалисты, оказывающие услуги на местах, проводящие консультации по вакансиям.

- На какой стадии сейчас находится процесс модернизации служб занятости?

- Минтрудом РФ был разработан единый подход, в соответствии с которым места приема посетителей в центрах занятости должны соответствовать определенным требованиям и по внешнему облику, и по оснащенности рабочих мест специалистов оборудованием, и по приведению к единому стандарту методов взаимодействия с гражданами и работодателями. У нас создана служба карьерных и кадровых консультантов. Обращаясь в центр занятости, человек имеет возможность не просто вернуться в профессию, но и выстроить на перспективу свой рост. Проанализировать вместе со специалистом рынок труда, увидеть разные сферы для развития, узнать, какие ему потребуются дополнительные компетенции. Таким образом, центры занятости становятся центрами карьеры для клиентов.

- Это уже не только трудоустройство…

- Да, основной подход – знать как потребности клиента, так и его возможности. Речь идет о диагностике профессиональных компетенций и выявлении потенциала человека в открытии, например, собственного дела, а в этой связи – о подборе дополнительных мероприятий, таких как «Мой бизнес». Здесь мы опираемся на сотрудничество с Фондом развития предпринимательства. Ну а для работодателя это не только помощь в подборе требуемых кадров, но и формировании кадрового резерва на перспективу. Наши кадровые консультанты могут брать на себя роль аутсорсинга для работодателя, сопровождая данную организацию. Заявленные сегодня работодателями края 30 тысяч рабочих мест и сегодняшнее количество безработных не то соотношение, которое способно удовлетворить потребности. Поэтому кадровый центр берет на себя роль связующего звена между студенчеством и работодателями, тесно взаимодействуя с центрами трудоустройства молодежи вузов и ссузов. Для этого центром уже заключены более ста соглашений о сотрудничестве с учебными заведениями. Все это помогает нам понимать будущий кадровый потенциал нашего края. Задача работодателя не просто взять студента на временную работу или стажировку, но одновременно заинтересовать молодого человека, чтобы он затем остался здесь работать. На это нас нацеливает нацпроект «Кадры»: начинать с ранней профориентации, выявляя склонности и потребности со школьного возраста, настраивать организацию летнего трудоустройства именно по тем направлениям, которые соответствуют наклонностям и задаткам конкретного ребенка. Для подростков очень важна грамотная профориентация, как и для его родителей. Свою роль призваны сыграть и специализированные классы в школах – аграрные, медицинские, химические и т. д. Старшеклассник начинает лучше понимать, на какую работу он настроен, как его примет будущий работодатель, который подает заявку на целевое обучение конкретного специалиста, - так выстраивается путь для трудоустройства.

- Как помогут нацпроект «Кадры» и региональный проект «Управление рынком труда» решить актуальные проблемы именно нашего края?

- Нехватка кадров - проблема глобальная для всей страны. Предпринимаемые сегодня меры дают возможность работодателю повышать квалификацию его работников с выбором учебного заведения и возмещением государством затрат на обучение специалиста. Понятно, что нацпроект рассчитан не на один год, результаты его реализации мы увидим через несколько лет, а сейчас все заинтересованные ведомства должны проявить общую готовность к взаимодействию, выстроить его так, чтобы в обществе сложилось понимание системности этой работы. Очень важный момент нацпроекта – первостепенное внимание человеку труда, рабочим профессиям, их популяризация. При поддержке правительства края и министерства труда и соцзащиты населения СК с марта по май в Ставрополе на площадке Центра молодежных проектов пройдет крупномасштабная профориентационная акция – «Фестиваль профессий в Ставропольском крае». Каждая неделя периода будет посвящена конкретному направлению, будут задействованы различные формы мероприятий: профпробы, профтуры для школьников, деловые игры. И на постоянной основе обязательно нужно рассказывать подрастающим поколениям о ценности труда, о рабочих династиях, о людях, посвятивших жизнь любимому делу. Живые человеческие истории, в том числе на примере успешных современных предпринимателей, помогут привить детям уважение к труду. А учебные заведения познакомят ребят с профессиями и сегодняшнего дня, и будущего. Так объединенными усилиями мы сможем дать молодежи интересную работу по душе, а экономике края и страны – умных, правильно сориентированных, нацеленных на успех специалистов.

«Новые подходы к подготовке кадров»
Газета «Ставропольская правда»
1 марта 2025 года